ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЯ ПРОЦЕСС: АНАЛИЗ — ОЦЕНКА — СИНТЕЗ
С точки зрения психологии в мышлении можно выделить анализ и синтез, абстракцию и обобщение.
Анализ через синтез —«основной нерв процесса мышления... объект а процессе мышления включается во все новые связи и а силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычленяется все новое содержание: он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства» [168, с. 28].
В учебном проектировании студент производит эти мыслительные операции. Он анализирует условия задачи на основе выбранной им творческой установки, анализирует первоначальную пробную идею, что приводит к разложению общей цели на спектр иерархически взаимосвязанных подцелей, анализирует общий замысел архитектурного объекта и получает при этом представление о возможных путях его развертывания в проектной модели, анализирует промежуточные результаты проектирования для выявления их соответствия всем заданным ограничениям задачи.
Студент использует различные абстрактные представления: композиционные схемы, априорные принципы пространственного построения, которые при дальнейшей проработке темы наполняются конкретным содержанием и превращаются в органические части проектируемого объекта.
Студент обобщает используемые им приемы работы, распространяя их на различные другие объекты, он обобщает и формальные (абстрактные) средства пространственного
построения объектов, применяя одни и те же архитектурные и композиционные схемы и
средства архитектурного языка для решения самых различных задач. Обобщенное представление о каких-либо объектах он получает через анализ системы, в которую они с самого начала входят, как органические элементы, либо через функциональное, смысловое
объединение первоначально разобщенных
объектов в рамках некоторой целостной системы.
Студент осуществляет синтез. Он объединяет разные аспекты задачи в общем замысле,
синтезирует разнообразные приемы и методы проектирования в своей работе. Он объединяет многие подсистемы объекта в целостном архитектурном произведении.
Эти наиболее общие звенья мыслительного процесса находятся в диалектическом единстве, сопутствуют друг другу и взаимодействуют на всех стадиях проектирования от замысла до разработки проектной модели. При этом соотношение аналитических и синтетических процедур на разных стадиях различно.
Содержание проектной деятельности может раскрыться в триаде: анализ — синтез
оценка [9, с. 27; 91, с. 64, 77]. Стадии расчленения задачи на части или декомпозиция, соединение частей по-новому, изучение результата повторяются многократно в соответствии с этапами разработки модели. Каждый цикл отличается от предыдущего большей детализацией и меньшей обобщенностью.
Творческие задачи относятся к классу «плохо определенных задач», содержащих много «открытых» (поддающихся изменениям) ограничений и целей, заданных лишь функционально, при отсутствии критериев для оценки морфологических элементов решения.
Первоначальный анализ творческой задачи позволяет раскрыть главное содержание будущего объекта, выработать представление о цели проектирования, выделить из условий задачи «жесткие» ограничения (требования, которым следует удовлетворить в первую очередь) и выявить необходимые функциональные связи. Этот анализ вскрывает состав и структуру процесса, который должен быть организован в объекте. На основании результатов анализа и концептуальной схемы объекта производится синтез выявленных компонентов и вырабатывается идея, органически соединяющая их в единое целое — пространственную структуру, взаимосвязанную с окружающей средой. Синтез вскрывает то общее, что связывает компоненты системы.
Дальнейшая деятельность состоит в привлечении общих и частных критериев: технологических, градостроительных, технических, экономических — для оценки соответствия предлагаемой структуры важнейшим из них. Оценки, полученные в результате сравнения вариантов, дают возможность судить об относительной эффективности решения и наметить последующие шаги1. Однако чем больше вводится критериев, тем более дифференцированным становится содержание оценки и тем труднее согласовать их между собой. В каждый момент выработки решения необходимо добиваться хороших сочетаний ведущих показателей. Оценка играет роль «фильтра», который отсеивает недопустимые решения или плохие варианты. Синтез позволяет обнаружить возможные области решения, преодолеть вскрытые анализом противоречия, конкретизировать взаимосвязи помещений в структуре целого.
Поиск неизвестного в творческом процессе эскизирования имеет направленный характер. Каждый новый эскиз, обобщенно выражающий результаты предшествующей анали тико-син-
тетической деятельности, является в то же время отправной точкой для дальнейшего хода мысли, направленной на преобразование формы, объемно-пространственной композиции, конструктивной основы объекта по законам необходимости, целесообразности и художественной выразительности. Продуктивно «мыслительное проигрывание» процессов жизни объекта на проектной модели, которая рассматривается при этом как функциональный организм.
Применяя анализ, синтез и оценку в творческой работе, студент тренирует свой ум, развивает интуицию, приобретает способность
критического суждения. Привлекаются одновременно и во взаимодействии друг с другом рассуждения от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция). Поиск концептуальной схемы объекта и образной ее интерпретации состоит из циклов, повторяющихся до тех пор, пока не найдется одно доминирующее решение. Применением анализа и синтеза, индукции и дедукции в процессе построения модели объекта достигаются функциональная ясность, структурность и композиционная целостность.
На всех этапах проектирования педагог помогает студентам разрешить возникающие у иих вопросы, поощряет наиболее содержательные творческие предложения учащихся, дает советы, приводит полезные для данного случая аналоги, выявляет перспективные направления развития идеи. На стадии поиска принципиального замысла педагог особенно
внимателен и осторожен, чтобы содействовать выработке студентом самостоятельного оригинального решения и не нарушить движения творческой мысли. Однако условия учебной творческой деятельности имеют свои особенности и если попытки решения самостоятельно студентом проектной задачи слишком затягиваются, педагог прибегает к подсказке. Важно учитывать, что поиск решения студентом до подсказки способствует возникновению особого состояния «поисковой доминанты» [150], которая определяет последующую ориентировку в ситуации подсказки и ведет к решению творческой проблемы.
Архитектурная школа должна подготовить архитектора способным самостоятельно решать проблемы и создавать новые творческие замыслы. Этому содействует перенесение акцента с информационно-запоминающего обучения на выработку способностей к получе- нию новых знаний, овладению методами творческой проектной деятельности. Активизация самостоятельных продуктивных действий студента на старших курсах, в сочетании со способностью критически оценивать ход решения проектной задачи, формирует у учащегося оригинальность мышления, выступающую в необычности способов решения проблемы. Так укрепляется способность к творчеству — индивидуальному подходу к каждой проблеме, взгляду на любую ситуацию в проектировании как на еще незнакомую, с новой точки зрения, требующую нахождения нестереотипных путей и средств решения. Это нешаблонное мышление выражается в готовности столкнуться с новыми проблемами и использовать личные способности не ограничиваясь уже испытанными способами достижения целей, разработанными стандартными подходами и методическими схемами.
Выводы
1. Творческое мышление — основной процесс в психологическом механизме творческой деятельности. Развитие творческого мышления в студенте требует специальной организации учебной деятельности, опирающейся на концепцию органического единства предметных (проектное моделирование) и теоретических (усвоение и получение новых знаний) форм деятельности. Анализ мышления архитектора позволяет выдвинуть положение о направляющих мыслительную деятельность установках, которые проявляются вначале в готовности использовать ранее успешно употреблявшиеся приемы, однако при столкновении с новыми задачами сменяются установками на творческий поиск новых идей, вовлечение нового материала. Творческое мышление связано с выходом за пределы имеющихся знаний, что происходит интуитивно за счет волевого импульса, которым обладает личность. Новые решения непосредственно не вытекают из условий поставленной задачи и не могут быть выведены из нее логическим дискурсивным путем, а получаются вследствие целенаправленной активности, вытекающей из ценностных установок субъекта. Цель методики — разрешить конфликт между знаниями и интуицией, между логическим анализом и творческим мышлением.
1.3.11. Архитектурное проектирование нельзя рассматривать как прямолинейную цепь установленных операций. Оно представляет собой циклический процесс, в котором чередуются анализ и синтез на разных уровнях мышления и деятельности: на уровне идей, на уровне модели, на уровне средств графического и иного выражения замысла. Архитектурное творчество — диалектический процесс, включающий как интеллектуальные, рациональные, так и эмоционально-волевые факторы. В архитектурном проектировании взаимодействуют друг с другом анализ, синтез, обобщение, сравнение, оценка, наблюдение и опыт, образуя единый аналитико-синтетический метод исследования. Наряду с этим архитектурное проектирование формирует у студента дивергентное мышление, связанное с отходом от стереотипа, выдвижением неожиданных альтернатив, с переключением мысли, логическими разрывами. Этот тип мышления развивает важные для архитектора способности — зоркость в поисках проблемы, легкость генерирования идей, отдаленность и оригинальность ассоциаций, гибкость мышления.