Занятие 5; Активное слушание (продолжение)
Цели: продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях.
Содержание занятия
1. Психогимнастическое упражнение. Один из участников группы выходит за дверь, все остальные делятся на две подгруппы: «мальчиков» и «девочек», за две минуты они выбирают те действия, которые будут выполнять вместе, когда зайдет тот, кто за дверью. Задача этого участника — отгадать, где «мальчики», а где «девочки».
2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей. Ведущий обращает внимание на использование родителями приемов активного слушания или, наоборот, на неиспользованные возможности слушания. Очень часто дети отвечают на вопрос расплывчато и неопределенно, и очень важна роль родителя в том, чтобы помочь ребенку выразить свои чувства и мысли.
3. Информационная часть.
Повторение приемов активного слушания. Рассказ о целях активного слушания и его последствиях. Отработка навыков «уточнения», «проговаривания подтекста » в «сухих» упражнениях — ведущий зачитывает группе высказывания от лица детей, затем участники должны написать ответы с использованием уточнений и проговаривания подтекста.
Рассказ о правилах хорошего слушания и их обсуждение.
Правила хорошего слушания:
• слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника (мимика, позы, жестикуляция);
• проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;
• не давай советов;
• не давай оценок.
4. Работа в парах по правилам хорошего слушания.
Приведем описание алгоритма работы так, как он изложен в сборнике «Психогимнастика в тренинге» С. И. Мак-шанова и Н. Ю. Хрящевой. Изменим только тему для обсуждения.
Тема: что мне помогает (какие мои качества и свойства) и что мешает воспитывать моего ребенка.
«Упражнение мы будем выполнять в парах. Пожалуйста, разбейтесь на пары. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе». Тренер ждет, пока все участники группы сядут парами. «Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", другой — "слушающим". Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг рассчитан на определенное время. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется "слушающий". "Говорящий" в течение пяти минут рассказывает о своих трудностях, проблемах в воспитании ребенка. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания».
Через 5 минут ведущий останавливает беседу.
«Сейчас у "говорящего" будет одна минута, в течение которой надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало, а что затрудняло этот рассказ». «Теперь "говорящий" в течение 5 минут будет рассказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает воспитывать ребенка, строить взаимоотношения с ним».
Через 5 минут ведущий останавливает беседу и пред
лагает перейти к следующему шагу.
«"Слушающий" за 5 минут должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о себе, то есть о том, что ему помогает и что мешает воспитывать ребенка. На протяжении этих пяти минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушающий". После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено и что искажено». Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был "слушающим", становится "говорящим" и наоборот.
5. Психогимнастическое упражнение: бросить мяч и «погрузить на баржу» предметы на какую-то букву. В такую игру родители могут играть с детьми, расширяя запас слов и развивая коммуникации в семье.
6. Домашнее задание. Использовать и тренировать приемы активного слушания, воспользоваться ими при обсуждении совместного занятия. Примечание ведущему. Для тренировки навыка отражения чувств ведущий может использовать упражнение «Слушать чувства» Т. Гордона (Приложение 2). Однако по нашему опыту это упражнение не вызывает особого интереса у членов группы, им ближе собственные ситуации взаимодействия с детьми.
Примеры из практики
Хороший материал для представления о детских проблемах дает обращение к домашнему заданию (см. занятие 1), когда родители и дети отвечали на вопрос, что они попросили бы у доброго волшебника. Возраст детей, чьи родители посещали группу, — от 6 до 13 лет (исключены повторяющиеся ответы