НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

 

Учебно-воспитательная и научная деятель­ность вуза развивается как единый процесс: исследования служат основой совершенство­вания учебно-воспитательного процесса. Науч­но-исследовательская работа студентов (НИРС) подразделяется на два вида: проводимая в рамках учебного и дипломного проектирова­ния и проводимая вне учебного процесса за счет свободного времени студента. Оптималь­ным является органическое включение НИРС в учебный процесс, что предусмотрено мето­дикой архитектурного проектирования. Широ­кое включение элементов исследования и экс­перимента в курсовое и дипломное проекти­рование является необходимым условием фор­мирования творчески мыслящего специалиста.

Формы организации НИРС, проводимые в архитектурной школе вне учебного процесса, многообразны и должны стать закономер­ностью организации теоретической жизни кол­лектива.

Учебно-исследовательская работа студен­тов (УИРС) в архитектурной школе служит за­креплению и обобщению исследовательского и творческого поиска, осуществляемого в часы практических занятий по учебному проекти­рованию. УИРС активизирует познавательную деятельность студентов, способствует творче­скому отношению к проектированию. Руковод­ство этой работой входит в функции педагогов и кураторов. Воспитательные задачи учебных исследований состоят в развитии навыка крити­ческого анализа, теоретического мышления студентов.

К учебно-исследовательской работе можно отнести:

1.3.12. составление рефератов в процессе пред- проектного этапа по каждой теме проектиро­вания;

1.3.13. составление пояснительных записок на заключительном этапе проектирования с харак­теристикой поставленной проблемы и разде­лов комплексности. Реферат и пояснительная записка представляются с проектом. Педагоги помогают разработать планы и содержание этих работ, устанавливают их объемы (различ­ные по годам обучения) и сроки составления;

1.3.14. ' творческие отчеты по летним поездкам, проводимым с целью изучения памятников архитектуры, народной архитектуры и совре­менного опыта строительства;

1.3.15. творческие отчеты по обменным поезд­кам студентов в социалистические страны (выс­тавка рисунков, набросков и показ слайдов).

Кружок студенческого научного общества (СНО) на кафедре. Эта форма работы благо­приятствует приобретению студентами иссле­довательских навыков, связана с планом ка­федры, проводится в направлениях:

подготовка к курсовому обсуждению ито­гов проектирования с выделением аспектов анализа для каждого из участников дискуссии;

составление альбомов фотографий группо­вых учебных проектов с краткими аннотациями; подготовка сообщений на научной конферен­ции института по актуальной проблематике или с обобщением итогов проектирования; дора­ботка проектов, исполняемых в порядке твор­ческих договоров; участие в обменных поезд­ках за рубеж.

Привлечение наиболее подготовленных студентов к внутривузовским соревнованиям и конкурсам Союза архитекторов СССР спо­собствует укреплению их лидирующего поло­жения в коллективе, ведет к повышению ав­торитета педагога-руководителя. Выступления на международных соревнованиях привлекают студентов тем, что помогают достичь высоких результатов, продемонстрировать свой твор­ческий уровень и поднять авторитет архитек­турной школы1.

Об уровне студенческих работ могут свидетельство­вать успехи студентов МАрхИ на конкурсе Интернацио­нальной секции сценографов и технологов театра на тему: «Театр для будущих поколений». Пять проектов молодых воспитанников МАрхИ удостоены двух первых и трех вто­рых премий. Оригинальные проекты родились в результате переосмысления авторами социальной роли и места театра в общественной жизни города как своеобразных центров общения. Авторы предложили камерные театры, исполь­зовали традиции площадного театра прошлого и театра высокой патетики, динамический зрелищный объект для решения социально-культурной задачи — привлечение ши­роких масс к театральному искусству (рис. 70).

На Международном конкурсе студенческих проектов, проведенном в рамках XIII конгресса Международного союза архитекторов в Мехико на тему «Административное здание», премии получили студенты МАрхИ за проект плавающей «ратуши», студенты Казанского инженерно- строительного института — за предложение «улица — уч­реждение»; дипломом отмечены студенты Института им. Репина за идею демократизации отношений администрато­ров и администрируемых путем создания «форума-ам­фитеатра». В проектах были учтены климатические, регио­нальные и художественные традиции.

Деятельность студенческого проектно-кон- структурского бюро (СПКБ). Основная задача работы СПКБ — способствовать всестороннему улучшению качества подготовки молодых спе­циалистов, привлекать студентов к самостоя­тельной практической деятельности, помогать им овладевать новейшими научными и техни­ческими достижениями, навыками коллектив­ной творческой работы.

Организация комплексных групп студентов архитек­турных и всех инженерных специальностей с привлечением к руководству студенческими бригадами высококвалифи­цированных преподавателей в СПКБ Львовского политех­нического института оказывает плодотворное влияние на эффективность учебного процесса, повышение качества подготовки молодых специалистов. Это не только проба сил студентов, но и подтверждение прогрессивной твор­ческой линии педагогов.

СПКБ Львовского ПИ разрабатывает комп­лексную тему «Проектирование вузов». Им выполнены проекты для 110 построенных сту­денческих общежитий и учебных корпусов в 42 городах. СПКБ получило статус проектной организации. Коллектив СПКБ был удостоен премии Ленинского комсомола.

В рамках СПКБ в процессе разработки про­ектов студент практически осваивает специаль­ность и закрепляет теоретические знания кон­кретной архитектурно-проектной деятельнос­ти, по своему содержанию весьма близкой к работе в проектной организации. Воспитатель­ное значение этой формы НИРС велико. Су­щественно возрастают требования и к препо­давателям. Им необходимы уже не только широкая эрудиция, но и большой опыт в реаль­ном проектировании.

Участие студентов ■ научно-исследова­тельских работах кафедр. Студенты привле­каются к участию в научно-исследовательской деятельности и в экспериментальном проек­тировании кафедр.

В конкурсном проектировании профессоров и педагогов МАрхИ, как правило, участвуют студенты старших курсов. Такие крупные ра­боты, как проекты экспериментального жилого района на юго-западе Москвы, столичного центра, Центрального музея В. И. Ленина, мно­гочисленные проекты центров городов, выпол­нялись с участием в каждой из них до 100 студентов.

Привлечение студентов к разнообразным формам научно-исследовательских работ бла­

гоприятно влияет на всестороннее развитие личности молодого архитектора, способствует повышению его творческого потенциала, вос­питывает в специалисте трудолюбие и профес­сиональное мастерство.

6.5.1. УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В РАБОТАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОБЛЕМНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

При кафедрах архитектурного проектиро­вания создаются научно-исследовательские проблемные лаборатории, призванные при ак­тивном участии профессоров и преподавателей творческих и технических кафедр, аспирантов и студентов выполнять научные исследования в избранном направлении. Широкий охват сту­денчества реальным проектированием в науч­но-экспериментальных лабораториях способ­ствует повышению профессиональных умений, овладению комплексом сопутствующих ар­хитектурному проектированию работ, мето­дами научного исследования.

Такая лаборатория создана при кафедре архитектуры и градостроительства Одесского инженерно-строительного института. Это комп­лексное подразделение в составе вуза имеет своим аналогом «клиники» при медицинских вузах. Лаборатория разрабатывает научные прогнозы развития учреждений отдыха и ту­ризма для молодежи и студентов по этапам до 1990 г. Выполняются проектные и методи­ческие работы на основе социологических ис­следований и натурных обследований форм молодежного активного отдыха.

6.6. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПЙТАНИЕ СТУДЕНТОВ И КУРАТОРЫ ГРУПП

«Без участия молодежи в общественно-по­литической жизни страны мы не можем ус­пешно продвигаться вперед» [7, с. 147]. Эти слова тов. Л. И. Брежнева имеют прямое от­ношение к задачам улучшения идейно-воспи­тательной работы в вузах. Особая роль в по­вышении уровня воспитания студентов при­надлежит кафедрам общественных наук, кото­рые организуют школу молодого лектора, факультет общественных профессий, проводят Ленинский зачет и пр. На воспитание будущего специалиста оказывают положительное влия­ние трудовые семестры — участие студентов в строительных отрядах.

В МАрхИ созданы специализированные проектно- строительные отряды, которые сами проектируют и строят объекты. Так, по договору о содружестве с московским заводом «Водоприбор» осуществлен в натуре комплекс игровых площадок для детей в производственно-жилом районе, проектируются мероприятия по совершенствова­нию освещения и цветовому решению цехов, создается

культурно-просветительный центр для организации сво­бодного времени рабочих и их семей.

Основным звеном трудового воспитания является учебный процесс. Однако педагоги проектных кафедр осуществляют идейно-вос­питательную работу как во время АП, так и по специальным планам, составляемым куратора­ми групп из числа молодых педагогов-архи- текторов. Воспитательная работа планируется с точной целевой установкой — сформировать интеллектуальный облик архитектора, его гражданскую позицию. Воспитание нравствен­ных качеств молодого специалиста происходит не только под воздействием высшей школы, но и других социальных институтов общества.

 

 

1.3.16. . 29 ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Образование, полученное в архитектурной школе, является основанием для постоянного пополнения знаний и совершенствования спе­циалистов. Молодой архитектор после окон­чания вуза и прохождения стажировки вклю­чается в систему повышения квалификации, участвуя в семинарах, в теоретических клубах, комиссиях отделений СА по работе со вне- союзной молодежью, в конкурсах, научно- теоретических конференциях, творческих вы­ставках. При склонностях к научной работе он поступает в аспирантуру1. Специализированные советы по архитектуре и градостроительству ведут аттестацию архитектурных кадров и содействуют практическому использованию результатов диссертационных работ.

При учебных институтах и отделениях Сою­за архитекторов организованы институты и фа­культеты повышения квалификации архитекто­ров, градостроителей. Методы и формы обу­чения на факультетах основаны на концеп­туально-теоретических разработках актуаль­ных задач современной архитектурной и гра­достроительной практики.

1.3.17. РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТА

Единство обучения и воспитания — одна из педагогических закономерностей. Результат педагогического процесса во многом зависит от того, насколько удается педагогу осущест­вить это единство. Педагог должен быть под­готовлен к этим двум видам деятельности — владеть дидактикой и методами обучения и знать общие проблемы теории воспитания.

Результаты обучения студентов профессии находятся в зависимости от квалификации педа- гога-архитектора, уровня его творческого и профессионального мастерства, определяются его отношением к работе, педагогическим тактом и владением методикой архитектур­ного проектирования. Успех выполнения про­ектной программы зависит от активности и творческого темперамента педагога, его спо­собности организовать учебный процесс.

Профессия педагога высшей архитектур­ной школы имеет свои особенности: каждый из студентов — это еще несформировавшая- ся индивидуальность с разными склонностя­ми, способностями, и перед педагогом стоит каждый раз особая задача; ее решение тре­бует от него большого творческого напря­жения, настойчивости и выдержки.

В условиях группового проектирования, когда приходится одновременно руководить тремя десятками студентов, педагог должен уметь распределять внимание, понимать черты характера каждого студента. Педагог-руко­водитель должен видеть узловой пункт своей деятельности в формировании у студентов творческого мировоззрения и в обучении их творческому мышлению. Он прививает им дух инициативы в поисках нового.

Успешная деятельность педагога возмож­на при условии, если он сам хорошо подго­товлен и обладает необходимыми качест­вами как воспитатель молодежи.

Мастерство педагога.Педагогическое мас­терство — это синтез идейной направлен­ности, общей культуры, творческого потен­циала, профессиональных знаний и опыта; все это вырабатывается в результате упорного труда. Мастерство педагога растет из года в год, хотя меняются его вкусы и представле­ния. Деятельность педагога-архитектора про­текает в неповторимых ситуациях создания де­сятков разнообразных проектных предложе­ний, когда ему необходим навык быстрой творческой и мыслительной реакции.

Уроки выдающихся наших педагогов про­ходят в атмосфере подлинного профессиона­лизма, они служат примером органического соединения творчества, направленного на рас­крытие замысла автора, с настойчивой рабо­той по передаче студенту основ профессии.

Педагог формирует в себе способность мыслительной деятельности «вслух». Вербаль­ная передача идей педагогом — важная осо­бенность педагога-архитектора. «Вы не долж­ны преподносить самого себя,— писал А. Гон­чаров.—... В известной степени надо чувст­вовать, что вы передаете эстафетную палочку, которую получили от своих учителей» [84].

Педагог готовится к встрече со студентом, думает над тем, как развить его замысел. Од-

[1] Подготовку аспирантов ведут учебные и научно-иссле­довательские институты по специальностям: теория и история архитектуры, архнако из этого совершенно не следует, что педагог должен дать ему готовый рецепт. Важ­нее приоткрыть специфику профессиональ­ного творческого процесса — метод поиска решения.

При этом не обязательно достигнуть окон­чательного результата. Нужно показать студен­ту процесс сочинения, ход рассуждений и рас­сматривать свое предложение как один из воз­можных вариантов раскрытия темы. Рекомен­дации педагога, кажущиеся иногда результа­том «озарения», его способность как бы вне­запно схватить суть решения, по существу,— следствие накопленного опыта, знаний и упор­ной работы мысли.

Советы педагога должны отличаться силой логики, воздействовать на ум, чувство и волю его воспитанника. Труд педагога требует не­прерывного совершенствования. Он учит до тех пор, пока сам учится1. Искусство педагога заключается в том, чтобы уметь подсказать группе перспективу коллективной разработки программы и направить умственные и твор­ческие силы студентов на решение проблем­ных задач. Проблемное обучение необходи­мо и самим педагогам: рассмотрение темы проектирования под углом зрения различных проблем делает процесс проектирования со­держательным и творчески интересным для педагога-архитектора.

Педагог-зодчий.Профессиональная квали­фикация является необходимой предпосылкой для работы в вузе на проектной кафедре. Лишь архитектор-практик способен передать основы профессионального мастерства, осу­ществить полноценную комплексную консуль­тацию и реальный показ, продемонстрировать искусство архитектора. Творческий и личный авторитет, знания и опыт педагога играют большую роль в идейной, эстетической и про­фессиональной подготовке студентов.

Педагог-архитектор не должен отрываться от практики проектирования. В МАрхИ, Ере­ванском и Грузинском политехнических ин­ститутах коллективы творческих кафедр имеют возможность вести проектно-эксперименталь- ную работу в научно-исследовательских секто­рах, во Львовском политехническом институте педагоги связаны с деятельностью СПКБ. Пе­дагоги участвуют в научно-исследовательском проектировании, в открытых и заказных кон­курсах, проводят консультации в проектных организациях.

Педагог и научные исследования.Теорети­ческая и научная подготовка педагога оказы­

вает влияние на его профессиональное мастер­ство, поскольку в педагогическом процессе часто возникают вопросы, требующие научно­го обоснования. В деятельности педагога выс­шей школы научно-исследовательская и педа­гогическая работа составляет две половины его загрузки. Педагог участвует в исполнении ос­новных научно-исследовательских (госбюджет­ных) тем кафедры, направленных на развитие теории и практики архитектуры и градострои­тельства. Теоретические разработки и научные исследования педагога порождают в нем но­вые идеи, без которых прогресс в учебном проектировании невозможен. Эти исследова­ния в сочетании с экспериментальным проекти­рованием делают педагога уверенным и по­вышают его авторитет в глазах студентов. К научным исследованиям относятся также ра­боты педагогов учебно-методического харак­тера по разработке методических и учебных пособий и учебников.

Педагог-воспитатель.Педагог в непосред­ственном общении со студентами в процессе творческого проектирования влияет на них словом и своим примером в работе. Он дол­жен четко определить отношение к своей цели и социальный смысл своего призвания.

Вопрос об эффективности воспитательного воздействия педагога на студента в творческом процессе проектирования является важнейшим в нашей педагогической системе. Главная цель АП — создание проекта, обучение сту­дента творческому методу и воспитание в нем личности. АП способствует выполнению этой воспитательной функции: активизирует и на­правляет процесс мировоззренческого станов­ления студента, в проектной деятельности студент чувствует свою сопричастность к жизни общества, приобщенность к подлинным про­фессиональным интересам. Это, в свою оче­редь, способствует созданию творческой ат­мосферы в вузе.

В воспитательном плане проектирование Музея В. И. Ленина на V курсе МАрхИ было удачным — проекты обладали идейным, общественно-политическим пафосом. Работа по проектированию города на севере Казахстана — новой комсомольской стройки г. Архалыка, выполненная всеми подразделениями вуза, была высоко оценена общественностью Кустанайской обл. и имела ог­ромное воспитательное значение. Сама тема вызывала энтузиазм. При разработке проблем, связанных с превра­щением Москвы в образцовый коммунистический город, эффект был тот же — комплексные проекты реконст­рукции градостроительных узлов Москвы, в частности Са­дового кольца, ставили задачи включения новых объектов социально-культурного значения в историческую ткань города, вовлекали весь механизм психики студентов в ак­тивную творческую работу.

Педагог применяет многообразные формы и методы воспитательной работы: организует студентов в творческий коллектив, перед ко­торым можно ставить профессиональные це-

и