Компоновочная схема РДТТ

Ракетным двигателем на твердом топливе (РДТТ), называется двигатель прямой реакции, в котором химическая энергия твердого топлива преобразуется сначала в тепловую, а затем в кинетическую энергию продуктов сгорания, отбрасываемых с высокой скоростью в окружающее пространство.

В РДТТ твердое топливо является одновременно источником получения энергии и рабочего тела — продуктов сгорания.

Ракетный двигатель на твердом топливе, рис.1.7., состоит из следующих основных частей: обечайки 7 с теплозащитным покрытием, соплового днища 9 с теплозащитным покрытием, переднего днища 4 с теплозащитным покрытием, заряда твердого топлива 6 с бронировкой 5, деталей крепления заряда в двигателе 8, воспламенительного устройства 3, поворотного сопла 12 с заглушкой 11, соплового вкладыша 13, привода поворота сопла 10, реверсивных сопел с заглушками 1 и датчиков давления 2. Заряд может состоять из одной или нескольких шашек твердого топлива. Частично наружная поверхность заряда может быть бронирована, когда необходимо часть поверхности заряда предохранить от горения, с целью получения заданного закона изменения поверхности горения. Сопло с вкладышем и исполнительным органом управления тягой обычно называют сопловым блоком.

Рис. 1.7.Компоновочная схема РДТТ

 

Воспламенительное устройство может входить непосредственно в конструкцию РДТТ или быть обособленным. В простейшем случае воспламенительное устройство состоит из навески дымного ружейного пороха (ДРП), иногда в сочетании с навеской крупнозернистого дымного пороха (КЗДП) или пиротехнического состава, заключенной в оболочку из тонкой материи. Навеска воспламенителя поджигается с помощью электрозапала или пиросвечи с пиропатроном. Воспламенительное устройство должно обеспечить воспламенение всей площади горящей поверхности основного заряда.

Система исполнительных органов управления тягой служит для изменения в процессе работы двигателя тяги по величине и направлению для обеспечения полета ракеты по заданной траектории.

Для обеспечения точности попадания ракеты в цель она должна выйти в заданную точку пространства и при этом иметь вполне определенные скорость и направление. В этот момент двигатель должен быть отключен или реверсирован.

Система крепления и фиксирования заряда зависит от назначения РДТТ. Иногда в двигателях с небольшим временем работы заряд опирают на так называемую диафрагму, или колосниковую решетку, расположенную у соплового днища. Заряды, горящие с поверхности канала, закрепляют в камере так, чтобы исключить возможность их случайных перемещений и разрушения.

Узлы крепления двигателя к ракете зависят от ее типа. В многоступенчатой ракете двигатели отдельных ступеней скрепляются друг с другом. Двигатель первой ступени имеет устройство для закрепления на стартовом столе. Двигатель последней ступени скрепляется с приборным отсеком или головной частью ракеты.