Взаимодействие с потребителями
Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.
Потребители могут сильно различаться по своей природе и месту, которое они занимают в цепочке продвижения товара. Существуют разные мнения по классификации потребителей (см. также модуль «Управление маркетингом»). Например, Ф. Котлер выделяет в особую группу маркетинговых посредников (торговые посредники, организации по транспортировке и складированию товаров, по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые организации). К другим составляющим широкого понятия «потребитель» относятся физические лица, приобретающие товар для личного пользования, организации — для производственного использования, государственные и общественные организации — для использования согласно сфере своей деятельности, а также покупатели, юридически или территориально находящиеся за пределами страны. Соответственно выделяют пять клиентурных рынков:
• потребительский;
• рынок производителей;
• рынок промежуточных продавцов;
• рынок государственных учреждений;
• международный.
Классическим подходом к изучению и анализу потребителей как элемента непосредственного окружения организации являетсясоставление его профиля. Он может быть составлен с учетом следующих факторов:
• географического месторасположения;
• социально-психологических характеристик (вкусы, привычки, стиль поведения и т.п.);
• демографических характеристик (возраст, образование, пол, сфера деятельности и т.п.);
• отношения к товару (услуге), производимому (оказываемой) организацией (почему он покупает именно ваш продукт, покупает ли он его для себя, как он его оценивает и т.п.). Изучая потребителя, организация должна уяснить себе, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе продажи своих товаров. Существует целый ряд факторов, определяющих силу влияния потребителей на производителей товара и на их способность вести эффективную торговлю:
• потребители обладают значимостью, их немного, и они покупают товар в большом количестве;
• покупаемый товар или услуга не экономит деньги покупателя;
• существуют товары, которые могут заменить продукцию вашей организации без ущерба для потребителя;
• экономически выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному;
• товары, предлагаемые на продажу разными организациями-продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки без увеличения стоимости. Конкуренция со стороны покупателей выражается:
• в давлении на цены в целях их снижения;
• в предпочтении продукции более высокого качества;
• в требовании лучшего обслуживания (в том числе послепродажного);
• в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
Организации могут увеличить свою прибыльность и рыночную устойчивость путем поиска таких потребителей, которые наиболее «отзывчивы» с точки зрения цены, качества и сервиса. Для этого необходимо проведение специальных маркетинговых исследований. Например, если организация действует на потребительском рынке (где покупают товары и услуги для личного потребления), то менеджерам необходимо выявить всех своих целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке. На поведение покупателей данного типа рынка в основном влияют факторы культурного, социального и психологическо-
го порядка. Все они дают представление о том, как эффективнее обслужить покупателя.
Задание 14
Проведите анализ взаимодействия вашей организации с потребителями. Для этого из ранее заполненной табл. 4.1 выберите тех потребителей, баланс сил с которыми складывается в пользу вашей организации, и отдельно потребителей, баланс сил с которыми складывается не в пользу вашей организации. Для каждой сформированной группы определите факторы, влияющие на взаимодействие с потребителями, и проранжируйте их с точки зрения значимости для вашей организации, проанализируйте, какие изменения должны произойти в организации, чтобы взаимодействие улучшилось. Полученные данные занесите в табл. 5.3.
Таблица 5.3