ИЛИ ВОТ ТАК( Кратко , вроде)

 

 

Тенденции к формированию целостной культуры проявились на Корейском полуострове еще в эпоху первобытности, точнее, на неолитической стадии (поскольку культурная традиция палеолита и мезолита практически утрачена).

На рубеже новой эры Корейский полуостров оказался в центре активной культурной диффузии, связанной с широкими миграционными процессами в обширном регионе Северо-Восточной Азии, они стали финалов процесса расового генезиса корейцев и одновременно отправной точкой в становлении корейской народности и её культуры. Культурные контакты этого периода играли двойственную роль, размывая этнокультурную специфику населения отдельных частей страны и синтезируя общие, консолидирующие черты различных корейских племен.

Постоянно действующим фактором развития исторического процесса на Корейском полуострове, начиная с неолита, становится культурное давление со стороны Китая. Создание префектур Лолана, ставших форпостом китайского влияния на Корею, - первый шаг на тысячелетнем пути взаимодействия двух культур, продолжающегося, по крайней мере, для КНДР и по сей день. Под влиянием постоянных культурных контактов и заимствований из Китая этническое самосознание корейцев становится максимально открытым и готовым к еще большему восприятию культуры великого южного соседа. В свою очередь, открытость древних корейцев для контактов с внешним миром вызвала феномен передачи китайского наследия на Японские острова через творческое посредничество жителей Корейского полуострова. Под влиянием широких культурных контактов этническое самосознание корейцев научилось твердо различать свою традиционную культуру и заимствованный пласт культуры. Особенно четко это прослеживается в период трёх древних государств (эпоха Самгук).

Особую роль в становлении национальной культуры и этнической консолидации корейцев сыграло восприятие ими буддизма в IV в. Он еще более ослабил, если не окончательно разрушил, прежние этнодифференцирующие факторы и послужил для формирования общекорейского этноса и культуры в обществе Объединенного Силла. Связующая роль религии максимально сказалась не только на культурной, но и на социально-экономической сфере. Эпоха Объединенного Силла характеризуется окончательным формированием территориальных и хозяйственных связей, языковой и политической общности, с этого момента мы ведем отсчёт истории Кореи как моноэтнического государства и прослеживаем истоки современной национальной культуры корейцев.

Современная культура КНДР представляет собой уникальное сочетание крайних националистических проявлений и левацких установок чучхейской идеологии. Задачу сохранения и дальнейшего развития подлинной культуры корейского народа выполняет общество и государство Республики Корея, сумевшей сохранить свою национальную идентичность и привнести в корейскую культурную традицию новое, современное содержание.

В современных условиях южнокорейского общества широкое распространение получила тенденция к культивированию и подчеркиванию традиционных мотивов корейской культуры. В стране сложился слой культурологов и общественно-политических деятелей, утверждающих, что только традиционная культура представляет собой подлинно национальную культуру, а всё привнесенное с Запада является чуждым, внешним и переходящим. Такая игра на национальных чувствах оказывает заметное влияние на общественное сознание и чревата всплеском национализма в столь же опасных формах, какие она приобрела в Северной Корее. Процесс исторического развития необратим, поэтому в современной Южной Корее, являющейся высокоразвитой индустриальной страной, возрождать и культивировать ценности традиционной культуры, сформировавшиеся в феодальную эпоху, можно только искусственно; естественный путь дальнейшего развития культуры в наши дни направлен в сторону её глубокой глобализации.

Своеобразие корейской культуры объясняется особенностями и закономерностями исторического развития страны в рамках дальневосточного очага конфуцианской цивилизации. Храня в себе творческий опыт многих поколений корейского народа, она является не только его достоянием, но входит в копилку культурных ценностей всего человечества. Национальные культуры, взаимодействующие на мировой арене, в наши дни должны использоваться не как средство размежевания народов, подчеркивания их различий или превосходства одной нации над другими, но как инструмент сближения, углубления взаимного понимания и обогащения человечества. Только в этом случае духовные ценности различных народов могут стать общим достоянием, их вкладом в сокровищницу мировой цивилизации. Недооценка общих закономерностей историко-культурного процесса может привести к формированию национальной ограниченности и возобладанию шовинистических тенденций.

Нам представляется, что в современной истории Кореи на рубеже тысячелетий отчетливо проявляется тенденция к объединению двух государств, снятия искусственно созданных барьеров в угоду политическим и идеологическим амбициям политиков. Объединение усилий означало бы сложение богатого опыта двух составляющих единой корейской культуры. Результаты проведенного нами исследования показывают, что ни один из двух вариантов развития корейской культуры на данный момент не может претендовать на роль истины в последней инстанции.

 

 

29. Взаимоотношения стран Корейского п-ова с государствами Японии и Китая.

 

Корейский полуостров в силу необходимости обеспечения национальной безопасности, а также исторических, геополитических, экономических и иных факторов традиционно занимает приоритетное место в стратегии КНР. Исторически сложившаяся максима о неделимости безопасности Китая и Кореи в настоящее время приобретает все большую актуальность. Пекин связывает с Пхеньяном Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1961 г.

Северная Корея надежно прикрывает 1300 км северо-восточной границы Китая, примыкающие к ней индустриальные, политические центры и столицу от военной инфраструктуры американо-южнокорейского и американо-японского альянсов.

Южная Корея, передовая экономическая держава, шестой по значимости торговый контрагент, важный участник формирующихся региональных торгово-экономических блоков, находится в фокусе повышенного внимания Пекина. В мае 2012 г. Китай и Южная Корея начали переговоры о заключении двустороннего соглашения о свободной торговле.

Еще большее значение для Пекина имеет программа создания зоны свободной торговли в рамках КНР–Япония–РК. Это объединение рассматривается как альтернатива формирующемуся под эгидой США Транстихоокеанскому партнерству, которое Пекин воспринимает как американский инструмент сдерживания Китая.

Китайские интересы на корейском полуострове в основном выражались в следующем:

1. Стараться сохранять стабильность на полуострове, поддерживать мирную обстановку в китайских сопредельных районах;

2. Для привлечения иностранного капитала на развитие экономики новых индустриальных стран восточной Азии, укреплять экономические связи с Южной Кореей;

3. Изменяя американо - корейские отношения, одновременно, сохранять традиционные отношения дружбы и сотрудничества в Корее.

Японо-корейские отношения и Корейский полуостров. С республикой Корея страна разделяет общие ценности демократии и рыночной экономики, а также имеем общие интересы в области обеспечения безопасности.

Вот почему отношения дружбы и сотрудничества с ней не только являются основой политики на Корейском полуострове, но и составляют одно из главнейших направлений японской внешней политики. Что касается отношений с Северной Кореей, то японцы прилагают усилия к скорейшему проведению 9-го раунда переговоров о нормализации японо- северокорейских отношений.

Здесь Япония в тесном сотрудничестве с Кореей и другими странами прилагают усилия к тому, чтобы наряду с исправлением ненормальных отношений, сохраняющихся с послевоенных времен, содействовать миру и стабильности на Корейском полуострове.

 

30. Культурна и политическая оппозиция Севера и Юга в культуре Кореи.

 

Разделение Кореи на Северную и Южную Корею произошло в 1945 году после поражения Японии, до этого правившей Кореей, во Второй мировой войне. США и СССР подписали соглашение о совместном управлении страной. Линия раздела зон влияния двух сверхдержав прошла по 38-й параллели. Современная культура Южной Кореи развилась на основе традиционной культуры Кореи, также как и культура Северной Кореи. Несмотря на разделение Кореи в 1948 году, культуры обеих стран имеют общие корни, хотя в современности и отличаются.

Индустриализация и урбанизация Южной Кореи, особенно Сеула, внесли множество изменений в жизнь людей. Изменение экономики привело к централизации населения в крупных городах и депопуляции вне их.

Образовательная система в Южной Корее в сильной степени соревновательна. Поступление в престижный университет считается предусловием успеха. Средние школы бывают как совместного, так и раздельного обучения, так же как и некоторые могут быть специализированы. Тогда как общественные школы обычно имеют техническую специализацию, множество частных школ гуманитарны. Три наиболее престижных университета SKY: Сеульский национальный университет, Корейский университет и Йонсейский университет. Большинство родителей отправляет своих детей в частные академии, хагвоны (학원), еще с детского сада. В них могут изучаться самые разнообразные предметы, начиная от китайских иероглифов и до музыки, искусства и английского. Обычный старшеклассник посещает 2-3 таких академий.

Современную литературу очень часто связывают с развитием хангыля, чьё появление способствовало широкому распространению литературы среди не только правящих слоёв, но и среди обычного населения. Главенствующую позицию в литературе хангыль приобрёл только во второй половине XIX века, что привело к резкому росту корейской литературы. Например, син сосоль — это повести, написанные на хангыле.

В современной поэзии были попытки представить современные методы, такие как имажизм, в основном в виде переводов таких американских поэтов, как Эзра Паунд иТомас Элиот в начале XX века. Во время начала республиканского периода популярными были патриотические работы. Начиная с 1970-х, доминируют лирические стихи. Поэзия довольно популярна в современной Южной Корее.

В последние годы Южная Корея ощущает сильное влияние со стороны других стран, в основном со стороны США. Множество людей с удовольствием смотрят американские фильмы.

Подобное влияние так же изменило и еду, привычную корейцам. К традиционной корейской кухне добавились блюда из европейской и Современная корейская одежда находится под сильным влиянием иностранных стилей.

Множество корейских поп-звезд и групп известны во всей Восточной и Юго-Восточной Азии.

Популярная музыка Кореи постоянно развивается множеством музыкантов. В 1970-1980-е годы множество музыкантов заявило о себе. таких как Чхо Ёнбиль. Он использовал различные инструменты типа синтезатора, широко известен благодаря популяризации рок-музыки.

Всемирно известна южнокорейская оперная певица Чо Суми.

Культура Корейской Народно-Демократической Республики. Идеология Чучхе утверждает корейскую культурную отчётливость и творчество, а также производительные силы рабочих масс.

Искусство в КНДР главным образом нравоучительное. Культурное выражение служит инструментом внушения идеологии Чучхеи необходимости продолжать борьбу за революцию и объединение Кореи. Иностранные правительства, особенно японские и американские, и граждане этих стран изображаются в негативном виде как «империалисты», а революционные герои и героини видятся как святые фигуры, которые действуют исходя из чистых побуждений. В культуре КНДР существуют три основные темы, которые связаны между собой: мученичество во время революционной борьбы, счастье существующего общества в КНДР и великий гений Ким Ир Сена илиКим Чен Ира.

Ким Ир Сен говорил о себе как о писателе «классических шедевров» во время Антияпонской борьбы. Романы, созданные под его руководством, такие как «Цветочница», «Море крови», «Судьба Мужского корпуса самообороны», «Песня Кореи», — все они считаются прототипами и моделями Чучхе-литературы и Чучхе-искусства. Население КНДР почти не подвержено иностранному культурному влиянию со стороны выступления песенно-танцевальных коллективов и прочих артистов, которые периодически выступают перед ограниченной аудиторией. Пхеньян и прочие крупные города предлагают широкий выбор культурного выражения. «Бригады пропагандистского искусства» путешествуют по производственным предприятиям провинций, где проводят поэтические чтения, одноактные пьесы и поют песни, чтобы поздравить рабочих с их успехами и вдохновляют их на великие подвиги посредством артистической агитации. Такие бригады занимают видное место в сельской местности во время сбора урожая и всякий раз «ускоряют битвы» за повышение продуктивности.

 

31. Восточные культуры в контексте глобального мира.

 

Западному типу культуры в философии и социологии противопоставляется восточный тип , получивший «синтетическое название «традиционного общества». Основы восточного мировоззрения, строящегося на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю духовную жизнь, закладывались еще в Древней Индии и Китае, Вавилоне и Древнем Египте. Акцент ставится здесь не столько на единстве, сколько на «недуальности», недвойственности сущего». Все различия считаются относительными. Утверждается идея одновременности изменчивого и неизменного, единичного и единого, что приводит к «недуальному принципу мышления». Во-вторых, мир признается изначально совершенным, поэтому не нужно стремиться что-либо изменить в нем. В-третьих, отсюда происходит ориентация не на активное, деятельное начало, а на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. И, наконец, отсутствует представление о первоначале, откуда все появляется. Поэтому не могло развиться и представление о поступательном характере движения. Необходимо уловить невидимое, то, что за феноменами, но движет ими, обусловливает их, схватить нечто одновременно в его проявленной и непроявленной сути, на грани бытия-небытия, в единстве субъекта-объекта, познающего и познаваемого. Поэтому восточный ум пренебрегает манерой мыслить логически, очень характерной для ума западного.

Особенностями традиционной картины мира определяется бытие индивида в целом. В восточных культурах отрицается индивидуалистическое начало и преобладает ориентация на коллективизм. Человек остается вписанным в сложную систему господства и подчинения, и характер его деятельности и жизненный путь во многом предопределены его социальным положением. Нравственные добродетели, которыми часто восхищает Восток – благородство, смелость, щедрость, гордость и т.п. – «оказываются условными, так как они являются этическими ценностями только в рамках «своего» коллектива и «выворачиваются наизнанку», когда дело касается «чужих», превращаясь в случае необходимости во взаимное недоверие, ненависть и вероломство. Антагонизм – оборотная сторона такой солидарности, ее необходимое дополнение».

Таким образом, автономия, свобода и достоинство человеческой личности не свойственно восточной культуре. В ее мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. востоку чужд дух демократии, гражданского общества. Там исторически господствовали деспоты. Этому способствовали укрепившиеся религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. Все восточные культуры характеризуются тем, что ориентированы, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни, господствовавшего часто на протяжении многих столетий. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность. Для Востока характерна церемониальность социальных контактов. Этому способствует религия, которая оказывает огромное влияние на все стороны жизни восточного человека.

Уже на раннем этапе развития общественной мысли Востока (для разных стран он колеблется от середины XIX века до середины XX века) были подвергнуты критике тенденции слепого копирования западных образцов культурной деятельности и опыта. С течением времени такая критика стала более зрелой. В культурном отношении, считает Б.С.Ерасов, очевиден парадокс в развитии многих стран Востока: чем больше сказывается на их культуре влияние современных мировых производственных, научно-технических и политических факторов, тем отчетливее выявляются и актуализируются исторические, цивилизационные и национальные характеристики, присущие этим обществам и воплощающие в себе их традиции, т.е. культурное своеобразие. Все громче звучит тема самобытности в культурной жизни этих стран. Все сильнее заявляют о себе движения, вдохновляемые идеями активизации культурного и духовного достояния восточных народов.