Профессиональная этика и служебный этикет (экзамен)
1. Установите последовательность этапов развития этических учений
предэтика |
§
античная этика |
§
средневековая этика |
этика Нового времени |
§
современная этика |
2. Во время допроса допустимы следующие правила ведения “психологической игры” (2 варианта ответа минимум)
введение в заблуждение | ||
психологические ловушки | ||
насилие и обвинительный уклон | ||
фальсификация доказательств |
3. Мораль – это
форма общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая обще социальной основой его регулирования | ||
установленный порядок поведения в какой-либо общественной или профессиональной группе | ||
охраняемое законом личное и неимущественное неотчуждаемое благо |
4. К основным категориям этики относятся (два правильных ответа)
скромность | ||
справедливость | ||
искренность | ||
заботливость | ||
ответственность |
5. Категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности, называется __________________
Ответ: достоинство
6. Установите соответствие между моральными принципами и их характеристиками
альтруизм | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
гуманизм | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
милосердие | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
коллективизм | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
эгоизм | предпочтение собственных интересов интересам всех других признание человека высшей ценностью бескорыстное служение ближнему сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся сознательное стремление содействовать общему благу |
7. Установите соответствие между отношениями человека, определяемые эмоционально-чувственным моральным сознанием и их проявлениями
к другим людям | чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти |
к обществу в целом | чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость |
к самому себе | скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность |
8. Установите соответствие между различными учениями и их характеристиками
нормативная этика | Совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей… |
теория морали | Учение о сущности морали, её основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющую эволюцию... |
история этики и морали | Процесс развития этических учений, а так же генезис и эволюцию морали с глубокой древности до… |
прикладная этика | Обоснования моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях и предпис… |
9. Категория этики, объединяющая все, что имеет положительное, гуманное значение, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу, называется
добро | ||
совесть | ||
долг |
10. Нормативный правовой акт, регламентирующий принципы поведения сотрудников правоохранительных органов, судей, государственных служащих; требования, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности, а также ответственность сотрудников за нарушение этических правил, называется
этические категории | ||
профессиональная компетентность | ||
кодекс служебной этики |
11. Категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях, называется
совесть | ||
справедливость | ||
благо | ||
долг |
12. К законным приемам допроса следует относить
проведение «эмоционального эксперимента» (сущность эксперимента состоит в неожиданном предъявлении обвиняемому связанной с преступлением материализованной информации (вещественные доказательства, человек) и наблюдение за его эмоциональной реакцией | ||
? | побуждение обвиняемого к «чистосердечному признанию» | |
постановка наводящих вопросов, «улавливающих вопросов», оскорбительных вопросов | ||
проведение беседы, в которой собеседники находятся в заведомо неравном положении, и во всех случаях без попыток унизить достоинство |
13. Не относится к факторам-показателям положительного материально-психологического климата в служебном коллективе, характеризующим его высокую нравственную культуру и высокий нравственный потенциал
высокий уровень профессиональной подготовки персонала | ||
открытое обсуждение решений руководства | ||
публичное одобрение успешно выполненных служебных задач и добросовестного выполнения служебных обязанностей | ||
отказ от работы в сверхурочное время |
14. Обладание комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для качественного осуществления соответствующей трудовой деятельности человека, называется
моральной устойчивостью | ||
профессиональной компетентностью | ||
служебным этикетом |
15. К какой профессии относятся перечисленные действия
осуществляет розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно | следователь |
свидетельствует верность копий документов и выписок из них | нотариус |
может вынести протест на правовой акт, если тот противоречит закону, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод гражданина | прокурор |
представляет права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение определенных вопросов | адвокат |
разрешает уголовные дела и определяет меру наказания | судья |
16. Профессионально-нравственная деформация – это
процесс адаптации к новым условиям деятельности | ||
основной источник профессиональной морали | ||
негативное изменение личности, снижение качества его профессиональной деятельности и служебных отношений |
17. В Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г., говорилось: «Так как каждый человек предполагается невиновным, пока его не объявят виновным, то в случае необходимости его ареста всякая строгость, которая не является необходимой для обеспечения (за судом) его личности, должна быть строго караема законом». О каком принципе правосудия идет речь
18. Установите соответствие между формами делового общения и их проявлениями ?
специфические формы служебного общения | в условиях конфликтной ситуации, со спецконтингентом общение в служебном коллективе, деловые контакты с иностранными гражданами беседы, встречи, переговоры, посещение организаций, учреждений публичные контакты с журналистами, интервью, деловая переписка, резолюции |
экстремальные формы служебного общения | в условиях конфликтной ситуации, со спецконтингентом общение в служебном коллективе, деловые контакты с иностранными гражданами беседы, встречи, переговоры, посещение организаций, учреждений публичные контакты с журналистами, интервью, деловая переписка, резолюции |
невербальные и неспецифические формы общения | в условиях конфликтной ситуации, со спецконтингентом общение в служебном коллективе, деловые контакты с иностранными гражданами беседы, встречи, переговоры, посещение организаций, учреждений публичные контакты с журналистами, интервью, деловая переписка, резолюции |
повседневное служебное общение | в условиях конфликтной ситуации, со спецконтингентом общение в служебном коллективе, деловые контакты с иностранными гражданами беседы, встречи, переговоры, посещение организаций, учреждений публичные контакты с журналистами, интервью, деловая переписка, резолюции |
19. К специфическим формам служебного общения относят
общение между коллегами | ||
публичные контакты с журналистами, интервью | ||
дежурство, патрулирование, охрана | ||
общение с задержанными, во время обыска |
20. Вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области, называется
юридическая этика | ||
судебная этика | ||
профессиональная этика | ||
этика адвоката |
21. Категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения, называется ____________________
Ответ: совестью
22. Деловое общение основывается на определённых нравственных принципах; какой из перечисленных ниже не относится к таковым
порядочность, т.е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению | ||
в основе делового контакта лежат личные интересы и собственные амбиции, а не интересы дела | ||
уважительность, т.е. уважение достоинства контактера | ||
доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро |
23. Установите соответствие между разновидностями прикладной этики и их характеристиками
ситуативная этика | Рассматривает практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности… |
профессиональная этика | Рассматривает систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учётом особенностей… |
экологическая этика | Рассматривает нормы поведения человека по отношению к окружающей среде |
24. К экстремальным формам общения относят
деловые контакты с иностранными гражданами | ||
общение с детьми | ||
посещение граждан по месту жительства | ||
общение с участниками митингов |
25. Какие нравственные категории этики описываются в отрывке «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
Ответ:
26. Установите соответствие между уровнями развития этических знаний и решаемыми на них задачами
Описательны уровень | описывать мораль: нравы, обычаи в обществей |
теоретический уровень | объяснять мораль, её происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику |
нормативно-критический уровень | Предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать |
нормативно-педагогический уровень | учить морали, то есть способствовать нравственному совершенствованию людей |
27. Совокупность правил поведения субъектов судебного процесса, регулирующих внешние проявления взаимоотношений между судом и участвующими в деле лицами, формы их общения, основанные на признании авторитета органов правосудия и необходимости соблюдения примечаний поведения в государственном учреждении, называется
профессиональная этика | ||
судебный этикет | ||
компетентность судей |
28. Мораль регулирует поведение человека в обществе на основе
подзаконных актов | ||
юридических документов (законов) | ||
через экономические интересы | ||
административное принуждение |
29. Функция, позволяющая человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации, называется _______________
Ответ: мотивационной
30. О ком писал А. Ф. Кони: «Приходится признать, что часто в их, по-видимому, неправильном решении кроется действительная справедливость, внушаемая не холодным рассудком ума, а голосом сердца. Не надо забывать, что согласно закону, их спрашивают не о том, совершил ли подсудимый преступное деяние, а виновен ли он в том, что совершил его; не факт, а внутренняя сторона его и личность подсудимого, в нем выразившаяся, подлежит их суждению. Своим вопросом о виновности суд устанавливает особый промежуток между фактом и виной и требует, чтобы они, основываясь исключительно на «убеждении своей совести» и памятуя свою великую нравственную ответственность, наполнили этот промежуток соображениями, в силу которых подсудимый оказывается человеком виновным или невиновным» ___________________
Ответ: о присяжных
31. Установите соответствие между правовыми документами и датами их издания
Билль о правах | |
Всеобщая декларация прав человека | |
Великая хартия вольностей | |
Международный пакт о гражданских и политических правах |