Схема оформления дидактического отчета-анализа урока
1. Тема урока, его место в системе уроков, посвященных определенной проблематике.
2. Цель и задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения. Обратить особое внимание на воспитательные задачи.
3. Оптимальный отбор содержания обучения, для реализации поставленной цели и решения задач.
4. Адекватность средств достижения целей урока, т.е. соответствие методов, средств, форм и видов работы учащихся целям и содержанию урока. Их оптимальность и интенсивность.
5. Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т.е. соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.
6. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.
7. Посильность объема и сложности домашнего задания.
8. Оценка степени достижения цели и решения задач урока.
Наблюдение урока. Чтобы успешно и результативно делать анализ уроков, нужно уметь наблюдать уроки и фиксировать результаты наблюдений, на основе которых можно обсуждать достоинства и недостатки уроков, выделять удачи студентов, обращать внимание на ошибки, искать возможные варианты решения проблем.
Самый простой способ наблюдения и фиксации его результатов – «фотография» урока, т.е. запись хода и содержания урока студентом-наблюдателем. Это рекомендуется делать примерно так.
Время (этап урока) | действия учителя | действия учеников | заметки (реакция и поведение учеников) | воспитательные аспекты | Вопросы и замечания |
10.20-10.22 | организационный момент: объявляет тему урока | записывают тему | Отмечаются воспитательные аспекты педагогического общения, воспитательные потенциал предмета и воспитывающие ситуации, возникающие на уроке | Графа заполняется при анализе урока. Здесь студент отмечает проблемные моменты, и находит варианты их правильного разрешения или формулирует вопрос к руководителю практики |
Карта класса (выполняется на отдельном листе формата А-4)
Символы для обозначения активности учеников:
1. ответ у доски – ОД
2. ответ с места – ОМ
3. дополнения ответа с места – О+
4. отсутствие ответа – О-
5. неправильный ответ – О- -
5. в работе класса не участвовал – НА
6. часто отвлекался - НВ
7. свободное место – Н
В кружочке отмечается порядковый номер ученика по списку ( список необходимо приложить к отчету). На «парте» перед учеником делаются пометки об его активности на уроке
Протокол урока, таким образом, состоит из двух частей: карты урока и таблицы, в которой зафиксированы время, объяснения и распоряжения учителя, вопросы, ответы, реакция и поведение учеников, а также виды деятельности, осуществляемой учениками. Очень полезно получить данные о том, сколько минут за урок говорит учитель и соответственно – ученики, характер их выступлений, ответов, реплик. Делая по ходу наблюдения заметки, студент готовит вопросы, замечания студенту-учителю, а также свой последующий разбор и оценку урока.
Имея такую запись урока, студент принимает участие в групповом обсуждении урока, который начинается с выступления студента, проводившего урок. Примерное содержание его выступления: какие задачи он ставил и насколько успешно их решил, что и почему считает удачным, что вызвало у него затруднения, как можно было сделать иначе.