В трагедии «Гораций» моральный конфликт между страстью и долгом показан как отречение от личного чувства во имя высокой государственной идеи.

Источником драматического конфликта служит политическое соперничество двух го­родов - Рима и Альбы-Лонги, жители которых связаны родственными узами. Судьба горо­дов должна решиться в поединке между тремя братьями из семьи римлян Горациев и тремя братьями из семьи альбанцев Куриациев, породнившихся между собой. Оказавшись перед трагической необходимостью сразиться с близкими родичами во славу отечества, герои по-разному воспринимают свой гражданский долг.

Гораций гордится честью, выпавшей на его долю, и видит в этом проявление высшего доверия государства к своему гражданину:

Но смерть нести врагу за честь родного края, В сопернике своем себя же узнавая, Когда защитником противной стороны -Жених родной сестры, любимый брат жены, И в бой идти скорбя, но восставая все же На кровь, которая была своей дороже, -Такая мощь души лишь нам судьбой дана...

Куриаций, напротив, покоряясь велению родного города, внутренне восстает, не желая предавать дружбу и любовь:

Я тверд, но не могу забыть любви и жизни... Мне дружбы нашей жаль, хоть дорога награда, А если большего величья Риму надо, То я не римлянин, и потому во мне Все человечное угасло не вполне.

Гораций выходит победителем из поединка, убив всех трех братьев Куриациев, в том числе жениха своей сестры Камиллы. Камилла встречает его гневным проклятием, обращенным не только к торжествующему брату, но и к той силе, которая послала его на бой с близкими:

Рим, ненавистный враг, виновник бед моих! Рим, Рим, которому был заклан мой жених! Рим, за который ты так счастлив был сразиться! Кляну его за то, что он тобой гордится. Покуда мощь его не так еще сильна, Пускай соседние воспрянут племена, А если сможет он не пасть под их ударом, Пусть Запад и Восток восстанут в гневе яром, И пусть надвинутся, враждой к нему горя, Народы всей земли чрез горы и моря!.. О! Видеть, как его дробит небесный молот, Как рушатся дома и твой венец расколот, Последнего из вас последний вздох узреть И местью насладясь, от счастья умереть!

Ее проклятие - пророчество крушения Римской империи под натиском врагов - заключает в себе основной трагический смысл пьесы: суровое подавление человеческого во имя го­сударства в период его становления станет источником его будущей гибели. Оскорбленный в своих патриотических чувствах Гораций, выхватив меч, пронзил им сестру, воскликнув: «Отправляйся же к жениху со своей несвоевременной любовью, раз ты забыта о павших братьях и о живом, забыта об отечестве». За убийство сестры Горация ждало суровое нака­зание, но к нему неприменимы обычные нормы правосудия, ибо во имя победы граждан­ского патриотического долга должны подавляться личные привязанности.


При всем разнообразии трагедий Корнеля в них он утверждал победу государ­ства над феодальным своеволием, что и делало его трагедии такими актуальными.

Творчество Жана Расина (1639-1699) представляет собой новый этап в разви­тии национальной трагедии. Годы регентства Анны Австрийской, матери мало­летнего Людовика XIV, и Фронды1 (от фр. fronde - праща) в корне изменили об­щественное настроение во Франции. Французов перестали привлекать великие интересы государства и героизм; им больше нравилась волнующая картина стра­стей, любви и ревности. Их воображение захватила новая философия Гессенди и Декарта, полагающая, что человеком движет самолюбие или «жажда жизни», будь то стремление к власти, желание славы или любовь. Отныне трагедия была призва­на не восхищать героизмом, а волновать страстями. В отличие от Корнеля, который за основу своих трагедий брал сюжеты из римской истории с ее культом сильной воли, Расин для трагедий избирал греческие мифы и легенды, акцентируя внима­ние на столкновении разумного нравственного начала со стихийной страстью, не­сущей моральное разрушение личности и ее физическую гибель.

Герои его трагедий «Андромаха», «Британию), «Ифигения», «Федра» не в силах подавить в себе страстей, пагубность которых они сознают. Федра, дочь легендар­ного царя Миноса, жена Тесея, именем которой Расин назвал свое лучшее творе­ние, оказывается жертвой греховной страсти к своему пасынку - Ипполиту, о чем говорит сама Федра:

Да, я тебя люблю. Но ты считать не вправе, Что я сама влеклась к пленительной отраве, Что безрассудную оправдываю страсть. Нет, над собой, увы, утратила я власть. Я, жертва жалкая небесного отмщенья, Тебя - гневлю, себе - внушаю отвращенье. То боги!.. Послана богами мне любовь!.. Мой одурманен мозг, воспламенилась кровь... Но тщетно к небесам я простираю руки, Взирают холодно они на эти муки.

Расин воскресил античную идею рока, показав трагическое столкновение разу­ма с темными страстями. Он изобразил жертву, сознающую всю бесполезность борьбы против жестокой воли богов.

Боги желали смерти Федры, карая ее за преступление, в котором она неповин­на, и заставив совершить преступление, которое внушало ей ужас. Федра явилась идеальным воплощением главной цели трагедии - вызывать сострадание и ужас. В то же время Расин придал трагическому образу Федры величие: перед нами не про­сто влюбленная женщина, она - символ человеческого протеста против рабской за­висимости от своей судьбы.

Трагедиям Расина присущи тот же нравственный пафос, благородная патетика, которые были характерны и для греческой трагедии.

Уже в первой половине XVII в. теоретики классицизма определили жанр комедии как жанр низший, сферой изображения которого были частная жизнь, быт, нравы. Однако Жан Батист Поклен (1622-1673), сценический псевдоним - Мольер, заяв­лял, что комедия не только равноправна с трагедией, но даже выше ее, ибо заставляет смеяться честных людей и «развлекая - поучает», способствуя искоренению поро­ков. Задача комедии - быть зеркалом общества, изображать нравы, не касаясь людей.

1 Фронда - общественное движение 1648-1653 гг. во Франции против абсолютизма и правитель­ства Дж. Мазарини.


У Мольера было два типа комедий - комедии характеров и комедии нравов. К первой группе относятся комедии интеллектуальные, в которых Мольер выводил обобщенный характер лицемера, скупца, мизантропа. Они были написаны стихами и состояли из пяти актов. К комедиям характеров относятся «Тартюф, или Обман­щик», «Дон Жуан», «Мизантроп» и др. В комедиях нравов основное внимание уде­лялось характеристике общественной обстановки и более конкретной характери­стике персонажей. Такие комедии имели фарсовый сюжет в прозе, один или три акта. Это «Смешные жеманницы», «Лекарь поневоле», «Проделки Скалена». По желанию короля Мольер создал новый жанр комедий-балетов, в которые музыка, написанная Люлли, входила как главная составная часть. Таковы, например, «Прин­цесса Элиды», «Психея», «Жорж Данден», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной».

В своих комедиях «Тартюф» и «Дон Жуан» объектом сатиры Мольер делал не просто человеческие пороки, а пороки, имеющие общественный резонанс, вред­нейшим из которых он считал лицемерие. В комедии «Тартюф» Мольер обратился к наиболее распространенному в те времена виду лицемерия - религиозному, о ко­тором не стесняясь говорит главный герой .комедии:

Да, нам запрещены иные из услад,

Но люди умные, когда они хотят,

Всегда столкуются и с промыслом небесным.

Круг совести, когда становится он тесным,

Расширить можем мы: ведь для грехов любых

Есть оправдание в намереньях благих.

Я тайным сим путем вас поведу умело,

Не бойтесь ничего, доверьтесь мне всецело,

Без страха можете вы внять моим мольбам:

За все последствия в ответе лишь я сам.

Впервые с театральных подмостков было показано, как под прикрытием самых высоких идеалов достигаются самые корыстные цели. Люди типа Тартюфа способ­ны были одурачить кого угодно, спекулируя на идеях христианства и патриотизма, творили настоящие злодейства.

Пороку уродливого, карикатурного подражания аристократам в мещанской среде посвящена и комедия-балет «Мещанин во дворянстве». В ней изображен тщеславный, невежественный буржуа Журден, решивший любой ценой стать дворянином. Грубость, невежество, вульгарные манеры и язык господина Журде-на комически контрастируют с его претензиями на дворянское изящество и лоск. Пользуясь его простодушием, его дурачат и обворовывают все: учителя-шарлата­ны (музыки, философии, танцев, фехтования), портные и подмастерья.

Мольер, показывая превосходство дворянской культуры и ее власть над ума­ми буржуа, в то же время отрезвлял третье сословие, выводя в комедии и тех, кому так стремился подражать Журден, - графа Доранта. Человек благородного проис­хождения с изысканными манерами и подкупающей вежливостью оказывается по сути нищим авантюристом, мошенником, готовым ради денег на любую подлость. Так комедия-балет, написанная, чтобы развлечь короля, превратилась в острую со­циальную сатиру.

Драматургическая реформа Мольера имела огромное историческое значение. Мольер создал комедию нового типа на основе органичного соединения нацио­нальной традиции народного театра дель арте и опыта театра французского клас­сицизма.


Творчество Мольера, Расина и Корнеля создали тот «золотой век» французской драматургии, который длительное время рассматривался как культурный и художе­ственный образец для других европейских народов.