Занятие 5; Активное слушание (продолжение)

Цели: продолжение знакомства с приемами актив­ного слушания и отработка навыков в упражнениях.

Содержание занятия

1. Психогимнастическое упражнение. Один из участ­ников группы выходит за дверь, все остальные делятся на две подгруппы: «мальчиков» и «девочек», за две минуты они выбирают те действия, которые будут выполнять вме­сте, когда зайдет тот, кто за дверью. Задача этого участ­ника — отгадать, где «мальчики», а где «девочки».

2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей. Ведущий обращает внимание на использование родителями приемов активного слушания или, наоборот, на неиспользованные возможности слу­шания. Очень часто дети отвечают на вопрос расплывча­то и неопределенно, и очень важна роль родителя в том, чтобы помочь ребенку выразить свои чувства и мысли.

3. Информационная часть.

Повторение приемов активного слушания. Рассказ о целях активного слушания и его последствиях. От­работка навыков «уточнения», «проговаривания под­текста » в «сухих» упражнениях — ведущий зачитывает группе высказывания от лица детей, затем участники должны написать ответы с использованием уточнений и проговаривания подтекста.

Рассказ о правилах хорошего слушания и их об­суждение.

Правила хорошего слушания:

• слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявле­ния собеседника (мимика, позы, жестикуляция);

• проверяй, правильно ли ты понял слова со­беседника, используя, если это необходимо, при­емы активного слушания;

• не давай советов;

• не давай оценок.

4. Работа в парах по правилам хорошего слушания.

Приведем описание алгоритма работы так, как он изло­жен в сборнике «Психогимнастика в тренинге» С. И. Мак-шанова и Н. Ю. Хрящевой. Изменим только тему для обсуждения.

 

Тема: что мне помогает (какие мои качества и свой­ства) и что мешает воспитывать моего ребенка.

«Упражнение мы будем выполнять в парах. Пожа­луйста, разбейтесь на пары. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе». Тренер ждет, пока все участники группы сядут парами. «Распределите между собой роли: один из вас бу­дет "говорящим", другой — "слушающим". Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг рассчитан на определенное время. Сначала прави­лами хорошего слушания руководствуется "слушаю­щий". "Говорящий" в течение пяти минут рассказывает о своих трудностях, проблемах в воспитании ребенка. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слуша­ющий" соблюдает правила хорошего слушания».

Через 5 минут ведущий останавливает беседу.

«Сейчас у "говорящего" будет одна минута, в тече­ние которой надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало, а что затрудняло этот рассказ». «Теперь "говорящий" в течение 5 минут будет рас­сказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает воспитывать ребен­ка, строить взаимоотношения с ним».

Через 5 минут ведущий останавливает беседу и пред­

лагает перейти к следующему шагу.

«"Слушающий" за 5 минут должен повторить "гово­рящему", что он понял из двух его рассказов о себе, то есть о том, что ему помогает и что мешает воспитывать ребенка. На протяжении этих пяти минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показы­вает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушаю­щий". После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено и что искажено». Во второй части упражнения участники пары меня­ются ролями: тот, кто был "слушающим", становится "говорящим" и наоборот.

5. Психогимнастическое упражнение: бросить мяч и «погрузить на баржу» предметы на какую-то букву. В такую игру родители могут играть с детьми, расши­ряя запас слов и развивая коммуникации в семье.

 

6. Домашнее задание. Использовать и тренировать приемы активного слушания, воспользоваться ими при обсуждении совместного занятия. Примечание ведущему. Для тренировки навыка от­ражения чувств ведущий может использовать упраж­нение «Слушать чувства» Т. Гордона (Приложение 2). Однако по нашему опыту это упражнение не вызывает особого интереса у членов группы, им ближе собст­венные ситуации взаимодействия с детьми.

Примеры из практики

Хороший материал для представления о детских проблемах дает обращение к домашнему заданию (см. занятие 1), когда родители и дети отвечали на вопрос, что они попросили бы у доброго волшебника. Возраст детей, чьи родители посещали группу, — от 6 до 13 лет (исключены повторяющиеся ответы