ПЕРВИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТОЧКА Ф.100

 

Первичная медицинская карточка (форма 100) является документом персонального медицинского учета, предназначенным для обеспечения преемственности и последовательности в оказании медицинской помощи пораженным на этапе медицинской эвакуации. Заполненная медицинская карточка имеет также юридическое значение – она свидетельствует факт ранения (заболевания) и дает право раненому (больному) на эвакуацию в тыл, а также получения, в дальнейшем, выплат и льгот, связанных с ранением.

Рис. 66

 

А. Лицевая часть карточки Ф.100

 

 

Рис. 67

Б. Обратная сторона карточки Ф.100

 

Карточка заводится на всех пораженных, выбывших из строя в связи с ранением (заболеванием) на срок не менее одних суток при первом оказании им врачебной помощи. В больнице карточка заполняется в том случае, если пораженный не подлежит лечению в этой больнице и будет эвакуирован в другое лечебное учреждение. Если же он остается на лечение в этой больнице, то заводится история болезни. В отряде первой помощи (или другом этапе, где впервые была оказана врачебная помощь) заполняется только лицевая сторона карточки и ее корешок (записи в корешке и в карточке должны полностью совпадать). После этого корешок отрезается от карточки и используется для составления отчета в том учреждении, которое выдало карточку. Заполненная карточка подписывается врачом, заверяется печатью учреждения и вместе с эвакуируемым пораженным направляется на следующий этап медицинской эвакуации. При этом ф-100 прикрепляется к повязке раненого или вкладывается в левый карман его одежды.

Первичная медицинская карточка пораженного, оставленного в медицинском отряде для лечения используется как история болезни. В этом случае на оборотной стороне карточки ежедневно делаются записи о его состоянии и оказанной медицинской помощи, а по окончании лечения указывается его исход.

Оборотная сторона ф-100 пораженного, поступившего на следующий этап медицинской эвакуации, используется также для записи данных о медицинской помощи, оказанной ему на этом этапе. Заполнение первичной медицинской карточки продолжается до того момента, когда на пораженного заводится история болезни. При этом карточка вклеивается между первым и вторым ее листами.

На оборотной стороне карточки указывается также исход ранения, если он наступил до заполнения история болезни. При возвращении пораженного на производство указывается наименование и почтовый адрес того места, куда он возвращается; в случае смерти – причина и место захоронения умершего. Первичная медицинская карточка пораженного, умершего во время эвакуации, передается в лечебное учреждение, куда был доставлен труп.

Имеющиеся по краям карточки цветные сигнальные полосы предназначены для информирования медицинского персонала последующего этапа медицинской эвакуации о неотложных мероприятиях, в которых нуждается пораженный. Красная полоса «Неотложная помощь» оставляется в тех случаях, когда раненый или больной нуждается в неотложной медицинской помощи. Если необходимости в этом нет, то полосу отрывают при заполнении карточки. Желтая полоса «Санитарная обработка» обозначает необходимость проведения специальной обработки раненого. Черная полоса «Изоляция» оставляется при необходимости временной изоляции раненого (больного). Синяя полоса «Радиационное поражение» оставляется при необходимости в проведении специальных мероприятий при поражении проникающей радиацией. Если раненый нуждается одновременно в нескольких медицинских мероприятиях, на карточке могут быть оставлены две, три или четыре полосы (может не быть и не одной полосы).

 

6.8 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Управление силами и средствами гражданской обороны здравоохранения осуществляется в соответствии с Законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными и распорядительными документами МЗ и СР РФ, приказами и распоряжениями начальников ГО, территориальных органов ГО и ЧС.

Управление – целенаправленная деятельность руководящего состава и органов управления гражданской обороны здравоохранения по поддержанию постоянной готовности подчиненных им формирований и учреждений, подготовке их к медицинскому обеспечению пораженного населения и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Управление представляет собой замкнутую систему (контур), обязательно включающую органы управления, объекты управления и каналы связи (прямые и обратные).

Рис.68

Объект управления
Орган управления

Прямой канал связи

Обратный канал связи


«Замкнутый контур управления»

 

Под органами управления следует понимать командиров и начальников гражданской обороны здравоохранения разных уровней и их штабы. Объект управления – это учреждения и формирования гражданской обороны здравоохранения, коллективы людей или отдельные лица, которые непосредственно осуществляют ЛЭМ.

Сущность управлениязаключается в непрерывном воздействии органов управления на объекты управления для реализации определенных целей.

Управление базируется на предвидении развития общей и медицинской обстановки в военное время, учете возможностей сил и средств гражданской обороны здравоохранения, быстром реагировании на изменения обстановки, своевременном принятии решений и настойчивом проведении их в жизнь.

Для обеспечения управления гражданской обороны здравоохранения создается система управления, представляющая собой совокупность взаимосвязанных органов управления всех звеньев гражданской обороны здравоохранения, а также пунктов управления, системы связи и оповещения. Система управления создает материальную основу процесса управления.

В любых условиях обстановки основу управления ГОЗ составляет решение начальника службы и организация его выполнения.

Процесс управления ГОЗ включает следующие мероприятия:

· непрерывное добывание, сбор, прогнозирование и оценка медико-тактической обстановки в зоне ответственности;

· своевременное принятие решения по организации медицинского обеспечения пораженного населения и доведение задач до подчиненных;

· разработка планов по медицинскому обеспечению населения в военное время и их корректировка;

· подготовка органов управления и сил гражданской обороны здравоохранения к выполнению задач;

· определение состава, мест, порядка развертывания и работы пунктов управления, систем связи и оповещения;

· организация взаимодействия с другими аварийно-спасательными службами ГО, медицинской службой МО РФ, МВД РФ, ФСБ, ФАПСИ, органами и силами, заинтересованных министерств и ведомств.

Управление силами и средствами ГОЗ носит циклический характер. Первый (заблаговременный) цикл начинается в мирное время при подготовке формирований и учреждений гражданской обороны здравоохранения к действиям по медицинскому обеспечению пораженного населения в военное время. Последующие (оперативные) циклы повторяются в ходе их ведения в результате изменения общей и медицинской обстановки и необходимости уточнения решения и планов начальником ГОЗ, что должно обеспечить эффективное выполнение задач по медицинскому обеспечению пораженных в установленные сроки в любых условиях.

Сложность задач, стоящих перед гражданской обороной здравоохранения и условия, в которых они будут решаться, предъявляют повышенные требования к управлению службой. Управление может быть эффективным, если вся система управления будет находиться в высокой готовности, если оно будет непрерывным, устойчивым, оперативным и скрытным – это требования, предъявляемые к управлению.

Обеспечение постоянной готовности системы управления службы к выполнению поставленных задач в любой обстановке, с первых минут возникновения угрозы войны, в т.ч. при внезапном нападении противника, является одной из главных задач, стоящих перед начальником гражданской обороны здравоохранения и его штабом. Поэтому готовность системы управления гражданской обороной здравоохранения должна быть выше готовности сил ГОЗ, т.е. опережать ее.

Под непрерывностью управления понимают постоянное воздействие начальника штаба гражданской обороны здравоохранения на ход выполнения задач. Непрерывность достигается постоянным знанием обстановки, наличием бесперебойной связи с подчиненными, старшим начальником, взаимодействующими силами.

Устойчивость управления определяется способностью начальника штаба ГОЗ выполнять свои функции в любой обстановке военного времени, достигается заблаговременным созданием системы запасных пунктов управления, подготовкой штабов-дублеров, оснащением их соответствующей документацией и техническими средствами связи.

Оперативность заключается в способности начальника и штаба ГОЗ быстро и точно влиять на ход выполнения задач, своевременно реагировать на любые изменения обстановки. Это достигается высоким уровнем оперативной подготовки руководящего звена службы, умением анализировать обстановку, быстро принимать адекватные решения, разрабатывать четкие документы по управлению силами и средствами ГОЗ. Важную роль в повышении оперативности управления играет использование компьютерных систем автоматизации связи и управления.

Скрытность управления означает сохранение в тайне от противника всех проводимых мероприятий по гражданской обороне и достигается путем использования закрытых каналов связи, ограничением круга лиц, допущенных к секретным документам.

Решающая роль в организации и осуществлении управления принадлежит начальнику гражданской обороны здравоохранения, который руководит подчиненными лично и через штаб ГОЗ. Штабы ГОЗ также руководят и направляют деятельность подчиненных штабов, а также осуществляют непосредственное управление формированиями и учреждениями ГОЗ соответствующего уровня.

Для координации деятельности формирований и учреждений ГОЗ, выполняющих задачи по медицинскому обеспечению пораженного населения, осуществления своевременного маневра силами и средствами ГОЗ в ходе организации ЛЭМ в очаге поражения, а также для организации взаимодействия, создаются оперативные группы. Группы формируются из наиболее опытных специалистов органов управления здравоохранением, имеющих соответствующую оперативную подготовку.

Основными принципами управления ГОЗ являются:

-единоначалие;

-централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

-умение анализировать обстановку, делать правильные выводы из нее и предвидеть ход событий;

-оперативность, творчество и высокая организованность в работе;

-твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь;

-личная ответственность начальника ГОЗ, командиров (начальников) учреждений и формирований за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных им задач.

Решение начальника ГОЗ по медицинскому обеспечению населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, отрабатывается в виде плана медицинского обеспечения населения в военное время. План медицинского обеспечения населения в военное время – это комплекс графических и текстовых документов, определяющих объем, организацию и порядок осуществления мероприятий по переводу ГОЗ на военное положение и по выполнению возложенных на нее задач в условиях войны.

Общая структура и основное содержание планов определяются директивой Начальника ГО РФ. Конкретное наполнение и порядок разработки плана медицинского обеспечения населения в военное время на федеральном, межрегиональном, территориальном, местном и объектовом уровнях регламентируются Положением о гражданской обороне здравоохранения, инструкциями и методическими указаниями МЗ и СР РФ.

В плане дается краткая характеристика возможной радиационной, химической, биологической и медицинской обстановки при различных вариантах развязывания и ведения войны – с применением оружия массового поражения и с использованием только обычных средств вооруженной борьбы, излагаются основные задачи службы, поставленные начальником ГО и начальником вышестоящей ГОЗ, и порядок их выполнения при различных степенях готовности ГО, перечисляются силы и средства ГОЗ и распределение их в группировке сил ГО, предназначенной для ведения спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.

Отдельно в плане излагаются вопросы организации медицинского обеспечения населения при планомерном приведении в готовность ГОЗ и при внезапном нападении противника.

Приложениями к плану являются: карта с нанесенной обстановкой и решением начальника ГОЗ на медицинское обеспечение населения в военное время, календарный план выполнения мероприятий ГО и схема организации управления, связи и оповещения. Дополнительно к плану прилагаются различные справочные и расчетные данные, необходимые для планирования медицинского обеспечения населения в военное время:

Сводные данные о формированиях и учреждениях ГОЗ, расчет сил и средств службы для выполнения поставленных задач, документы скрытой связи, план взаимодействия с другими службами ГО и военно-медицинской службой; состав и задачи оперативных групп; расчеты, заявки на получение имущества, проекты решений, приказов, распоряжений, ордера на занятие помещений в загородной зоне при развертывание дополнительных коек ГОЗ и другие материалы.

Условно разработку плана можно разделить на три периода: организационно-подготовительный, практическая разработка документов, согласование и утверждение. Для разработки документов плана штаб ГОЗ организует сбор, изучение и обобщение исходных данных. Исходные данные штаб получает от соответствующих органов ГО ЧС, подчиненных штабов ГОЗ, других аварийно-спасательных служб ГО.

План должен учитывать географические, экономические и демографические характеристики административной территории, особенности ее оперативного положения, реальное состояние местного здравоохранения, военную доктрину вероятного противника о способах начала и ведения войны.

На завершающей стадии разработки документов Плана медицинского обеспечения населения РФ в военное время он согласовывается с МЧС России и утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Планы медицинского обеспечения населения в военное время субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны по согласованию с территориальными органами управления ГО и ЧС и руководителями вышестоящих органов управления здравоохранения.

Корректировка плана осуществляется штабами ГОЗ в порядке и сроки, установленные старшими начальниками. Как правило, она проводится один раз в год по исходным данным на 1 января. Реальность оперативных документов и расчетов плана проверяется в ходе командно-штабных и штабных учений и тренировок.