Тема 11. Постнеклассический этап развития науки

Каждая из стадий развития науки имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок). Классическая стадия имела своей парадигмой механику, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Ее черты выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в процессах самой разной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.).

Главные характеристики современной, постнеклассической науки:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

Синергетика показала, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Каждая такая система предстает как «эволюционное целое». Хакен попытался определить что общего можно обнаружить при исследовании систем самого разного рода, как природных, так и социальных. Он нашел, что общее – это спонтанное образование структур («strukturbilding»), качественные изменения на макроскопическом уровне, эмерджентное возникновение новых качеств, процессы самоорганизации в открытых системах. Отличие синергетического взгляда от традиционного состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия процессов вблизи к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия.

2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

Парадигма целостности проявляется:

а) В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. В частности: человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его; он всегда лишь часть, познающая целое.

б) Естественные науки объединяются и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, а также науки и искусства. Раньше естественные науки стремились понять «природу саму по себе», безотносительно к субъекту деятельности; гуманитарные – не столько объяснять, сколько понимать, связывая предмет с системами ценностей. Сейчас идеи и принципы естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, а исследование наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает границы между методологией естествознания и гуманитарного знания. Наблюдается тенденция к конвергенции научно-технической и гуманитарно-художественной культур.

в) Выход наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Ученые все чаще обращаются к традициям и методам восточного мышления.

3. Укрепление и все более широкое применение принципа коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.

Данное понятие охватывает как материальные, так и духовные системы, т.е. является универсальным. Если самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, то коэволюция – с отношениями между развивающимися системами, которые сопряжены, взаимоадаптированы. Полярные уровни коэволюции – молекулярно-генетический и биосферный. Коэволюция совершается в единстве природных и социальных процессов, поэтому необходим синтез знаний науки, искусства, религии, философии и т.п.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

Объектом классической науки были простые системы, объектом неклассической науки были сложные системы, то постнеклассической – исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Признаки самоорганизующихся систем: открытость - для вещества, энергии, информации; нелинейность – множество эволюции системы и возможность выбора из данных альтернатив; когерентность (сцепление, связь) – согласованное протекание во времени процессов в данной системе; хаотический характер переходных состояний в них; непредсказуемость их поведения; способность активно взаимодействовать со средой, изменять ее в направлении, обеспечивающем наиболее успешное функционирование системы; гибкость структуры; способность учитывать прошлый опыт. Объектом современной науки становятся «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии (генетическая инженерия), системы «человек-машина» и т.п. Для их изучения возникают комплексные научные программы, смешивающие области знания, различные методы и нормы познания.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

Это вновь ставит вопросы о сущности философии, ее месте в современной культуре, ее функциях, источниках, о ее возможностях и перспективах и т.п.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической.

Кроме логики, диалектики и эпистемологии нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные средства постижения действительности. Черта современного естествознания – поиски красоты, единства и симметрии законов природы.

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения или игнорирования роли разума.

Авторитет позитивной и беспристрастной науки все более подрывается, размывается демаркация «наука-ненаука». Все чаще в строгих естественнонаучных концепциях применяются «туманные» общефилософские соображения, интуитивные подходы и другие «человеческие компоненты».

8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

Наука теперь изучает не природу как таковую, а взаимоотношения человека с природой. Например, в атомной физике полное отделение наблюдаемого феномена от наблюдателя невозможно. Научное исследование – не монолог, а диалог с природой: активное вопрошание природы есть неотъемлемая часть ее внутренней активности. В результате рушится идеал ценностно-нейтрального исследователя, ведь объяснение и описание «человекоразмерных» объектов предполагает привлечение аксиологических факторов. Развитие как естествознания, так и обществознания в начале ХХI в. показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в естественный ход событий, просто не существует. Это привносит в научное знание новый гуманистический смысл.

9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития, историзация науки.

Понятие «история» применяется ко все более широкому кругу природных объектов и вводится даже в квантово-механическую интерпретацию, где его раньше не было. Историзм определяется тремя минимальными условиями: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей. Например, появилась эволюционная химия, предметом которой является химическая эволюция. Только принципом историзма можно объяснить самопроизвольное (без вмешательства человека) восхождение от низших химических материальных систем к высшим («лаборатории живого организма»). Развитие науки имеет тенденцию к превращению в науку о развитии.

10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.

Важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Существует, например, угроза превращения теоретической физики в математическую теорию. Исходный объект заменяется математической моделью и в дальнейшем происходит ее изучение на ЭВМ. При этом ясно, что эффективность математизации зависит от двух основных обстоятельств: от специфики данной науки и от совершенства самого математического аппарата. Последний недопустимо как недооценивать, так и абсолютизировать.

11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуется в современной науке в концепции глобального эволюционизма. Последний экстраполирует эволюционные идеи из биологии, геологии и др. наук на все сферы действительности, на рассмотрение неживой, живой и социальной действительности. Главное значение для утверждения принципа универсального эволюционизма сыграли три концепции в науке ХХ в.: теория нестационарной Вселенной, синергетика и теория биологической эволюции.

12. Формирование нового – «организмического» понимания природы.

Природа – не конгломерат изолированных объектов и не механическая система, но живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызвать необратимое разрушение целостности системы. Отсюда необходимость биоэтики, включающей взаимоотношения между людьми и между человеком и природой.

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Хотя это не исключает и наличие в универсуме и противоположных характеристик.

Без неустойчивости не было бы развития. Поэтому при исследовании мира надо «схватить» оба его аспекта: стабильность и нестабильность. Это два противоположных по смыслу и дополняющих друг друга режима развития процессов. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, которое происходит за счет уничтожения нежизнеспособных форм.