РАЗДЕЛ 11. ГЛОССАРИЙ
Автократичный руководитель - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.
Административные полномочия - форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным
Альтернативные коммуникации (лат. alternative communications) – коммуникации, противоположные по идейной направленности стандартным моделям монополизированной информационно-развлекательной индустрии. Охватывают альтернативные СМИ, популярные концерты, театральные представления, карнавалы, шествия, фестивали, ярмарки, митинги.
Антипатия - чувство неприязни, нерасположения, проявляющиеся в межличностных или межгрупповых отношениях.
Анализ внешней среды - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей
Базисные (основные, первичные) потребности - обычно врожденные потребности, такие как потребностьвыжить.
Барьеры коммуникации – помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.
Вербальные средства коммуникации - устная и письменная разновидности языка.
Вертикальная коммуникация - в иерархических социальных системах - передача информации сверху вниз и снизу вверх.
Вид коммуникации - вариант коммуникации, характеризуемый составом коммуникантов.
Взаимозависимость факторов внешней среды - сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Власть – возможность действовать или способность воздействовать на поведение других людей или ситуацию.
Власть в организации - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.
Власть, основанная на вознаграждении - власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его активную потребность или доставить ему удовольствие
Власть, основанная на принуждении - влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его или се, затруднив удовлетворение насущных потребностей исполнителя.
Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное влияния.
Влияние - поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей.
Вмешательство в ход развития организации - один из видов мероприятий, осуществляемых организацией, подразделением или рабочей группой в ходе организации программы развития организации.
Внешние поощрения - сюда относится все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами такого рода поощрений являются: заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т.п.
Внешняя неопределённость- это функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.
Внутренне вознаграждение - ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например, удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высшего порядка.
Вознаграждение- в рамках теории мотивации - это все, что человеку может казаться ценным.
Вторичные потребности - потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.
Гигиенические факторы - согласно двухфакторной теории Герцберга - это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.