Проектирование теплозащитных покрытий РДТТ
В процессе работы РДТТ его основные узлы и элементы конструкции испытывают значительные тепловые нагрузки. Действительно, в камере сгорания большинства использующихся на практике РДТТ, реализуются условия:
-уровни давления в камере РДТТ — 1 ...20 МПа;
-температура продуктов сгорания — 2000...3800 К;
-скорости продуктов сгорания —до 2500 м/с;
-массовые концентрации конденсированных частиц—до 40%;
-время работы РДТТ до 100 с;
-значения тепловых потоков, поступающих в элементы конструкции, - 20...200 МВт/м2.
Отсутствие тепловой защиты элементов конструкций двигательной установки может привести к ее разрушению одним из следующих способов:
- разогрев конструкций до недопустимых температур, при которых не обеспечиваются ее механические характеристики, что приводит к разрушению узлов, элементов и РДТТ в целом;
- прогорание стенок РДТТ без общего разрушения двигателя приводит к нерасчетным значениям модуля тяги РДТТ и к изменению его направления;
- оплавление или деструктивное разрушение материалов элементов конструкции двигателя, что приводит к исключению из рабочего процесса функций, выполняемых этими элементами, и как следствие к нерасчетному варианту функционирования РДТТ в целом.
Из-за различия уровня тепловых потоков по длине камеры РДТТ наличие теплозащитных материалов может оказаться необходимым лишь в отдельных областях. Так, для большинства РДТТ внутрикамерное пространство и сопловой блок по уровням реализующихся тепловых потоков могут быть разделены на следующие основные области:
-застойные зоны - скорости продуктов сгорания не превосходят 25…50 м/с;
-зона переднего днища - скорость продуктов сгорания не превосходит 25...70 м/с;
-цилиндрические участки камеры РДТТ- скорости продукта сгорания соответствуют уровням 50...200 м/с;
-зона входа в дозвуковую часть соплового блока скорость - продуктов сгорания равна 100...350 м/с;
-зона критического сечения сопла — уровни скоростей составляют 1000...2500 м/с.
Перечисленные участки камеры РДТТ отмечены на рис.3.37. цифрами 1...6. Отметим следующий важный при выборе теплозащитных материалов факт: если в процессе работы двигательной установки произойдет частичное разрушение теплозащитного покрытия, размещенного в областях 1...3, то это не приведет к заметному изменению основных параметров РДТТ, в то время как, разрушение теплозащитного материала, нанесенного на участках 4…6, может привести к большим неприятностям — эксцентриситету тяги, снижению уровня давлении в камере двигателя, снижению тяги и другим неблагоприятным факторам. В связи с этим устанавливаются и соответствующие требования к перечисленным областям: на участках 1. ..3 допускается применение эластичных теплозащитных материалов, а по мере увеличения скоростей продуктов сгорания - полуэластичных (области 3, 4) и жестких материалов (области 5, 6).
Рис.3.37. Основные области рдтт, отличающиеся уровнями тепловых потоков:
1- застойная зона; 2, 3- зоны слабых тепловых потоков; 4, 6- зоны
2- значительных тепловых потоков; 5- зона максимальных тепловых потоков.
Таким образом, можно определить задачи, решаемые при проектировании теплозащитных покрытий:
- установление уровней тепловых потоков и времени их воздействия на элементы конструкции РДТТ;
- установление необходимости применения теплозащитных покрытий;
- выбор материалов для тепловой защиты элементов конструкций, если имеется необходимость в их использовании;
- определение толщины теплозащитных материалов на элементах конструкций двигательной установки.
Учитывая необходимость в обеспечении высоких показателей качества РДТТ в целом (например, по коэффициентам массового совершенства), к материалам, использование которых допускается в качестве теплозащитных, предъявляются следующие требования:
- низкая плотность;
- высокая теплоемкость;
- низкие тепло- и температуропроводность;
- механические характеристики по прочности и жесткости теплозащитных материалов должны быть близки к характеристикам сопряженных деталей;
- химическая стойкость теплозащитного материала;
- стойкость к термической и термоокислительной деструкции;
- высокие технологические свойства; конструкции РДТТ;
- низкая стоимость теплозащитного материала и технологии работы с ним.
Под внутренней теплозащитой корпусов и днищ подразумевают теплозащитное покрытие (ТЗП) и защитно-крепящий слой (ЗКС).
Назначение ТЗП—защита несущих обечаек конструкции от воздействия высокотемпературного газового потока. Назначение ЗКС—обеспечение прочного скрепления твердотопливного заряда с обечайкой корпуса и защита твердого топлива от внешних тепловых потоков (аэродинамического нагрева).
К ЗКС предъявляются следующие требования: низкая плотность; прочностные и жесткостные характеристики близкие к характеристикам заряда; стабильность свойств во времени; надежная адгезия к поверхности несущей обечайки и к поверхности заряда; достаточная негигроскопичность ЗКС.
Все применяемые теплозащитные материалы (ТЗМ) можно разделить на две большие группы — пассивные и активные. К пассивным материалам относятся материалы, которые весь рабочий период сохраняют неизменной свою первоначальную геометрическую форму. Эти материалы сочетают высокую теплоемкость, большую температуру разрушения (емкостные ТЗМ) и относительно низкую температуро- и теплопроводность (теплоизоляционные ТЗМ). Теплозащитный эффект от применения материалов этой группы состоит в реализации аккумулирующего и теплоизоляционного эффектов при условии выдерживания высоких значений температур, соответствующих разрушению материала.
К активным покрытиям следует отнести материалы, работа которых сопровождается их разрушением. Различают три группы активных покрытий:
-с внутренним уносом массы разрушающегося компонента (испаряющиеся ТЗМ);
-с внешним уносом массы (коксующиеся ТЗМ);
-с комбинированным уносом (композиционные теплозащитные покрытия, в которых в отдельные периоды их работы может наблюдаться и тот и другой механизмы разрушения – сгорающие ТЗМ).
Активные теплозащитные материалы с внутренним уносом массы представляют собой тугоплавкий пористый материал, пропитанный (заполненный) хладагентом, — металлами (например, медь), минералами или органическими соединениями с высокой теплотой плавления и испарения. В качестве пористой основы в таких материалах могут использоваться металлы вольфрам, молибден и т.п. Теплозащитный эффект активных покрытий с внутренним уносом массы состоит в следующем:
- на разложение наполнителя, размещенного в порах тугоплавкого каркаса затрачивается значительная часть поступающего в конструкцию тепла;
- за счет вдува в пограничный слой продуктов разложения наполнителя снижается величина теплового потока в конструкцию узла, поступающего от продуктов сгорания топлива или навески воспламенителя.
Активные теплозащитные покрытия с внешним уносом массы представляют собой сублимирующие покрытия, состоящие из минерального наполнителя (например, минеральные соли типа Мg3N2, Si3N4, AlN, NH4F, NH4CI, AlF3, ZnO, CdO и т.д.) и органической связки (например, фенольные, эпоксидные, кремнийорганические смолы). Теплозащитный эффект этих покрытий основан на явлениях, характерных для материалов с внй эффект этих покрытий основан на явлениях, характерных для материалов с внутренним уносом массы. Однако помимо рассмотренных, присутствует и дополнительный - унос разогретого до температуры разрушения теплозащитного материала, обеспечивает удаление от поверхности ТЗМ дополнительного источника тепла.
Активные теплозащитные покрытия с комбинированным уносом массы представляют собой твердотопливную композицию, в которой элементов, являющихся горючим гораздо больше элементов, относящихся к группе окислителей; их можно рассматривать как композиционные материалы, содержащие уносящийся (разлагающийся) наполнитель, заполняющий пространство внутри каркаса, образованного связующим материалом. Унос такого теплозащитного материала происходит по двухступенчатой периодической схеме:
- в первоначальный момент разрушение теплозащитного материала происходит аналогично ТЗМ с внутренним уносом массы — разлагается поверхностно расположенный наполнитель;
- по мере разрушения наполнителя все большая часть каркаса из связующего компонента обнажается, что при дальнейшем воздействии теплового потока приводит к разрушению обнаженного (без наполнителя) слоя каркаса; поведение ТЗМ в данном случае может быть сравнено с уносом аблирующего материала.
Указанный тип ТЗМ получил широкое распространение в качестве бронировки зарядов твердого ракетного топлива.
Нанесение ТЗМ на внутреннюю поверхность корпусов может осуществляться механизированным (напыление порошков, центробежное нанесение паст) или ручным (вкладка листов, засыпка гранул) методами. Процесс нанесения сводится к следующему. Перед нанесением теплозащитного материала внутренняя поверхность детали очищается на пескоструйной установке, после чего очищенная поверхность подвергается химической очистке растворителями. Наносится клеящий состав, производится выкладка листов теплозащитного материала (отвержденного или неотвержденного). В случае применения отвержденного материала изделие выдерживается под небольшим давлением в течение определенного времени при температуре помещения. Нанесение предварительно отвержденного ТЗМ дает возможность изготовлять сложные профили с жесткими допусками, исключает появление внутренних напряжений, возникающих при термообработке в процессе формования. В случае нанесения неотвержденного ТЗМ производится термообработка материала в термокамере под давлением 0,8...1 МПа при температуре 413 ...435 К в течение определенного времени. Для создания давления применяются специальные стапели в виде металлических барабанов, смонтированных на планшайбе опорного устройства. На барабан надевается резиновый мешок для передачи давления на ТЗМ.
Термокамера для отверждения теплозащитного покрытия (ТЗП) представляет конструкцию, включающую а себя рабочий объем, калориферы с системой вентиляторов, приборы управления температурным процессом, гидровакуумную систему. По окончании термообработки готовое покрытие подвергается контролю. Контроль производится как на образцах-свидетелях, так и непосредственно на изделии (разрушающие и неразрушающие методы). На образцах-свидетелях контролируются физико-механические свойства, степень отверждения, плотность. Непосредственно на изделии контролируются качество склеивания (адгезия), геометрические размеры, твердость и полнота полимеризации по твердости.
Качество адгезии ТЗП и ЗКС к металлу определяется ультразвуковыми приборами. Для осуществления контроля изготавливаются эталоны, на которых полностью повторяется схема выкладки ТЗП, ЗКС и конфигурация детали. Кроме того, при необходимости качество адгезии определяется непосредственным отслаиванием ТЗП и ЗКС от металлической поверхности на изделии. При этом определяется фактическая прочность адгезии.