ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЯ ПРОЦЕСС: АНАЛИЗ — ОЦЕНКА — СИНТЕЗ

С точки зрения психологии в мышлении можно выделить анализ и синтез, абстракцию и обобщение.

Анализ через синтез —«основной нерв процесса мыш­ления... объект а процессе мышления включается во все новые связи и а силу этого выступает во все новых качест­вах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычленяется все новое содержание: он как бы поворачивается каждый раз другой своей сторо­ной, в нем выявляются все новые свойства» [168, с. 28].

В учебном проектировании студент произ­водит эти мыслительные операции. Он анали­зирует условия задачи на основе выбранной им творческой установки, анализирует перво­начальную пробную идею, что приводит к раз­ложению общей цели на спектр иерархически взаимосвязанных подцелей, анализирует об­щий замысел архитектурного объекта и полу­чает при этом представление о возможных путях его развертывания в проектной модели, анализирует промежуточные результаты про­ектирования для выявления их соответствия всем заданным ограничениям задачи.

Студент использует различные абстрактные представления: композиционные схемы, ап­риорные принципы пространственного пост­роения, которые при дальнейшей проработке темы наполняются конкретным содержанием и превращаются в органические части проек­тируемого объекта.

Студент обобщает используемые им при­емы работы, распространяя их на различные другие объекты, он обобщает и формальные (абстрактные) средства пространственного

построения объектов, применяя одни и те же архитектурные и композиционные схемы и

средства архитектурного языка для решения самых различных задач. Обобщенное пред­ставление о каких-либо объектах он получает через анализ системы, в которую они с самого начала входят, как органические элементы, либо через функциональное, смысловое

объединение первоначально разобщенных

объектов в рамках некоторой целостной системы.

Студент осуществляет синтез. Он объединя­ет разные аспекты задачи в общем замысле,

синтезирует разнообразные приемы и методы проектирования в своей работе. Он объединяет многие подсистемы объекта в целостном ар­хитектурном произведении.

Эти наиболее общие звенья мыслительного процесса находятся в диалектическом единст­ве, сопутствуют друг другу и взаимодействуют на всех стадиях проектирования от замысла до разработки проектной модели. При этом соотношение аналитических и синтетических процедур на разных стадиях различно.

Содержание проектной деятельности мо­жет раскрыться в триаде: анализ — синтез

оценка [9, с. 27; 91, с. 64, 77]. Стадии расчле­нения задачи на части или декомпозиция, соединение частей по-новому, изучение ре­зультата повторяются многократно в соответ­ствии с этапами разработки модели. Каждый цикл отличается от предыдущего большей де­тализацией и меньшей обобщенностью.

Творческие задачи относятся к классу «пло­хо определенных задач», содержащих много «открытых» (поддающихся изменениям) огра­ничений и целей, заданных лишь функциональ­но, при отсутствии критериев для оценки мор­фологических элементов решения.

Первоначальный анализ творческой задачи позволяет раскрыть главное содержание буду­щего объекта, выработать представление о це­ли проектирования, выделить из условий зада­чи «жесткие» ограничения (требования, кото­рым следует удовлетворить в первую очередь) и выявить необходимые функциональные свя­зи. Этот анализ вскрывает состав и структуру процесса, который должен быть организован в объекте. На основании результатов анализа и концептуальной схемы объекта производит­ся синтез выявленных компонентов и выраба­тывается идея, органически соединяющая их в единое целое — пространственную структу­ру, взаимосвязанную с окружающей средой. Синтез вскрывает то общее, что связывает ком­поненты системы.

Дальнейшая деятельность состоит в при­влечении общих и частных критериев: техно­логических, градостроительных, технических, экономических — для оценки соответствия предлагаемой структуры важнейшим из них. Оценки, полученные в результате сравнения вариантов, дают возможность судить об отно­сительной эффективности решения и наметить последующие шаги1. Однако чем больше вво­дится критериев, тем более дифференциро­ванным становится содержание оценки и тем труднее согласовать их между собой. В каждый момент выработки решения необходимо доби­ваться хороших сочетаний ведущих показа­телей. Оценка играет роль «фильтра», кото­рый отсеивает недопустимые решения или плохие варианты. Синтез позволяет обнару­жить возможные области решения, преодолеть вскрытые анализом противоречия, конкрети­зировать взаимосвязи помещений в структуре целого.

Поиск неизвестного в творческом процессе эскизирования имеет направленный характер. Каждый новый эскиз, обобщенно выражающий результаты предшествующей анали тико-син-

тетической деятельности, является в то же вре­мя отправной точкой для дальнейшего хода мысли, направленной на преобразование фор­мы, объемно-пространственной композиции, конструктивной основы объекта по законам необходимости, целесообразности и художест­венной выразительности. Продуктивно «мысли­тельное проигрывание» процессов жизни объ­екта на проектной модели, которая рассмат­ривается при этом как функциональный ор­ганизм.

Применяя анализ, синтез и оценку в твор­ческой работе, студент тренирует свой ум, развивает интуицию, приобретает способность

 

критического суждения. Привлекаются одно­временно и во взаимодействии друг с другом рассуждения от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция). Поиск концептуальной схемы объекта и образной ее интерпретации состоит из циклов, повторяю­щихся до тех пор, пока не найдется одно доми­нирующее решение. Применением анализа и синтеза, индукции и дедукции в процессе по­строения модели объекта достигаются функ­циональная ясность, структурность и компо­зиционная целостность.

На всех этапах проектирования педагог помогает студентам разрешить возникающие у иих вопросы, поощряет наиболее содержа­тельные творческие предложения учащихся, дает советы, приводит полезные для данного случая аналоги, выявляет перспективные на­правления развития идеи. На стадии поиска принципиального замысла педагог особенно

внимателен и осторожен, чтобы содействовать выработке студентом самостоятельного ориги­нального решения и не нарушить движения творческой мысли. Однако условия учебной творческой деятельности имеют свои особен­ности и если попытки решения самостоятельно студентом проектной задачи слишком затяги­ваются, педагог прибегает к подсказке. Важно учитывать, что поиск решения студентом до подсказки способствует возникновению особого состояния «поисковой доминанты» [150], которая определяет последующую ориентировку в ситуации подсказки и ведет к решению творческой проблемы.

Архитектурная школа должна подготовить архитектора способным самостоятельно ре­шать проблемы и создавать новые творческие замыслы. Этому содействует перенесение акцента с информационно-запоминающего обучения на выработку способностей к получе- нию новых знаний, овладению методами твор­ческой проектной деятельности. Активизация самостоятельных продуктивных действий сту­дента на старших курсах, в сочетании со способностью критически оценивать ход реше­ния проектной задачи, формирует у учащегося оригинальность мышления, выступающую в не­обычности способов решения проблемы. Так укрепляется способность к творчеству — инди­видуальному подходу к каждой проблеме, взгляду на любую ситуацию в проектировании как на еще незнакомую, с новой точки зрения, требующую нахождения нестереотипных путей и средств решения. Это нешаблонное мышле­ние выражается в готовности столкнуться с новыми проблемами и использовать личные способности не ограничиваясь уже испытанны­ми способами достижения целей, разработан­ными стандартными подходами и методически­ми схемами.

Выводы

1. Творческое мышление — основной про­цесс в психологическом механизме творческой деятельности. Развитие творческого мышления в студенте требует специальной организации учебной деятельности, опирающейся на кон­цепцию органического единства предметных (проектное моделирование) и теоретических (усвоение и получение новых знаний) форм деятельности. Анализ мышления архитектора позволяет выдвинуть положение о направляю­щих мыслительную деятельность установках, которые проявляются вначале в готовности использовать ранее успешно употреблявшиеся приемы, однако при столкновении с новыми задачами сменяются установками на творче­ский поиск новых идей, вовлечение нового материала. Творческое мышление связано с выходом за пределы имеющихся знаний, что происходит интуитивно за счет волевого им­пульса, которым обладает личность. Новые ре­шения непосредственно не вытекают из усло­вий поставленной задачи и не могут быть выве­дены из нее логическим дискурсивным путем, а получаются вследствие целенаправленной активности, вытекающей из ценностных устано­вок субъекта. Цель методики — разрешить конфликт между знаниями и интуицией, между логическим анализом и творческим мышле­нием.

1.3.11. Архитектурное проектирование нельзя рассматривать как прямолинейную цепь уста­новленных операций. Оно представляет собой циклический процесс, в котором чередуются анализ и синтез на разных уровнях мышления и деятельности: на уровне идей, на уровне модели, на уровне средств графического и иного выражения замысла. Архитектурное творчество — диалектический процесс, вклю­чающий как интеллектуальные, рациональные, так и эмоционально-волевые факторы. В ар­хитектурном проектировании взаимодействуют друг с другом анализ, синтез, обобщение, срав­нение, оценка, наблюдение и опыт, образуя единый аналитико-синтетический метод иссле­дования. Наряду с этим архитектурное проек­тирование формирует у студента дивергентное мышление, связанное с отходом от стерео­типа, выдвижением неожиданных альтернатив, с переключением мысли, логическими разры­вами. Этот тип мышления развивает важные для архитектора способности — зоркость в поисках проблемы, легкость генерирования идей, отдаленность и оригинальность ассоциа­ций, гибкость мышления.