НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Учебно-воспитательная и научная деятельность вуза развивается как единый процесс: исследования служат основой совершенствования учебно-воспитательного процесса. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) подразделяется на два вида: проводимая в рамках учебного и дипломного проектирования и проводимая вне учебного процесса за счет свободного времени студента. Оптимальным является органическое включение НИРС в учебный процесс, что предусмотрено методикой архитектурного проектирования. Широкое включение элементов исследования и эксперимента в курсовое и дипломное проектирование является необходимым условием формирования творчески мыслящего специалиста.
Формы организации НИРС, проводимые в архитектурной школе вне учебного процесса, многообразны и должны стать закономерностью организации теоретической жизни коллектива.
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) в архитектурной школе служит закреплению и обобщению исследовательского и творческого поиска, осуществляемого в часы практических занятий по учебному проектированию. УИРС активизирует познавательную деятельность студентов, способствует творческому отношению к проектированию. Руководство этой работой входит в функции педагогов и кураторов. Воспитательные задачи учебных исследований состоят в развитии навыка критического анализа, теоретического мышления студентов.
К учебно-исследовательской работе можно отнести:
1.3.12. составление рефератов в процессе пред- проектного этапа по каждой теме проектирования;
1.3.13. составление пояснительных записок на заключительном этапе проектирования с характеристикой поставленной проблемы и разделов комплексности. Реферат и пояснительная записка представляются с проектом. Педагоги помогают разработать планы и содержание этих работ, устанавливают их объемы (различные по годам обучения) и сроки составления;
1.3.14. ' творческие отчеты по летним поездкам, проводимым с целью изучения памятников архитектуры, народной архитектуры и современного опыта строительства;
1.3.15. творческие отчеты по обменным поездкам студентов в социалистические страны (выставка рисунков, набросков и показ слайдов).
Кружок студенческого научного общества (СНО) на кафедре. Эта форма работы благоприятствует приобретению студентами исследовательских навыков, связана с планом кафедры, проводится в направлениях:
подготовка к курсовому обсуждению итогов проектирования с выделением аспектов анализа для каждого из участников дискуссии;
составление альбомов фотографий групповых учебных проектов с краткими аннотациями; подготовка сообщений на научной конференции института по актуальной проблематике или с обобщением итогов проектирования; доработка проектов, исполняемых в порядке творческих договоров; участие в обменных поездках за рубеж.
Привлечение наиболее подготовленных студентов к внутривузовским соревнованиям и конкурсам Союза архитекторов СССР способствует укреплению их лидирующего положения в коллективе, ведет к повышению авторитета педагога-руководителя. Выступления на международных соревнованиях привлекают студентов тем, что помогают достичь высоких результатов, продемонстрировать свой творческий уровень и поднять авторитет архитектурной школы1.
Об уровне студенческих работ могут свидетельствовать успехи студентов МАрхИ на конкурсе Интернациональной секции сценографов и технологов театра на тему: «Театр для будущих поколений». Пять проектов молодых воспитанников МАрхИ удостоены двух первых и трех вторых премий. Оригинальные проекты родились в результате переосмысления авторами социальной роли и места театра в общественной жизни города как своеобразных центров общения. Авторы предложили камерные театры, использовали традиции площадного театра прошлого и театра высокой патетики, динамический зрелищный объект для решения социально-культурной задачи — привлечение широких масс к театральному искусству (рис. 70).
На Международном конкурсе студенческих проектов, проведенном в рамках XIII конгресса Международного союза архитекторов в Мехико на тему «Административное здание», премии получили студенты МАрхИ за проект плавающей «ратуши», студенты Казанского инженерно- строительного института — за предложение «улица — учреждение»; дипломом отмечены студенты Института им. Репина за идею демократизации отношений администраторов и администрируемых путем создания «форума-амфитеатра». В проектах были учтены климатические, региональные и художественные традиции.
Деятельность студенческого проектно-кон- структурского бюро (СПКБ). Основная задача работы СПКБ — способствовать всестороннему улучшению качества подготовки молодых специалистов, привлекать студентов к самостоятельной практической деятельности, помогать им овладевать новейшими научными и техническими достижениями, навыками коллективной творческой работы.
Организация комплексных групп студентов архитектурных и всех инженерных специальностей с привлечением к руководству студенческими бригадами высококвалифицированных преподавателей в СПКБ Львовского политехнического института оказывает плодотворное влияние на эффективность учебного процесса, повышение качества подготовки молодых специалистов. Это не только проба сил студентов, но и подтверждение прогрессивной творческой линии педагогов.
СПКБ Львовского ПИ разрабатывает комплексную тему «Проектирование вузов». Им выполнены проекты для 110 построенных студенческих общежитий и учебных корпусов в 42 городах. СПКБ получило статус проектной организации. Коллектив СПКБ был удостоен премии Ленинского комсомола.
В рамках СПКБ в процессе разработки проектов студент практически осваивает специальность и закрепляет теоретические знания конкретной архитектурно-проектной деятельности, по своему содержанию весьма близкой к работе в проектной организации. Воспитательное значение этой формы НИРС велико. Существенно возрастают требования и к преподавателям. Им необходимы уже не только широкая эрудиция, но и большой опыт в реальном проектировании.
Участие студентов ■ научно-исследовательских работах кафедр. Студенты привлекаются к участию в научно-исследовательской деятельности и в экспериментальном проектировании кафедр.
В конкурсном проектировании профессоров и педагогов МАрхИ, как правило, участвуют студенты старших курсов. Такие крупные работы, как проекты экспериментального жилого района на юго-западе Москвы, столичного центра, Центрального музея В. И. Ленина, многочисленные проекты центров городов, выполнялись с участием в каждой из них до 100 студентов.
Привлечение студентов к разнообразным формам научно-исследовательских работ бла
гоприятно влияет на всестороннее развитие личности молодого архитектора, способствует повышению его творческого потенциала, воспитывает в специалисте трудолюбие и профессиональное мастерство.
6.5.1. УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В РАБОТАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОБЛЕМНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
При кафедрах архитектурного проектирования создаются научно-исследовательские проблемные лаборатории, призванные при активном участии профессоров и преподавателей творческих и технических кафедр, аспирантов и студентов выполнять научные исследования в избранном направлении. Широкий охват студенчества реальным проектированием в научно-экспериментальных лабораториях способствует повышению профессиональных умений, овладению комплексом сопутствующих архитектурному проектированию работ, методами научного исследования.
Такая лаборатория создана при кафедре архитектуры и градостроительства Одесского инженерно-строительного института. Это комплексное подразделение в составе вуза имеет своим аналогом «клиники» при медицинских вузах. Лаборатория разрабатывает научные прогнозы развития учреждений отдыха и туризма для молодежи и студентов по этапам до 1990 г. Выполняются проектные и методические работы на основе социологических исследований и натурных обследований форм молодежного активного отдыха.
6.6. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПЙТАНИЕ СТУДЕНТОВ И КУРАТОРЫ ГРУПП
«Без участия молодежи в общественно-политической жизни страны мы не можем успешно продвигаться вперед» [7, с. 147]. Эти слова тов. Л. И. Брежнева имеют прямое отношение к задачам улучшения идейно-воспитательной работы в вузах. Особая роль в повышении уровня воспитания студентов принадлежит кафедрам общественных наук, которые организуют школу молодого лектора, факультет общественных профессий, проводят Ленинский зачет и пр. На воспитание будущего специалиста оказывают положительное влияние трудовые семестры — участие студентов в строительных отрядах.
В МАрхИ созданы специализированные проектно- строительные отряды, которые сами проектируют и строят объекты. Так, по договору о содружестве с московским заводом «Водоприбор» осуществлен в натуре комплекс игровых площадок для детей в производственно-жилом районе, проектируются мероприятия по совершенствованию освещения и цветовому решению цехов, создается
культурно-просветительный центр для организации свободного времени рабочих и их семей.
Основным звеном трудового воспитания является учебный процесс. Однако педагоги проектных кафедр осуществляют идейно-воспитательную работу как во время АП, так и по специальным планам, составляемым кураторами групп из числа молодых педагогов-архи- текторов. Воспитательная работа планируется с точной целевой установкой — сформировать интеллектуальный облик архитектора, его гражданскую позицию. Воспитание нравственных качеств молодого специалиста происходит не только под воздействием высшей школы, но и других социальных институтов общества.
1.3.16. . 29 ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Образование, полученное в архитектурной школе, является основанием для постоянного пополнения знаний и совершенствования специалистов. Молодой архитектор после окончания вуза и прохождения стажировки включается в систему повышения квалификации, участвуя в семинарах, в теоретических клубах, комиссиях отделений СА по работе со вне- союзной молодежью, в конкурсах, научно- теоретических конференциях, творческих выставках. При склонностях к научной работе он поступает в аспирантуру1. Специализированные советы по архитектуре и градостроительству ведут аттестацию архитектурных кадров и содействуют практическому использованию результатов диссертационных работ.
При учебных институтах и отделениях Союза архитекторов организованы институты и факультеты повышения квалификации архитекторов, градостроителей. Методы и формы обучения на факультетах основаны на концептуально-теоретических разработках актуальных задач современной архитектурной и градостроительной практики.
1.3.17. РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТА
Единство обучения и воспитания — одна из педагогических закономерностей. Результат педагогического процесса во многом зависит от того, насколько удается педагогу осуществить это единство. Педагог должен быть подготовлен к этим двум видам деятельности — владеть дидактикой и методами обучения и знать общие проблемы теории воспитания.
Результаты обучения студентов профессии находятся в зависимости от квалификации педа- гога-архитектора, уровня его творческого и профессионального мастерства, определяются его отношением к работе, педагогическим тактом и владением методикой архитектурного проектирования. Успех выполнения проектной программы зависит от активности и творческого темперамента педагога, его способности организовать учебный процесс.
Профессия педагога высшей архитектурной школы имеет свои особенности: каждый из студентов — это еще несформировавшая- ся индивидуальность с разными склонностями, способностями, и перед педагогом стоит каждый раз особая задача; ее решение требует от него большого творческого напряжения, настойчивости и выдержки.
В условиях группового проектирования, когда приходится одновременно руководить тремя десятками студентов, педагог должен уметь распределять внимание, понимать черты характера каждого студента. Педагог-руководитель должен видеть узловой пункт своей деятельности в формировании у студентов творческого мировоззрения и в обучении их творческому мышлению. Он прививает им дух инициативы в поисках нового.
Успешная деятельность педагога возможна при условии, если он сам хорошо подготовлен и обладает необходимыми качествами как воспитатель молодежи.
Мастерство педагога.Педагогическое мастерство — это синтез идейной направленности, общей культуры, творческого потенциала, профессиональных знаний и опыта; все это вырабатывается в результате упорного труда. Мастерство педагога растет из года в год, хотя меняются его вкусы и представления. Деятельность педагога-архитектора протекает в неповторимых ситуациях создания десятков разнообразных проектных предложений, когда ему необходим навык быстрой творческой и мыслительной реакции.
Уроки выдающихся наших педагогов проходят в атмосфере подлинного профессионализма, они служат примером органического соединения творчества, направленного на раскрытие замысла автора, с настойчивой работой по передаче студенту основ профессии.
Педагог формирует в себе способность мыслительной деятельности «вслух». Вербальная передача идей педагогом — важная особенность педагога-архитектора. «Вы не должны преподносить самого себя,— писал А. Гончаров.—... В известной степени надо чувствовать, что вы передаете эстафетную палочку, которую получили от своих учителей» [84].
Педагог готовится к встрече со студентом, думает над тем, как развить его замысел. Од-
[1] Подготовку аспирантов ведут учебные и научно-исследовательские институты по специальностям: теория и история архитектуры, архнако из этого совершенно не следует, что педагог должен дать ему готовый рецепт. Важнее приоткрыть специфику профессионального творческого процесса — метод поиска решения.
При этом не обязательно достигнуть окончательного результата. Нужно показать студенту процесс сочинения, ход рассуждений и рассматривать свое предложение как один из возможных вариантов раскрытия темы. Рекомендации педагога, кажущиеся иногда результатом «озарения», его способность как бы внезапно схватить суть решения, по существу,— следствие накопленного опыта, знаний и упорной работы мысли.
Советы педагога должны отличаться силой логики, воздействовать на ум, чувство и волю его воспитанника. Труд педагога требует непрерывного совершенствования. Он учит до тех пор, пока сам учится1. Искусство педагога заключается в том, чтобы уметь подсказать группе перспективу коллективной разработки программы и направить умственные и творческие силы студентов на решение проблемных задач. Проблемное обучение необходимо и самим педагогам: рассмотрение темы проектирования под углом зрения различных проблем делает процесс проектирования содержательным и творчески интересным для педагога-архитектора.
Педагог-зодчий.Профессиональная квалификация является необходимой предпосылкой для работы в вузе на проектной кафедре. Лишь архитектор-практик способен передать основы профессионального мастерства, осуществить полноценную комплексную консультацию и реальный показ, продемонстрировать искусство архитектора. Творческий и личный авторитет, знания и опыт педагога играют большую роль в идейной, эстетической и профессиональной подготовке студентов.
Педагог-архитектор не должен отрываться от практики проектирования. В МАрхИ, Ереванском и Грузинском политехнических институтах коллективы творческих кафедр имеют возможность вести проектно-эксперименталь- ную работу в научно-исследовательских секторах, во Львовском политехническом институте педагоги связаны с деятельностью СПКБ. Педагоги участвуют в научно-исследовательском проектировании, в открытых и заказных конкурсах, проводят консультации в проектных организациях.
Педагог и научные исследования.Теоретическая и научная подготовка педагога оказы
вает влияние на его профессиональное мастерство, поскольку в педагогическом процессе часто возникают вопросы, требующие научного обоснования. В деятельности педагога высшей школы научно-исследовательская и педагогическая работа составляет две половины его загрузки. Педагог участвует в исполнении основных научно-исследовательских (госбюджетных) тем кафедры, направленных на развитие теории и практики архитектуры и градостроительства. Теоретические разработки и научные исследования педагога порождают в нем новые идеи, без которых прогресс в учебном проектировании невозможен. Эти исследования в сочетании с экспериментальным проектированием делают педагога уверенным и повышают его авторитет в глазах студентов. К научным исследованиям относятся также работы педагогов учебно-методического характера по разработке методических и учебных пособий и учебников.
Педагог-воспитатель.Педагог в непосредственном общении со студентами в процессе творческого проектирования влияет на них словом и своим примером в работе. Он должен четко определить отношение к своей цели и социальный смысл своего призвания.
Вопрос об эффективности воспитательного воздействия педагога на студента в творческом процессе проектирования является важнейшим в нашей педагогической системе. Главная цель АП — создание проекта, обучение студента творческому методу и воспитание в нем личности. АП способствует выполнению этой воспитательной функции: активизирует и направляет процесс мировоззренческого становления студента, в проектной деятельности студент чувствует свою сопричастность к жизни общества, приобщенность к подлинным профессиональным интересам. Это, в свою очередь, способствует созданию творческой атмосферы в вузе.
В воспитательном плане проектирование Музея В. И. Ленина на V курсе МАрхИ было удачным — проекты обладали идейным, общественно-политическим пафосом. Работа по проектированию города на севере Казахстана — новой комсомольской стройки г. Архалыка, выполненная всеми подразделениями вуза, была высоко оценена общественностью Кустанайской обл. и имела огромное воспитательное значение. Сама тема вызывала энтузиазм. При разработке проблем, связанных с превращением Москвы в образцовый коммунистический город, эффект был тот же — комплексные проекты реконструкции градостроительных узлов Москвы, в частности Садового кольца, ставили задачи включения новых объектов социально-культурного значения в историческую ткань города, вовлекали весь механизм психики студентов в активную творческую работу.
Педагог применяет многообразные формы и методы воспитательной работы: организует студентов в творческий коллектив, перед которым можно ставить профессиональные це-
и