ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРОЗАЩИТЫ В МЕСТАХ С МАССОВЫМ СКОПЛЕНИЕМ ЛЮДЕЙ

 

В Российской Федерации в условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержания основных фондов в рабочем состоянии возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций (ЧС). Тенденция в настоящее время такова, что совокупные масштабы прямых и косвенных потерь (людских, экономических, интеллектуальных и др.) от поражающих факторов ЧС природного и техногенного характера с каждым годом возрастают на 10-30% и приближаются к критической отметке. При таких темпах развития ЧС ни одно государство мира, включая Российскую Федерацию, будет не в состоянии самостоятельно их восполнить за счет собственных ресурсов без утраты темпов своего поступательного социально-экономического развития потому, что программы восстановления и реконструкции экономики и инфраструктуры потребуют значительно больше материальных и финансовых средств, чем любые другие программы, делая невозможным реализацию курса устойчивого развития и достижения важнейших национальных целей.

До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от ЧС уделялось оперативному реагированию на их возникновение и первичному жизнеобеспечению населения, что обусловил создание Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), представляющую собой целостную общую модель государственного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Эффективность и качество противодействия чрезвычайным ситуациям техногенного и природного характера напрямую зависит от механизма управления данной системой на всех уровнях (от федерального до местного), механизма реализации властных полномочий и от состояния нормативной правовой базы ее функционирования.

Основу законодательства этой сфере составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные Законы "О пожарной безопасности", "О защит населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О безопасности опасных производственны объектов", "О гражданской обороне", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др. В них заложены основы государственной политики области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайны ситуаций, промышленной безопасности отрегулированы вопросы снижения рис ков, обусловленных функционированием опасных производственных объектов. Исходя из опыта их реализации, можно сделать важный вывод о том, что правовые нормы, обеспечивающие деятельность взаимоотношения органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий и организаций (независимо от организационно - правовой формы и вида деятельности), общественных объединений и граждан в различных условиях (как в повседневных, так и в чрезвычайных при выполнении аварийно - спасательных и других неотложных работ, тушению пожаров, по ликвидации негативных последствий технологических аварий и стихийных бедствий) затрагивают практически все отрасли права: гражданского, административного, трудового, уголовного и др. При этом анализ нормативной правовой базы Российской Федерации вынуждает констатировать, что правовая система недостаточно еще подготовлена к решению проблем ЧС техногенного и природного характера.

В 2010 году большая часть нормотворческой деятельности наряду с другими важными вопросами была направлена на реализацию проводимой в стране реформы по разграничению полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Комитетом Государственной Думы по безопасности проделана значительная работа по принятию ряда федеральных законов, направленных на устранение противоречий и пробелов в законодательстве, регулирующих правоотношения в указанной сфере.

октября 2006 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный Закон № 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности". Законом предусматривается: включение в полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности решение задач по осуществлению тушения пожаров в населенных пунктах; дополнение состава Федеральной противопожарной службы территориальными подразделениями, предназначенными для тушения и профилактики пожаров в населенных пунктах; установление единой системы организации управления силами и средствами при тушении пожаров на территории Российской Федерации; наделение руководителей организаций обязанностями по созданию и содержанию подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия России (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). Кроме того, законопроект установил период реформирования объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с организациями (за исключением организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы), и порядок финансирования их деятельности в течение этого периода за счет средств организаций. Процесс реформирования предусматривает поэтапное увольнение по истечении срока контракта о службе или достижении предельного возраста нахождения на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию лиц рядового и начальствующего состава упомянутых подразделений, а также создание на указанных объектах подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств организаций - собственников этих объектов. Закон направлен на разграничение ответственности и полномочий в области пожарной безопасности в Российской Федерации между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями - собственниками охраняемых объектов.

декабря 2006 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный Закон № 206-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Законом внесены изменения в ст.1, 4.6,11.14,20 и 21 Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "Очрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которые направлены на повышение защищенности населения от опасностей и угроз различного характера путем своевременного его оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях, что позволило уточнить:

основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организаций в части своевременного информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей, определения порядка установки и предоставления участков для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения;

порядок подготовки, методического руководства и контроля за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Необходимо отметить, что принятые нормативные правовые акты позволили существенно повысить эффективность защиты населения от ЧС различного характера, в особенности ее реагирующей компоненты, перевести ее управление с ведомственного на правительственный уровень. Выполнение задач в данной сфере перестало быть прерогативой одного федерального министерства. Внимание стало акцентироваться на том, что организация этой защиты и вся полнота ответственности за выполнение возложенных задач лежит на органах исполнительной власти всех уровней, руководителях предприятий и учреждений.

В июне 2006 г. Комитет инициировал постановление Государственной Думы "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову об ускорении создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей". По информации Правительства Российской Федерации (№ 2804П-П4 от 28 июля 2006 г.), дополнительно планируется выделение в 2007 г.1 254,9 млн. руб. на финансирование приоритетного проекта программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" Национального центра управления в кризисных ситуациях.