Гравитационные причальные сооружении

 

Гравитационные причальные сооружения возводят из монолитного (товарного) бетона, бетонных массивов, массивов-гигантов, уголковых стенок и оболочек большого диаметра.

Причальные сооружения из монолитного бетона (рис. 4.1,а, 4.1,6) строят очень редко, так как для их возведения требуются грунто­вые перемычки, выполнение трудоёмких опалубочных работ и работы по водоотливу. Применяя специальные методы строительства, иногда возводят стенки облегченной арочно-контрфорсной конструкции (рис.4.1,в). Строительство монолитных стенок значительно сложнее сборных.

Рис. 4.1. Набережные из монолитного бетона

На рис. 4.2,а изображена причальная стенка профиля из кладки бетонных массивов весом до 40 т каждый.

Она выполнена из пяти курсов (рядов) массивов, считая снизу. Ос- стенки служит каменная постель, заглубляемая ниже отметки



дна до 2 м. За стенкой засыпана каменная призма, а в тыловой части песок. Над пятым курсом возведена надводная надстрой­ка из каменной кладки. Стенка монтируется при помощи плавкрана.

Рис. 4.2. Набережные из бетонных массивов

Массивы, как в продольном, так и в поперечном направлениях укладываются в правильную кладку с перевязкой швов. Каменная постель перед кладкой массивов тщательно выравнивается водолазами или подводными планировщиками. Каменная призма, засыпаемая с тыловой стороны, имеет двоякое значение. С одной стороны, уменьшается боковое давление засыпки, а с другой - предотвращается вымывание (высасывание) песка через швы. Опыт эксплуатации показал, что каменная призма недостаточно предотвращает высасывание песка. Поэтому в современных конструкциях из кладки устраивают обратные фильтры из щебня, засыпаемого с тыловой стороны каменной призмы.

Основным недостатком рассматриваемой конструкции является ей значительная ширина по низу, составляющая до 70% высоты стенки, что приводит к увеличению расхода бетона а, соответственно, к удорожанию

строительства.

Рациональная конструкция причальных сооружений из правильной кладки приведена на рис. 4.2,6, Благодаря ступенчатой фор­ме кладки достигается более равномерное распределение напряжений у основания при обеспеченной устойчивости сооружения в целом. Для ч прошения вымывания песка через поры каменной призмы и швы меж-


ду массивами здесь предусмотрена защита откоса щебёночной засыпкой (обратный фильтр). Верхняя надводная надстройка выполняется из сборного железобетонного уголка. Установлено, что эта конструкция но сравнению с предыдущей конструкцией позволяет сократить объём ис­пользуемого бетона до 25%.

Причальные сооружения из массивов-гигантов изготавливают в виде тонкостенных железобетонных плавучих коробов, которые буксиру­ют на место, затапливают и затем заполняют песком или камнем. Масси­вы-гиганты могут быть в поперечном разрезе симметричной или ассиметричной формы из-за выступа тыловой части плиты днища

Рис.4.3. Набережная из массивов-гигантов симметричной (а) и асимметричной Сб) форм

Эту консоль усиливают железобетонными рёбрами жёсткости. Она способствует равномерному распределению давления на грунт основания дна под стенкой из массивов-гигантов. Кроме того, за счет массы дополни­тельного столба грунта над выступом увеличивается устойчивость стенки на сдвиг и опрокидывание.

Обычные размеры массивов-гигантов составляют в длин)' 20-30 м, в ширину - 8-10 д». Высота-до 12 л/, толщина стенок т 0,2 до 1,0 м Для обеспечения жёсткости в коробах устраивают внутренние -| и отсеки. Крайние отсеки обычно имеют ширину 1-1,5 м. Средние


Стенки возводятся на каменной постели примыкающими друг к другу секциями равными длине массива-гиганта. Для предотвращения вы­мывания грунта швы в торцах массивов-гигантов устраивают вилкообразные замки, заполняемые цементным раствором.

Сборные уголковые конструкции. Значительную долю стоимости гравитационных сооружений из обыкновенных массивов и массивов-гигантов составляют расходы на бетон и железобетон. Стремление к сокращению объёма использования последних привело к созданию угол­ковых конструкций. Известны три типа таких конструкций: с внешней ан- за фундаментную плиту (внутренняя и в виде уголков с контрфорсом.

На рис. 4.4,а показан поперечный разрез глубоководной набереж­ной сборной уголковой стенки с внешней фундаментные плиты. За­тем собирают вертикальные лицевые плиты, а также тыловые анкерные плиты, закрепляющие лицевые при помощи анкерных тяг.


Фундаментные и лицевые плиты длиной до 6 м, стыкуясь, образуют вертикальные и горизонтальные швы, создающие опасность пес­чаной засыпки. Поэтому швы под водой уплотняют или заклеивают специ­альной пластмассой. По окончании сборки производится заполнение пес­ком с тыловой стороны с доведением засыпки до проектной отметки.

Уголковые стенки с отличаются от стенок с внешней тем, что анкерные тяги крепятся непосредственно к фундаментным плитам (рис. 4.4,6). Благодаря этому значительно сокра­щается длина анкерных тяг и отпадает необходимость в тыловых анкер­ных плитах. В ряде случаев рассматриваемая конструкция на 10-12% дешевле, чем уголковые стенки с внешней. Однако сооружения этого типа требуют более прочных грунтов основания.

Недостатком причальных сооружений с внешней и внутренней ан­ является довольно сложная технология подводного монтажа. Этот недостаток в существенной мере устраняется применением уголко­вых контрфорсных стенок (рис. 4.4,в) состоящих из трёх железобетон­ных плит: лицевой, фундаментной и, позволяющей созда­вать жёсткий уголок.

Указанные сборные плиты собираются и на строительной площадке с последующей установкой готовой конструк­ции плавкраном на выровненную каменную постель. На месте бетониру­ется лишь надводный оголовок, поддерживающий отбойное устройство. Стенка длиной 5-6 м имеет два контрфорса (ребра жёсткости). Верти­кальные и горизонтальные швы уплотняются или заклеиваются.

В отличие от причальных стенок, в уголковых стенках устойчивость обеспечивается за счёт веса фунта фундаментной плитой. Этим и объясняется экономическая эффективность уголковых конструкций. Их рационально устраивать до глубины 6-8 м. С увеличе­нием глубин более чем на 8 м рассмотренные ранее типы гравитацион­ных причальных сооружений становятся громоздкими и дорогими. стремление к созданию гравитационных сооружений, значительным глубинам, привело к созданию конструкций пинок из оболочек большого диаметра (рис. 4.5).

Диаметр железобетонных оболочек применяется для каждого ин-1И11Идуального случая разный — от 5 до 20 м, толщина стенок -от 0,20 до 1,0 м Оболочки устанавливаются плавкраном на подготовленное дно

подводным бетоном, чем обеспечивается достаточная



. В качестве несъёмной опалубки можно приме нять разрезанные по высоте металлические трубы необходимого диа­метра и высоты.

Рис. 4.5. Набережная из железобетонных оболочек большого диамегра

Полые оболочки заполняются песком или камнем, чем создается достаточный вес сооружения. С лицевой стороны по оболочкам уклады­вается балка уголкового типа для навески отбойных устройств. По обо­лочкам также укладывают балки подкрановых путей. Использовать обо­лочки очень большого диаметра и высоты иногда не позволяет грузо­подъёмность применяемых плавкранов. В этих случаях оболочки монти­руют по высоте двумя-тремя рядами (кольцами).