ТИПЫ ЗАДАЧ

1. Как уже говорилось, процесс квалификации преступления психологическом плане можно рассматривать как решение определенной задачи, которая состоит из ряда компонентов. Тетерь следует подробнее рассмотреть практические пути и методы ее решения.

В литературе по психологии творческого мышления отмечайся, что сущность решения всякой задачи заключается в установлении взаимосвязи между ее начальными условиями и конечным выводом (результатом), в нахождении логического пути между ними. "Всякое решение имеет два корня: один — в том, что требуется, другой — в том, что дано"1. Решить задачу можно, лишь опираясь на какие-то исходные условия и зная, хотя бы в общих чертах, к чему следует стремиться.

Трудность всякой задачи зависит не только от сложности логической взаимосвязи между условиями задачи и ее решением, но и от определенности самой задачи при ее постановке, от того, с какой степенью точности заданы ее начальный и конечный компоненты: условия задачи и тот результат, который должен быть получен в качестве решения.

Если в свете этих общих положений оценить характер задач, возникающих перед юристом при Квалификации преступлений, то можно указать на три основных их разновидности:

1. Задача, в которой не определены как условия, так и результат. Иначе говоря, неизвестно, что надо квалифицировать и каков может быть вывод. Задачи такого типа возникают и решаются главным образом в стадии предварительного расследования, когда еще не установлены все обстоятельства уголовного дела и поэтому нет данных о том, как следует квалифицировать содеянное. Часто неизвестно даже, есть ли вообще основания для квалификации по статье уголовного закона; вполне

_____________

1 Сб.: Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М., 1966. С. 118. См. также: Рейтман У. Познание и мышние.М..1968.С.206 и след.


возможно, что в действиях лица нет состава преступления.

2. Задача, возможный результат которой неизвестен, условия четко определены. Это тот случай, когда фабула уголовного дела установлена с достаточной полнотой; собраны все доказательства по делу, но преступление еще не квалифицировано. В таком "академическом" виде задача квалификации ставится главным образом при консультациях юриста-практика с ученым, а также в процессе обучения студента-юриста (решение "казусов" по Особенной части уголовного права). Изредка с этим типом задач может встретиться следователь (например, при предъявлении обвинения) и судья (при поступлении в суд дела частного обвинения). Изредка — потому, что в подавляющем большинстве случаев к завершению процесса собирания доказательства уже известна квалификация данного преступления или ее варианты, хотя бы в форме версий (предположений).

3. Задача, условия и результат которой хорошо определены — известны и факты, и норма закона. Однако решение, этой задачи еще требует проверки. Необходимо проверить правильность вывода о квалификации, т. е. восстановить логический путь рассуждений от условий к выводу, от фактов к норме (или наоборот), а может быть, и найти иное решение. В таком виде задача квалификации возникает главным образом перед судом первой инстанции, рассматривающим дело на основании обвинительного заключения, в котором квалификация уже предложена, а также перед судом кассационной и надзорной инстанций и лицами, приносящими протест, или прокурорами, дающими заключение.

Конечно, эти три типа задач характеризуют лишь основные случаи; существует и масса промежуточных вариантов, часто встречающихся на практике.

Во многих областях жизни возникают практические задачи еще одного типа, при котором заранее известен требуемый результат, но неизвестны исходные условия (например, перед криминалистом поставлена задача создать прибор для отыскания предмета по запаху, но методы изготовления этого прибора неизвестны). В процессе квалификации аналогичной задачи быть не может: ведь она означала бы, что мы заранее знаем ту статью, по которой следует осудить человека, но не имеем для этого необходимых фактических данных. Очевидно,что постановка такой задачи была бы связана с нарушениями законности.


В процессе квалификации о знании результата как исходном пункте решения задачи можно говорить весьма условно лишь в следующем смысле: мы заранее знаем, что должны найти конкретную норму закона (а она может оказаться и такой, которая свидетельствует об отсутствии состава преступления), но это "знание результата" фактически равно незнанию, ибо оно крайне неопределенно.

В зависимости от различных типов задач, в процессе квалификации на первое место выступают различные их компоненты. Естественно, что, когда неясны условия задачи, главное значение должно быть придано их установлению, т. е. собиранию и оценке фактических данных уголовного дела, но эти вопросы рассматриваются в теории доказательств.

Иначе обстоит дело в тех случаях, когда факты по делу известны, а норма — нет. Здесь решается специфическая задача квалификации, связанная с поиском соответствующей нормы. Рассмотрим подробнее процесс квалификации преступлений в этом случае, памятуя о том, что разделение этого процесса на отдельные этапы является сугубо условным и полезно лишь для того, чтобы более глубоко уяснить его логическое, психологическое и правовое содержание.