Глава 4. Функции

Функции астрального тела в общих чертах подразделяются на три категории:

1. Вызывать функцию чувства.

2. Служить мостом между сознанием и физической материей.

3. Выступать как независимое тело сознания и действия.

Давайте последовательно рассмотрим эти три функции.

Когда человек анализируется с позиции «принципов», то есть способа познания и усвоения жизни, то у него выделяют четыре низших принципа, которые иногда называют «низшим квадратом»:

– физическое тело;

– эфирное тело;

– прана, или жизненная энергия;

– кама, или желание.

Четвертый принцип – кама – это проявление жизни в астральном теле, которое им же и обусловлено; характерным свойством камы является чувственная особенность, которая в начальной форме проявляется как ощущение, а в завершенной – как движение души, со множеством подвидов между ними. Это же может восприниматься и как желание – как влечение к предметам или как отталкивание от них, в зависимости от того, доставляют ли они радость или боль.

Кама охватывает всевозможные чувства и может быть описана как страстная и эмоциональная природа. Сюда относятся все животные желания, такие как голод, жажда, сексуальное влечение, и все разновидности страстей: низшая форма любви, ненависть, зависть и ревность. Кама – это желание жить чувственной, воспринимающей жизнью, желание вкушать материальные радости – «желание плоти, желание глаз и гордость жизни».

Кама – это зверь, обитающий внутри нас, это «обезьяна и тигр» Теннисона, эта та сила, чье предназначение – привязывать нас к земле и с помощью чувственных иллюзий подавлять в нас все высшие устремления. Кама – это самая материальная природа в человеке, то, что крепко привязывает нас к земной жизни. «Эта не организованная на молекулярном уровне материя и еще менее – человеческое тело, стхула шарира, самый грубый из всех наших принципов; в сущности, это скорее срединный принцип – истинно животный центр, поскольку тело суть лишь его оболочка; это тот фактор безответственности и тот инструмент, с помощью которого животное в нас действует всю свою жизнь» («Тайная доктрина» т. I, 280–281).

Каму, или желание, также называют отражением или низшим аспектом атмы, или воли; различие между ними в том, что воля – это решение, принятое самим человеком, тогда как желание вызывается действием принципа притяжения к окружающим предметам или их отталкивания. Таким образом, желание – это воля, свергнутая с престола, это пленница и рабыня материи.

Можно рассматривать каму и иначе – метод, который прекрасно описал Эрнест Вуд в своей поучительной книге «Семь лучей»: «Кама означает всякое желание. А желание – это обращенный наружу аспект любви, любви к вещности трех миров, тогда как чистая любовь – это любовь к жизни и любовь к божественному, и принадлежит она высшему или обращенному к себе Я».

В полном соответствии с задачами, поставленными в этой книге, желание и чувство чаще всего выступают как синонимы, хотя, строго говоря, чувство есть плод желания и интеллекта.

Астральное тело часто называют кама рупа, но иногда можно встретить и более старое его название – животная душа.

Впечатления, приходящие извне и наполняющие физическое тело, переводятся в вибрации с помощью праны, или жизненной энергии, однако они так и остались бы вибрациями, то есть просто движениями на физическом плане, если бы кама как чувственный принцип не преобразовывала эти вибрации в чувство. Поэтому радость и боль возникают лишь тогда, когда затрагивается астральный центр. Недаром каму наравне с праной называют «дыханием жизни», поскольку чувственный принцип восприятия жизни распространяется на каждую из частиц тела.

Неудивительно, что некоторые органы физического тела специально объединены принципом воздействия камы. Среди них – печень и селезенка.

Нужно заметить, что кама, или желание, впервые начинает активизироваться в минеральном царстве, где она выражает себя в виде химического сродства.

В растительном царстве она, естественно, развита уже намного сильнее, что означает более ярче проявленную способность к использованию низшей астральной материи. Изучающие ботанику знают, что симпатия и антипатия, то есть желание, в растительном мире выражены куда сильнее, чем в мире минералов, и что многие растения выказывают немало ловкости и проницательности в стремлении достичь своей цели.

Растения очень быстро откликаются на нежный, заботливый уход и, безусловно, подвержены влиянию чувств, которые испытывают к ним люди. Они отзываются на бережное к себе отношение и расцветают в ответ на него, они могут привязываться к какому-либо человеку и точно так же способны проявлять гнев и антипатию.

Животным в общем и целом больше свойственны низшие формы желания, а способность к высшим формам у них достаточно ограничена. Тем не менее такая способность существует, и в особых случаях животное может выказывать невероятно развитую способность к любви и преданности.

Теперь же, прежде чем перейти к рассмотрению второй функции астрального тела, когда оно служит мостом между сознанием и физической материей, позвольте заметить, что впечатления, поступающие через физические чувства, переносятся праной внутрь, где под действием чувственного центра преобразуются в ощущения; они заложены в каме и воспринимаются манасом, или умом (ментальным телом). Без этой основной функции астрального тела не было бы никакой связи между внешним миром и разумом человека, между физическими впечатлениями и их восприятием ментальным разумом.

И наоборот: когда мы думаем, мы приводим в движение находящуюся в нас ментальную материю; создаваемые таким образом вибрации передаются материи в нашем астральном теле, она, в свою очередь, воздействует на эфирную материю, а та в свой черед воздействует на плотное физическое вещество – серую массу головного мозга.

Таким образом, астральное тело действительно является неким мостом между нашей физической и ментальной жизнью: оно служит в качестве вибрационного передатчика, передающего сигналы от физического аспекта к ментальному и наоборот, и в основном именно благодаря этой непрерывной связи и передаче сигналов от одного к другому оно непрестанно развивается.

В эволюции астрального тела человека выделяют две четкие стадии: оно вначале должно развиться до относительно высокой точки и выступить в качестве передающего тела, а после этого уже развиваться как самостоятельное тело, в котором человек может действовать на астральном плане.

При соединении камы и манаса, или ума, у человека формируется нормальный интеллект; такое соединение часто называют «кама–манас». Е.П. Блаватская описывает его как «рассудочный земной или физический интеллект человека, вовлеченный в материю и связанный с ней, а потому подверженный влиянию последней»; это то «низшее я», которое – поскольку оно действует на этом иллюзорном плане – внушает себе, что оно истинное «Я», или эго, и поэтому погружается в то, что в буддийском философии называется «ересью разобщения».

Кама–манас, то есть манас, объединенный с желанием, также красочно описывается как манас, обращенный к внешнему.

Выше уже было сказано, что для понимания процесса реинкарнации очень важно ясно сознавать тот факт, что кама–манас является аспектом человеческой личности, что он действует в головном мозге и через него и что этого самого по себе вполне достаточно, чтобы понять, почему до тех пор, пока сознание не возвысится над этим механизмом мозга, не может быть и речи о каких бы то ни было воспоминаниях о прошлой жизни. Вместе с камой они в каждой жизни формируются по новой и поэтому не имеют прямой связи с прошлой жизнью.

Сам по себе манас не может влиять на физические молекулы клеток головного мозга; однако, когда он объединен с камой, он может приводить эти молекулы в движение, формируя таким образом «сознание мозга», к которому относятся все хранимые мозгом воспоминания и все функции человеческого ума, как они нам известны. Это, естественно, не высший, а низший манас (то есть материя с четырех низших уровней ментального плана), который связан с камой. В западной психологии этот принцип – кама–манас – является частью того, что в этой системе называется умом. Принцип кама–манас, отвечающий за связь между высшей и низшей природой в человеке, являет в земной жизни поле битвы, а также играет, как мы увидим позднее, важную роль в посмертном существовании.

Связь между манасом и камой настолько тесна, что у индусов даже есть специальное выражение: они говорят, что человек обладает пятью покровами, один из которых имеет отношение к действующему интеллекту и желанию. Вот эти пять покровов:

 

1. Анандамайакоша Покров благодати Буддхи
2. Виджнанамайакоша Покров проницательности Высший манас
3. Маномайякоша Покров интеллекта и желания Низший манас и кама
4. Пранамайакоша Покров жизненной энергии Прана
5. Аннамайакоша Покров питания Плотное физическое тело

 

В классификации, применяемой Ману, пранамайакоша и аннамайакоша объединены вместе и обозначены как бхут-атман, то есть элементальное «я» или тело деяний.

Виджнанамайакоша и маномайакоша обозначены как тело чувств, названное им дживой. Он характеризует его как тело, в котором познающий Бога – кшетрадна – восприимчив к радости и боли.

С позиции чисто внешних связей, виджнанамайакоша и маномайакоша – особенно последний из покровов – связаны с миром дэв. Считается, что именно дэвы «вошли» в человека. Здесь прежде всего имеется в виду верховное божество элементалов, о котором мы расскажем позднее. Это верховное божество отвечает за проявления чувств в человеке и преобразует внешние контакты в движения души или их внутреннее познание, что и составляет суть дэва-деяния. Связь между всеми низшими дэвами дает человеку господство над каждой из тех областей Вселенной, где он достигает высшего контакта.

Манас, или ум, который, как уже говорилось, не в состоянии повлиять на грубые частицы головного мозга; проецирует вовне какую-то часть себя, то есть низший манас, и тот облачается в астральную материю, а затем с помощью эфирного вещества пронизывает до рождения всю нервную систему ребенка. Проекцию манаса часто называют его отражением, его тенью или лучом, но она известна также и под другими аллегорическими наименованиями.

В книге «Ключ к теософии» Е.П. Блаватская пишет: «Однажды найденная или воплощенная, его (манаса) эссенция удваивается. Это означает, что лучи вечного Божественного Разума, рассматриваемые как индивидуальные существа, наделяются двоякими свойствами, которые суть а) сущностный, наследственный, присущий только им и устремленный ввысь разум (высший манас) и б) мыслительные способности человека, то есть некое животное мышление, которое носит черты разумности в силу доминирования человеческого мозга (тяготеющий к каме низший манас)».

Низший манас замкнут в «квадрате» [четырех принципов] и может быть сравним с человеком, который одной рукой прочно держится за каму, а другой – за своего отца, то есть высший манас. Будет ли он полностью притянут камой и оторван от триады (атма–буддхи–манас), к которой изначально принадлежит, или же триумфально приведет очищенный опыт земной жизни обратно к ее источнику – это та жизненная проблема, которая ставится и решается человеком в процессе каждой из чередующихся инкарнаций. Эта тема будет в дальнейшем рассмотрена в главе «Жизнь после смерти».

Таким образом, кама дополняет животные, насыщенные страстью элементы, а низший манас дает им разумное объяснение и наделяет интеллектуальными способностями. В человеке на протяжении жизни эти два принципа тесно сплетены между собой и редко проявляются каждый сам по себе.

Манас можно сравнить с пламенем, а каму и физический мозг – с фитилем и маслом, которое питает это пламя. Эго всех людей, как развитых, так и неразвитых, слагаются из тех же эссенции и субстанции. Если что и делает одного человека великим, а другого – вульгарным и недалеким, так это качество и внешние данные физического тела, а также способность мозга и тела проводить и выражать свет, излучаемый подлинным, внутренним человеком.

Короче говоря, кама–манас – это личностное «я» человека. Низший манас наделяет личность индивидуальными чертами, что и позволяет ей познавать себя как «я». Низший манас – это луч бессмертного Мыслителя (души), который озаряет личность светом. Именно низший манас в полной мере наделяет чувства и животную натуру человека всеми оттенками радости, оживотворяя ее энергиями надежды, воспоминаний и фантазии.

Хотя в этой книге не предполагается затрагивать такие темы, как манас и ментальное тело, однако на данном этапе обучения учащемуся будет полезно узнать, что в манасе заключена свободная воля, так как она суть аспект Махата – Универсального Разума. В земном человеке низший манас является орудием свободной воли. Из манаса проистекает чувство свободы и знание о том, что мы можем быть сами себе хозяева, что высший манас может господствовать над низшим. Таким образом, умение соотносить сознание именно с манасом, а не с камой, является важным шагом на пути к самообладанию.

Сама борьба, которую ведет манас за то, чтобы возвыситься, является лучшим доказательством того, что он по самой своей природе свободен. Именно наличие эго (души) и энергии заставляет человека выбирать между вожделениями и желаниями и стремиться преодолевать их. Подобно тому как низший манас господствует над камой, точно так же и низший «квадрат», когда он подчиняется высшей триаде (атма–будда–манас), тоже занимает соответствующее ему место.

Основные принципы человека можно классифицировать следующим образом:

 

1

2 кама–манас вынужденно бессмертен

3

 

Теперь мы подошли к рассмотрению третьей функции астрального тела – его способности выступать как самостоятельное тело сознания и действия. Однако полное рассмотрение этого аспекта темы – использование и развитие астрального тела и присущие ему возможности и ограничения на собственном плане – будет происходить шаг за шагом в следующих главах. В данный момент вполне достаточно будет вкратце упомянуть те принципиальные состояния, в процессе которых астральное тело может использоваться в качестве самостоятельного тела сознания. Эти состояния таковы:

1. В обычном состоянии пробужденного сознания; то есть когда физический мозг и органы чувств полностью разбужены, энергии астральных чувств могут приводится в действие. Некоторые из этих энергий соответствуют энергиям чувств и действий, присущих физическому телу. Этот аспект будет рассмотрен в следующей главе – «Чакры».

2. Во время сна или транса, когда астральное тело может отделяться от тела физического и свободно действовать и перемещаться на собственном плане. Этот аспект будет рассмотрен в главе «Жизнь во сне».

3. При полностью развитом астральном теле, когда его силы и энергии развиты настолько, что человек сознательно, преднамеренно и в момент времени, который он сам выбирает, может покидать физическое тело и в полном сознании переходить в тело астральное. Этот аспект будет рассмотрен в главах, посвященных жизни после смерти.

Эти разделы главной темы с многочисленными нюансами и дополнениями и составят основную часть оставшегося корпуса данного трактата.