Классификация ТРТ
По химическому составу и структуре твердые ракетные топлива подразделяют на коллоидные (двухосновые), смесевые и модифицированные двухосновные.
Коллоидные топлива представляют собой твердые растворы органических веществ, молекулы которых содержат горючие и окислительные химические элементы. Иногда эти топлива называют также баллиститными, двухосновными или гомогенными. Одной из основ этих топлив является нитроцеллюлоза с различным содержанием азота, получаемая при различных условиях нитрации целлюлозы. Степень нитрации определяет соотношение горючих и окислительных элементов и коэффициент избытка окислителя (кислорода) в нитроцеллюлозе. На практике применяют нитроцеллюлозу с содержанием азота не менее 11 %, так как при меньшем его содержании энергетические характеристики ТРТ оказываются неудовлетворительными.
Вторая основа гомогенных топлив — вещества типа нитроглицерина C3H5(ONO2)3, называемые растворителями. Они образуют с нитроцеллюлозой коллоидные системы. Энергетические характеристики ТРТ улучшаются с увеличением содержания в них нитроглицерина.
Наиболее часто в качестве коллоидного ТРТ используется твердый раствор, в котором содержится 50-75% нитроцеллюлозы и 25 - 43% нитроглицерина.
С целью повышения химической стойкости в период хранения в топливо вводят стабилизаторы. В качестве стабилизаторов в современных двухосновных ТРТ применяют этилцентралит и дифениламин. Срок хранения зарядов ТРТ, в состав которых входят стабилизаторы, достигает 15... 20 лет.
Для улучшения физико-механических характеристик топлива, а также для повышения термопластичности нитроцеллюлозы при прессовании заряда в состав топлива вводят специальные добавки — пластификаторы: воск, вазелин, минеральные масла и другие вещества. Пластификаторы увеличивают эластичность зарядов и уменьшают чувствительность их к детонации.
Большую роль в современных двухосновных ТРТ выполняют катализаторы, Они увеличивают скорость и устойчивость процесса горения при минимальном давлении, а также повышают полноту сгорания. В качестве катализаторов применяют соединения свинца, меди, титана, их окислы.
Для уменьшения гигроскопичности нитроцеллюлозы в состав некоторых ТРТ добавляют диэтил и дибутилфталаты — жидкости, способствующие же- латинизации.
Сажу и графитовый порошок вводят в качестве технологической добавки; эти же вещества обеспечивают поглощение энергии излучения пламени в поверхностном слое топлива, предотвращая прогрев массы заряда.
Двухосновные топлива обладают такими преимуществами, как бездымность продуктов сгорания; хорошими механическими свойствами и малым нижним пределом давления (минимальное значение давления в камере, при котором начинается разложение ТРТ). Однако эти топлива имеют и недостатки, в частности, более низкий удельный импульс, по сравнению с другими типами ТРТ; ограниченный диапазон скоростей горения; пожаро- и взрывоопасность при изготовлении топливного заряда (продавливание через фильеры определенного диаметра с помощью экструдера); недостаточная эластичность, исключающая возможность скрепления заряда со стенками корпуса.
Из-за этих недостатков заряды коллоидных топлив применяют в основном в РДТТ небольших тяг.
Смесевые топлива представляют собой механические смеси окислителя, горючего и специальных добавок. Для большинства современных смесевых топлив характерно использование трех основных компонентов: кристаллического окислителя, полимерного горючего связующего и металлической добавки.
Окислитель — основной энергонесущий компонент ТРТ, определяющий удельный импульс и скорость горения. К окислителям предъявляют ряд требований:
- они должны быть совместимыми по химическим и физическим свойствам со связующим;
- содержать, возможно, большее количество кислорода;
-по возможности не образовывать при сгорании твердых частиц и коррозионно-активных газов;
- быть приемлемыми по экономическим показателям.
Кроме химической природы окислителя большое значение для характеристик ТРТ имеет дисперсность его частиц. Исследования показали, что, уменьшая размер частиц окислителя, можно существенно повысить скорость горения смесевых топлив. Однако уменьшение размера частиц окислителя может привести к повышению вязкости топлива, что отрицательно влияет на технологию его изготовления. Поэтому на практике используется полидисперсный окислитель, содержащий крупно- и мелкодисперсную фракцию, причем соотношение этих фракций должно быть оптимальным с точки зрения обеспечения высокой скорости горения и сохранения требуемой вязкости топлива.
Большинство современных смесевых ТРТ (в США более 80 %) разработано на основе окислителя перхлората аммония NH4ClO4 (ПА). Температура разложения его невысока, а газообразные продукты, разложения имеют малую молекулярную массу. Для топлив наоснове ПА и обычных полимерных связующих характерна слабая зависимость скорости горения от давления и начальной температуры и сравнительно высокие энергетические характеристики. Скорость горения серийных топлив на основе ПА находится обычно в пределах от 4 до 20 мм/с.
В качестве связующего может быть использовано множество веществ органического происхождения. Используют тяжелые нефтепродукты (асфальты, битумы). Применяются современные полимеры, такие как полиэфирные, фенольные эпоксидные смолы, пластмассы, каучуки и др.
Относительное содержание окислителя и горючего в смесевых топливах можно менять в довольно широких пределах. Однако максимальные значения удельного импульса и температуры горения получаются при содержании горючего связующего до 15 % . Содержание же твердого окислителя и других добавок обычно не превышает 85 %, так как при большем количестве ухудшаются физико-механические свойства топлива в процессе изготовления и эксплуатации.
Практически все современные смесевые топлива содержат металлы в виде мелкодисперсных порошков. Введение металла позволяет значительно поднять удельный импульс, увеличить плотность, повысить стабильность и скорость горения ТРТ.
Для улучшения физико-механических свойств, внутрибаллистических харак-теристик и эксплуатационных качеств в смесевые топлива вводят различные добавки. Пластификаторы и стабилизаторы вводятся в смесевые топлива с теми же целями, что и в двухосновные.
К числу преимуществ смесевых ТРТ перед коллоидными топливами относятся:
1. больший удельный импульс;
2. весьма малый нижний предел давления;
3. более широкий допустимый интервал начальных температур заряда;
4. большая плотность топлива;
5. большая термическая стабильность и более продолжительный допустимый срок хранения;
6. простота изготовления топливного заряда и РДТТ в целом.
Модифицированное двухосновное топливо состоит из нитроцеллюлозы и пехлората аммония с добавкой алюминия. В таком топливе относительно мало связующего, а окислителем является – перхлорат аммония и атомы кислорода, выделяющиеся из нитросоединения. Большое содержание кислорода позволяет получить высокий удельный импульс при температуре горения полиуретанового топлива. Они обладают повышенным удельным импульсом, однако диапазон скоростей горения при этом изменяется незначительно, по сравнению с исходными двухосновными топливами. Стоимость такого топлива существенно выше, чем обычного смесевого.