Флорадизайн и фитодизайн жилой среды

Жизнь человека неразрывно связана с природой, а следова­тельно, и с жизнью растений. Обычай украшать жилище растениями возник, по-видимому, в странах с резко выраженной сменой времени года как попытка задержать дома элементы живой природы на весь год. Исполь­зование растений в формировании интерьеров различных по­мещений обусловлено в настоящее время естественной потреб­ностью человека быть ближе к природе в связи с широкомасш­табной урбанизацией городов.

В условиях постоянного роста городов и промышленных цен­тров, когда человек в течение многих часов находится в окру­жении из стекла, железобетона и синтетических материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают иллюзию контактов с природой, красотой форм, при­ятным запахом и спокойной зеленой окраской, благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Но наибо­лее важны санитарная и гигиеническая функции растений. Доказано, что растения поглощают пыль, очищают воздух по­мещений от углекислоты, где ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом, способствуют увлажнению и ионизации воздуха, снижая его температуру, но что особенно ценно — по­давляют и уничтожают многие вредоносные микроорганизмы.

Флора- и фитодизайн представ­ляют новое направление в формировании архитектурной среды с использованием растений посредством их органичного объе­динения с предметным миром. В формировании фитосреды интерьеров используются как искусственные, так и натуральные растения. Особенно эффек­тивно применение натуральных растений. Известно, что расте­ния выделяют летучие вещества — фитонциды — обладающие большой биологической активностью, способствующие стимуля­ции жизненных процессов человека, улучшению обмена веществ в организме, процесса дыхания. Появилась новая сфера де­ятельности фитоэргономика (от греческого «фитон» — растение, «эргон» — работа, «шшос» — закон). Фитоэргономика — перспективное направление современной науки и практики. Тер­мин введен в 1984 г. в связи с выделением особого объекта ис­следования в системе «человек — машина — среда». Фитоэргономика возникла на стыке нескольких наук: биологии, медицины, эрго­номики, психологии, дизайна, ландшафтного дизайна. Синте­зируя достижения этих наук, фитоэргономика решает практи­ческие задачи оптимизации трудовой деятельности человека с учетом целого комплекса воздействующих факторов (антрополо­гических, психофизиологических, экологических, эстетических и др.). Особое внимание уделяется достижению комфортных ус­ловий в процессе труда, снижению утомляемости.

Фитокомпозиции создаются только из натуральных расте­ний, обладающих санирующим воздействием на окружающую среду и определенным декоративным эффектом. Флоракомпо­зиции могут создаваться как из натуральных растений (это могут быть и сухоцветы), так и из искусственных. Они обладают толь­ко эмоциональным воздействием на человека.

Особенности формирования фитосреды различных помеще­ний заключаются в последовательном проектировании с исполь­зованием природных средств ландшафтного дизайна.

Вначале анализируются экологические и эргономические па­раметры среды, в которой размещаются фитокомпозиции (температура, влажность, освещенность, загазованность и др.). Определяется степень загрязненности среды источниками вы­деления вредностей макроуровня и микроуровня. Выявляется характер трудового процесса, его напряженность, степень и специфика утомляемости. Ассортимент фитокомпозиций подбира­ется с учетом особенностей микроклимата, характера производ­ственного процесса, а также учитываются биологические свой­ства растений (их требуемая фитоактивность, создание нормаль­ных условий для роста и развития растений, освещенность, тем­пература и др.). Затем решаются вопросы функционального ха­рактера, учитываются пространственно-организующие свойства фитокомпозиций: создание композиций для расчленения пространств или их изоляции, ограждения и защиты от шума, пыли, газа и др. Окончательно определяется размещение фито­композиций в пространстве интерьера и прогнозируется их са­нирующее воздействие.

Эффективность воздействия фитокомпозиций на че­ловека достигается имитацией естественного ландшафта с цве­товым колоритом (теплые и холодные тона, нюансные и кон­трастные композиции), выявлением характера композиции (ста­тичная, динамичная) и свойств ее элементарных форм (разме­ры, фактура, структура и др.), а также с учетом дополнитель­ных факторов воздействия (освещение, музыка, ароматизация среды).

Окончательное формирование фитосреды помещений осуще­ствляется в соответствии с выбранным ассортиментом растений.

Для озеленения как производственных, так и жилых и об­щественных интерьеров применяются следующие растения:

— декоративно лиственные;

— ампельные и вьющиеся;

— декоративно цветущие;

— декоративно плодовые.

Из перечисленных 4-х групп растений составляют самые раз­нообразные композиции: точечные и линейные, групповые объем­ные и плоско-орнаментальные, вертикальные, а также ланд­шафтные фрагменты.

Особое распространение в озеленении интерьеров получают микроландшафтные фрагменты. Наиболее целесообразно их создание в атриумах. Атриумы являются в настоящее вре­мя, как правило, пространственным ядром большого многофун­кционального комплекса. Вид, открывающийся в атриум из окружающих его помещений, должен восприниматься со всех точек. Микроландшафтные фрагменты, создаваемые в атриу­мах, могут формироваться как из натуральных, так и искусст­венных растений, в их композицию могут быть включены са­мые разнообразные водные устройства — ручьи, источники, водопады, каскады и др. Подсветка растений может осуществ­ляться как естественная, так и с применением искусственного освещения, По характеру конструктивного решения емкости для разме­щения растений могут быть передвижными и стационарными.

Формирование фитосреды в интерьерах зависит от общего архитектурно-художественного замысла и функционального на­значения того или иного пространства и осуществляется, как изложено выше, в определенной последовательности.

Размещение растений в интерьерах как элементов общей художественной композиции должно подчиняться ее главному ус­ловию — масштабности. По своему расположению и эмоциональному воздействию расти­тельные группировки могут быть внезапного и нарастающего, равномерного и импульсного воздействия. Кроме того, флора - и фитокомпозиции могут являться главным акцентом в инте­рьере при его композиционном решении в целом или визуаль­ным фоном для декоративной структуры, малых архитектурных форм, либо органическим дополнением архитектурно-простран­ственного решения интерьера и др. (рис.15).

Разновидностью флорадизайна интерьера является икебана, бонсай, коллажи. Западное искусство подхватило японские традиции. Сейчас различные аранжировки из растительных материалов, выпол­няемые художниками-флористами, широко используются в офор­млении интерьеров за рубежом и становятся популярными в на­шей стране.

Одним из наиболее интересных произведений флористики яв­ляется коллаж — картины из плоско и объемно засушенных рас­тений, злаков или семян. Скрепленные матовым лаком, они дол­гие годы сохраняют свои краски и форму, им присуща особая выразительность. Коллажи являются прекрасным украшением любого интерьера, особенно в рекреационных помещениях.