Учебная работа кафедры

Современное развитие полиграфии позволяет издавать учебные пособия с графическими изобра­жениями высокого качества. Но ни одно учебное пособие, каким бы качественным оно не было, не способно отобразить явление или процесс в дина­мике.

Использование ресурсов современных персо­нальных компьютеров не только позволяет решать эту задачу, но и добавлять к учебному пособию звук, что делает процесс обучения и усвоения материала значительно более эффективным.

На кафедре ортодонтии и детского протезиро­вания МГМСУ широко используются интерактив­ные лекции для студентов по различным тематикам (рис.12.51). Эти лекции можно транслировать как на рабочем месте преподавателя, используя локаль­ную компьютерную сеть, так и в лекционных залах, используя мультимедийный проектор.

Учебная и справочная литература, выполнен­ная в виде гипертекстового документа (имеющего перекрестные ссылки и древовидную структуру)* позволяет более эффективно находить и усваивать необходимый материал. На кафедре подготовле­но мультимедийное учебное пособие по основным этапам эджуайс-терапии на основе книги Р. Хинца «Мультибанд-техника» (рис. 12.52).

Одним из важнейших этапов в процессе препода­вания в высшей школе является контроль получен­ных знаний. Методика и средства проведения зачетных занятий и итоговых экзаменов бывают разные, но наиболее эффективным и объективным считает­ся компьютерный тестовый контроль.

На кафедре ортодонтии и детского протезирова­ния МГМСУ разработана и создана компьютерная программа тестового контроля по ортодонтии для студентов, ординаторов и слушателей квалифика­ционных курсов (рис. 12.53).

В программе случайным образом составляется вариант из заданного количества вопросов и уста­навливается общее время на проведение тестового контроля одного человека. Для студентов один ва­риант состоит из двадцати вопросов, ответить на которые нужно за десять минут Для ординаторов вариант строится из ста вопросов, на которые отво­дится один час.

В программе также можно выбрать перечень тем общего банка вопросов, из которых будет состав­ляться вариант. После заполнения личной карточки экзаменуемого в программе задается иллюстриро­ванный вопрос, предлагается четыре варианта ответа и включается обратный отсчет времени (рис. 13.54).

Все вопросы в программе можно разделить на три основные группы, в которых построение тестов со­ответствует следующим типам:

1. Вопрос — ответ. На конкретно поставленный вопрос необходимо дать один из четырех конкрет­ных ответов (тест на запоминание) (рис. 12.55).

2. Задача - решение. В вопросе имеется условие, в ответах - варианты его решения (тест на понима­ние).

3. Проблема — разрешение. Вопросом является задача, в ответах, как правило, условные обозначения, сопоставимые с графическим изображением (тест на правильность мышления).

Одним из основных преимуществ программы является возможность использовать в качестве иллюстрации к вопросу не только графические изображения, но и видеоролик, что позволяет значительно расширить спектр тем и вопросов, определяемых для проведения тестирования.

Кроме того, программа ориентирована на работу в среде «клиент-сервер», что позволяет вести централизованный отчет о результатах тестирования параллельно с нескольких, одновременно работающих компьютеров (рис. 12.56).

Кроме режима контроля программа «Ортотест» имеет режим обучения, в котором также задаются вопросы, но результат выдается после каждого неправильного ответа на вопрос варианта с указанием на номер правильного ответа. Данный режим работы может использоваться при периодическом контроле знаний студентов в течение учебного года.

По сравнению с письменным вариантом проведения тестового контроля у студентов пятого курса, использование компьютерной программы «Ортотест» позволило в три раза экономить время, затрачиваемое на проведение экзамена и 1,3 раза повысить общий оценочный результат.