Десезонализация данных. Прогнозирование
Как уже отмечалось ранее, первостепенное внимание к изучению тренда связано с тем, что именно тренд характеризует устойчивую в перспективе тенденцию развития экономического процесса, представленного рядом динамики. Поэтому желательно оценить тренд максимально точно. С этой целью применяют процедуру десезонализации данных временного ряда, т. е. «очистки» данных от фактора сезонности.
Десезонализированные данные в аддитивной модели определяются как разности между исходными уровнями ряда и соответствующими сезонными компонентами, в мультипликативной модели – как отношения исходных уровней ряда к соответствующим сезонным составляющим.
Продолжим рассмотрение примера. Десезонализированные объемы продаж для изучаемого временного ряда представлены численно в табл. 11, а графически – на рис. 11.
Данные рис. 11 подтверждают сделанное ранее в 2.5 предположение о линейной форме тренда в нашем примере:
. (27)
Оценки b0и blдля неизвестных параметров b0 и b1 вычисляют по формулам (25) и (26). Вместо значений yt берут десезонализированные, т. е. очищенные от влияния сезонной компоненты данные. В результате b0 = 22,29и bl = 4,82.
Таким образом, получим оценочное уравнение тренда:
. (28)
Таблица 11
Год | Квартал | t | Сезонная компонента, | Десезонализированные данные, | |
–8,29 | 28,29 | ||||
–19,50 | 31,50 | ||||
9,76 | 37,24 | ||||
18,04 | 41,96 | ||||
–8,29 | 48,29 | ||||
–19,50 | 51,50 | ||||
9,76 | 55,24 | ||||
18,04 | 57,96 | ||||
–8,29 | 64,29 | ||||
–19,50 | 69,50 | ||||
9,76 | 75,24 | ||||
18,04 | 81,96 | ||||
–8,29 | 83,29 | ||||
–19,50 | 89,50 | ||||
9,76 | 91,24 | ||||
18,04 | 104,96 |
Рис. 11. Десезонализированные объемы продаж
Уравнение тренда (28) можно использовать для прогнозирования, подставив в него прогнозный период в закодированном виде. В результате получают трендовый прогноз.
Прогноз по тренду возможен и реален для крупных систем и объектов, обладающих большой инерционностью развития. Например, трендовые прогнозы для энергопотребления человечеством топлива, численности народонаселения Земли актуальны в длительной перспективе, так как изменение этих крупных систем требуют нереально больших средств. Ограничения по практическому применению трендового прогноза в общем случае таковы: период прогнозирования (срок удаления прогнозируемого уровня во времени от конца базы расчета тренда) должен быть не более трети, а в крайнем случае – половины длительности от расчётной базы задачи.
Выполним прогнозирование по тренду (28) в нашем примере: оценим предполагаемый объем продаж на 1-й (t = 17) и 2-й (t = 18) кварталы 1994-го года:
y17 = 22,29 + 4,82×17 = 104,21 (млн долл.);
y18 = 22,29 + 4,82×18 = 109,03 (млн долл.).
Интерпретация прогноза по тренду такова. Если объем продаж фирмы будет возрастать до 1994-го года с той же средней скоростью, с какой он увеличивался в период с 1990 г. по 1993 г., то тренд объемов продаж в среднем пройдет через точку 104,21 в 1-м квартале 1994-го года, а во втором – через 109,03.
Трендовый прогноз можно уточнить. А именно, прогнозное значение изучаемого признака с поправкой на сезонность в аддитивной модели:
(29)
а в мультипликативной модели:
(30)
С помощью сезонных составляющих скорректируем объем продаж для заданного квартала в прогнозном году. Сезонная компонента для первого квартала , для второго . Вычислим прогнозные оценки для объема продаж с учетом их сезонной зависимости:
y17 = T17 + S1= (22,29 + 4,82×17) + (–8,292) = 95,92 (млн долл.),
return false">ссылка скрытаy18 = T18 + S2 = (22,29 + 4,82×18) + (–19,5) = 89,5 (млн долл.).
Таким образом, скорректированный на сезонность прогноз объема продаж фирмы составляет 95,92 млн долл. на первый и 89,5 млн долл. – на второй квартал 1994-го года.
Заметим, что полученные по модели прогнозы относятся к разряду точечных, т. е. они указывают наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя.