Модели М.Портера

 

 


Рис. 1. Силы, воздействующие на конкуренцию в отрасли

В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма. Сильными сторонами конкурентов является, то, что они также быстро совершенствуют продукцию, расширяют имеющийся ассортимент. Слабыми сторонами являются: высокие цены на услуги, транспортировку.

В данный момент средний уровень внутриотраслевой конкуренции: средний уровень насыщения рынка по количеству фирм; темп роста рынка- замедляющийся, но растущий; товар на рынке стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается по дополнительным преимуществам; в отношении повышения цен- есть возможность повышения цен только в рамках покрытия роста затрат.

Все фирмы предлагают потребителю однотипное оборудование, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, месте расположения конкурентов, уровне цен, предлагаемом выборе, продукции в наличии и т. д. Например, магазин компании «Сервис-маркет», имеет большую площадь в городе. Он просторен и удобен. Что еще немаловажно, то он находится на первом этаже многоэтажного здания, а многие другие магазины располагаются в подвальных помещениях. Таким образом, уже только своим внешним видом, простором и оформлением магазин сразу же производит благоприятное впечатление на покупателей. ТД «Автоспец» имеет большие размеры. ООО «Автоальянс» имеет несколько торговых точек.

Можно сказать, что фирме следует обращать особое внимание на следующие направления: качество обслуживания, дополнительные услуги (сервис-центр), наличие товара, престижность.

Фирме необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов, развивать уникальность предлагаемого оборудования и повышать воспринимаемую ценность товара, снижать влияние ценовой конкуренции, повышать уровень знаний о товаре.

Параметры, определяющие конкурентоспособность ООО «Прогресс»:

· торгово-сбытовой потенциал -объем реализации торгового предприятия за единицу времени в настоящий момент находится на достаточно высоком уровне;

· ценовая политика- низкая цена, гибкая система скидок- дисконтные карты для постоянных клиентов;

· имидж предприятия - моральный капитал предприятия,фирма имеет положительную известность в определенных кругах потребителей, участник специализированных выставок;

· товар –широкая ассортиментная структура по цене и техническому уровню, достаточные товарные запасы, качество товаров на высоком уровне, сервисное обслуживание,доставка по городу и области);

· трудовые ресурсы-на предприятии работают высококвалифицированные кадры, в штате имеются аттестованные специалисты;

· управленческий и информационно-аналитический потенциал-фирма является официальным дистрибьютором многих известных производителей, имеются лицензии на проведение обслуживающих работ.

Анализ потребителей

Анализ потребителей является одним из самых значимых факторов непосредственного окружения предприятия. Ассортимент продукции сформирован таким образом, чтобы охватить основные группы потребителей. Компания предлагает покупателю продукцию во всех ценовых сегментах и различной тематики (общегаражное оборудование, для шиномонтажных мастерских, для легковых и грузовых автомобилей)

Важнейшей целью предприятия должна быть цель признания потребителей, так как именно признание потребителей значительно влияет на сбыт, получение прибыли и на само существование организации в долгосрочной перспективе. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей потребителей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.

Таким образом, можно выделить следующие основные требования, предъявляемые потребителями к товару:

-выбор качественных товаров по различной цене;

-послепродажный сервис и гарантийное обслуживание, доставка товара;

-консультационная поддержка;

-различные формы оплаты( нал, безнал),рассрочка.

Потребители имеют достаточную силу влияния на компанию, так как спрос имеет определенную емкость и количество покупателей невелико. Но в то же время их требования достаточно различны и им необходим товар, который может предложить только наша фирма, поэтому потребители будет покупать необходимый ему товар. Таким образом, потребители обладают средней рыночной силой.

Анализ поставщиков

Поставщики имеют возможность оказывать прямое влияние на эффективность функционирования их покупателей и заказчиков. Сильные поставщики могут повышать или снижать цены на свои товары, повышать или снижать качество поставляемых товаров и услуг. Значимость товара поставщика для организации заставляет учитывать конкурентоспособность и позиции данного поставщика среди других.

Конкуренция со стороны поставщиков может анализироваться с позиций необходимости установления деловых контактов и возможностей их замены в случае обострения отношений фирмы с поставщиком.

Силу воздействия поставщика на потребителя определяет ряд факторов, в частности:

- баланс спроса и предложения;

- доля закупок потребителя у данного поставщика в общем объеме закупок (чем больше доля, тем больше зависимость от поставщика);

- степень специализированности закупаемых предметов (узкая специализация в меньшей степени влияет на хозяйственную деятельность в целом);

- возможность потребителя приступить к созданию аналога или товара-заменителя, производимого поставщиком, либо закупать его у других поставщиков снижает конкурентную силу поставщика;

- заинтересованность конкурентов-потребителей в данном поставщике повышает конкурентную силу поставщика;

- наличие товаров-заменителей, производимых другими поставщиками, делает потребителя более независимым от поставщика, т.е. снижает конкурентную силу поставщика.

Оценим поставщиков с точки зрения стабильности, надежности и способности к повышению цен:

-фирма имеет широкий выбор поставщиков (поставки товара из Москвы, Самары, Омска, Владивостока,Пскова);

-ресурсы поставщиков по большей степени неограниченны и их предложение недифференцировано;

-фирма не понесет каких-то больших издержек из-за переключения на других поставщиков.

Таким образом, можно говорить о среднем уровне рыночной силы поставщиков.

Анализ угрозы появления новых поставщиков

В настоящий момент отрасль все еще является достаточно привлекательной для инвесторов, есть незанятые ниши в рынке, уровень рентабельности достаточно высок, спрос стабилен.

Появление новых конкурентов могут предупредить следующие входные барьеры:

- Экономия на масштабе и опыте закупки, реализации уже работающих фирм помогает удерживать издержки на таком высоком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам. Наша фирма имеет долгосрочные контракты с поставщиками за счет чего имеет возможность получения максимального дисконта и отсрочек платежей, что не будет доступно новым конкурентам

- Потребность новых конкурентов в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте в масштабе создает, в частности, серьезные препятствия инвестиций новых предприятий. Для создания подобного бизнеса необходимы достаточно крупные капиталовложения, что может быть доступно только крупным инвесторам.

- Дифференциация товаров и услуг, признание покупателями. Наша фирма предлагает огромный ассортимент оборудования для различных потребностей покупателей, который имеет положительную репутацию у потребителей.

- Издержки переориентации новых конкурентов, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала. Для успешного функционирования нашего бизнеса персонал проходит обучающие курса, постоянно повышает квалификацию, проходит обучение в лицензированных учебных центрах, что не всегда доступно новым конкурентам.

- Необходимость создания новой системы каналов распределения. Любой новый конкурент столкнется с проблемой реализации своей продукции, будет необходимо наладить системы сбыта, которые уже имеются у фирмы «Прогресс».

Также любой инвестор столкнется с проблемой быстрого выхода из данного бизнеса, так как не всегда возможно быстро и эффективно реализовать большой объем автосервисного оборудования, таким образом можно говорить о низкой мобильности капитала в данном бизнесе.

Совместный анализ привлекательности рынка и барьеров на вход и выход дает понять, что приход на рынок новых конкурентов возможен, но их появление не сразу скажется на деятельности рассматриваемой организации.

Анализ товаров-заменителей (субститутов)

В данном случае можно говорить не о товарах-заменителях, а о товарах различных торговых марок и стран-производителей, товарах, которые практически идентичны, но имеют небольшие функциональные различия. Таким образом, фирме просто надо расширять ассортимент предлагаемых торговых марок .

 

Рис.2 Конкурентный профиль ООО «Прогресс» и основного конкурента ООО

«Сервис-маркет»