Риторика как практическая философия античности

 

Практическими потребностями греческого общества была рожде­на теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования - воспитательным идеалом, названным Пайдейя. Благодаря этому идеалу представление о жизни приобрело внутреннее единство, форму, напряженность. Наука и философия, рациональное осмысление мира потеснили миф. Многообразие гипотез и философских объяснений мира, интенсивность и быстрота создавае­мых учений требовали умелого обоснования новых положений. В античной Греции политический аспект свободы проявляется в свободе выражения мысли, в том, что афиняне называли равным правом слова в народном собрании. Утверждается идея, что человек должен быть не средством, а целью общественной жизни. Представителями нового течения философской мысли, у которых философия становится формой реального социального действия, явились софисты.

Демократический образ мыслей лежал и в основе тех представле­ний о знании, с которыми выступали софисты, в основе учения об относительности истины. Как в свободном государстве всякий человек имеет право судить о государственных делах и требовать, чтобы с ним считались, так и о любом предмете всякий человек вправе иметь свое мнение. Главная цель ритора - не раскрытие истины, а убежде­ние при помощи вероятного. Истина - это только субъективное сужде­ние. Одно мнение не может быть истиннее другого, но оно может быть убедительнее другого. Умело владея двумя средствами: диа­лектикой - искусством рассуждать, и риторикой - искусством убеж­дать, можно добиться торжества своего мнения, а в этом и заключа­ется цель идеального «общественного человека». Для него рито­рика - орудие приобретения мастерства в управлении городом-государством, т.е. политическое искусство. Обучая «гражданскому искусству», риторика учила быть хорошими гражданами.

Софисты обосновали идею о глубинном происхождении диалога. По Протагору, о всякой вещи есть два противоположных друг другу мнения, таким образом, диалогическая форма вытекает из противо­речий, лежащих в глубине самих вещей, и каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено обратное ему утверждение. Риторика призвана учить не только речам, но мышле­нию и поведению. Она является источником универсального знания и воспитывает в людях практическую жизненную стойкость.

С философией Сократа идеал «общественной жизни» распался на два понятия: «жизнь деятельная» и «жизнь созерцательная». Идеалом первой был Ритор, практик и политик, идеалом второй - Философ, теоретик и мыслитель. В духовной жизни античности образовалось два полюса - риторика и философия.

Результатом противостояния взглядов софистов и Сократа в Греции к концу V в. до н.э. стал небывалый расцвет философской мысли, крупнейшими представителями которой явились Платон и Аристотель.

Платон указывает на этическое предназначение деятельности оратора. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода. Платон выступает против традиционной софисти­ческой риторики с ее субъективизмом и релятивизмом, с культом слова как такового, поскольку считает, что в основе ораторского искус­ства должно лежать знание человеческой души. Умение добиваться успеха у толпы и вызывать у людей чувство наслаждения низводит риторику до малопочтенной разновидности лести и угодничества. Удел человека на земле - воздействовать на людей и на вещи, чтобы из­влечь заключенную в них истину, и этот поиск истины, побуждающий человека к творчеству, будет залогом необратимого процесса эволюции

Фундаментальным вкладом Платона в развитие философского исследования человеческого языка считается разработка проблемы правильности имен. По Платону, имена суть нечто тождественное природным объектам и в сумме с последними относятся к восприни­маемому, познаваемому, обозначаемому. Диалектика является у Платона установлением мысленных оснований для вещей, а происхо­дящая внутри души беззвучная беседа ее самой с собой и есть мышление.

Аристотель значительно расширил область риторики, характери­зуя мышление как «речение». Так как дар речи, по Аристотелю, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообраз­ных случаях и так как действие при всякого рода советах, разъясне­ниях и убеждениях, приводимых для одного лица и для целых собраний, по существу одинаково, то риторика также мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определенной областью: она регулирует все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу, она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности. Риторика опреде­ляется как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета, как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Дело ритори­ки - не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения.

Временем Аристотеля в истории греческой культуры заканчива­ется период классики. Постепенно искусство слова из общественно-политической сферы переносится в школу, превращается в школьные декламации Если предшествующие учения видели главное средство совершенствования индивида в его включенности в общественное бытие, то теперь, напротив, философы считают условием добро­детельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира и прежде всего от политики. Возникает изысканная культура субъективных чувств и настроений человека, стремящегося уйти в глубину самоанализа и самолюбования.

В античном Риме ораторское искусство имело практическую направленность. В центре новых социально-исторических условий находилась инициатива влиятельной личности. II век н.э. обычно назы­вается веком второй софистики. Интенсивная общественная жизнь в Риме времен Республики как нельзя более способствовала развитию ораторского искусства. Политика и право были римлянину ближе, чем литература и искусство. Римская риторика разрабатывала свои прави­ла преимущественно на конкретном материале судебного красно­речия.

Наивысшего развития римское красноречие достигло в последний век Республики Марк Туллий Цицерон - яркий представитель антич­ного гуманизма провозгласил человечность - humanitas - высшей духовной ценностью. Идеал цицероновского оратора в культурном отношении очень высок, он соединяет в себе римский практицизм с эллинской культурностью. Цицерон считал, что в Риме настало время для достижения идеала образованного оратора, который был бы одновременно и философом. Философия Цицерона есть философия под знаком риторики. Он решительно подчиняет философию риторике, причем не столько ее профессиональным нуждам, сколько коренной риторической установке ума. Диалектику он считает сгущенным и сжатым красноречием. Ораторская культура основывается на фило­софских принципах человеческих действий. Сам он наиболее полно воплотил в себе ту самую summa virtus, то сочетание лучших качеств, без которых, по понятиям древних, не могло быть истинного государ­ственного мужа и общественного деятеля Человек слова и дела, соединивший в себе философскую глубину знаний и практический навык действий государственного мужа, - таков тот оратор, облик которого рисует Цицерон в своих сочинениях.

Работы Цицерона, которые принято называть риторическими, содержат материал, выходящий за рамки риторики. Чаще всего они ставят философские проблемы, главная из которых-это проблема взаимоотношения философии и красноречия. Обязанностью филосо­фа Цицерон считает изучение риторики, которая поможет превратить философию в практическую философию.

Приближающийся общий политический кризис римской империи во II в.н.э. не мог не отразиться на духовной жизни общества. Он сказался и на ораторском искусстве, которое, утратив общественное значение и стимул, становится все более формальным, проявляется лишь в словесных ухищрениях. Желание риторов щегольнуть вир­туозностью выражений с течением времени приводит к вырождению ораторского искусства. Легкая, естественная манера речи утрачива­ется. Это связано прежде всего с тем, что культивирование «украшен­ной» формы речи повлекло за собой забвение ее основной функ­ции-функции носительницы мысли.

На протяжении всего периода античной культуры риторика пред­определяла не только стиль речи, но до известной степени и образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни. Философия претендовала на то, что она есть истинная риторика, риторика - на то, что она есть истинная философия. В феномене софистики они являли неразрывное единство, стремясь на собственной основе представить нераздель­ность мысли и слова. Преображая впечатления в выражения, рито­рика содержала в себе отказ от принуждения. Требования свободы и справедливости получили риторическое обоснование. Риторика стала выражением исторической памяти. Впервые начали систематически применяться научная гипотеза и дедуктивное доказательство. Антро­пологическое разрушение предполагаемого «естественного» и введе­ние культурного «искусственного» было несомненным достижением человечества. Можно сделать вывод, что философия и риторика были не только частями культуры античного типа. Сошлемся на С. Аверинцева, утверждавшего, что античный тип культуры дает и философии, и риторике возможность попросту отождествлять себя с культурой в целом, объявлять себя принципом культуры. Философия и ритори­ка - самое сердце культуры античного типа как мыслительно-словес­ной культуры.