КРИТО-МИКЕНСКИЙ (ЭГЕЙСКИЙ) ПЕРИОД
Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли во второй половине XIX в., а о богатейшей культуре о. Крита лишь догадывались по греческим мифам о Тезее и Минотавре.
Могущественный царь Крита Минос за убийство своего сына обложил тяжелой данью Афины, которые каждые девять лет должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, чудовищу с туловищем человека и головой быка. Настал день, когда на Крит был отправлен сын афинского царя Эгея Тезей. Корабль благополучно прибыл к острову, и несчастных отвели в Лабиринт, дворец с бесконечно запутанными переходами, из которого невозможно было выбраться. Но дочь Миноса Ариадна влюбилась в Тезея и тайно дала ему острый меч и клубок ниток, чтобы по нити, привязанной у входа, найти обратный путь.
Реальный смысл мифов стал очевидным, когда англичанин Артур Эванс раскопал на Крите в Кноссе огромный дворец. Впоследствии такие же дворцы, но меньших размеров, были обнаружены еще в двух местах. Поскольку дворец как бы вырастал из холма и частично был «встроен» в него, большую роль играли внутренние лестницы, которые связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами. В нижнем ярусе находились ремесленные мастерские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые, складские помещения, где хранились в огромных пифосах съестные припасы. Во втором ярусе располагались интимные покои царя и царицы, ванные комнаты, сокровищница. Парадные помещения: тронный зал, зал для зрелищ, зал для игры с быками - группировались вокруг большого двора. Таким образом, наружу выходили только глухие стены, а «фасад» был обращен внутрь.
Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон. Так как уловить какую-либо систему в их планировке почти невозможно, дворец был воспринят как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты, характерные для лабиринта Дедала, усугублялись неожиданными световыми эффектами,
поскольку свет проникал только через световые колодцы в потолке и других источников освещения не было.
Основным изображением в кносском дворце была двойная секира: она присутствовала в орнаменте на стенах, изображалась в руках у богов и молящихся, принимала от людей жертвоприношения. Такая секира с двусторонним лезвием, символом плодородия, называлась на Крите labrys, а лабиринт, очевидно, означал «дом двойного топора», являясь, таким образом, историческим названием кнос-ского дворца.
Изобразительное искусство Крита достигло небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Упругий, пронизанный движением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для искусства критян. Движение волн, порывы ветра, надувающие паруса кораблей, вечная стихия, окружавшая критских художников, обусловливали в их искусстве динамичные композиции.
В пейзажных композициях основными темами росписей являлись море с рыбами, заросли кустарников с яркоперыми фазанами, могучими быками, грациозными козочками, вертлявыми обезьянами.
Критяне любили изображать всевозможные процессии и стремились правдиво передать движение человеческих фигур. На одной из фресок художник показал критянина, схватившего мчащегося быка за рога и собирающегося прыгнуть ему на спину. На другой верно переданы позы и внутренний ритм беседующих элегантных дам с длинными прядями черных волос, одетых в декольтированные платья с пышными рукавами. Очень жизненно изображение жреца, идущего по цветущему лугу. Но все человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона: ноги и лицо показывались в профиль, плечи - развернутыми в фас, глаз -смотрящим прямо на зрителя. Такой же условностью, в угоду господствующей моде, являлось изображение мужчин чрезмерно худощавыми с очень узкой талией и слишком развитыми мускулами. Однако изображение природы было настолько реалистично, что человеческие фигуры воспринимались как неотъемлемая ее часть и почти не портили общего впечатления.
От эгейского периода сохранилось также множество предметов мелкой пластики: статуэтки женщин со змеями в руках, божества, заботящиеся о благосостоянии дома, всевозможные сосуды.
Извержение вулкана на Крите в XV в. до н.э. и успешный исход войны с Троей в пользу ахейцев обусловили перемещение культурных центров с Крита на Пелопоннесский полуостров. Археологические раскопки обнаружили много памятников, дающих представление об особенностях культуры ахейцев. Царские дворцы Тиринфа и Микен располагались на холмах, а не на равнине, как критские, и были обнесены высокими «циклопическими» стенами, сложенными из огромных каменных глыб. В стенах располагалась сложная система галерей, ходов, ведущих к продовольственным и оружейным складам, цистернам для воды. Украшенные рельефами ворота ахейских цитаделей напоминали Львиные ворота микенского дворца Агамемнона, которые были украшены каменной плитой с изображением львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной.
В противоположность критским дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Центральным помещением являлся мегарон, имевший кровлю с отверстием, под которым находился очаг. Входом в мегарон служил коридор с двумя колоннами. Гомер в «Одиссее», описывая дворец царя Алкиноя, свидетельствует, что в то время дворцы были
Львиные ворота дворца Агамемнона. Микены
благоустроенные, а предметы роскоши (золотые и серебряные вещи, драгоценные ткани и утварь) прочно вошли в обиход:
Медные стены во внутренность шли от порога и были Сверху увенчаны светлым карнизом лазоревой стали; Вход затворен был дверями, литыми из чистого злата; Притолки их из сребра утверждались на медном пороге; Также и князь их серебряный был, а кольцо золотое, Две (золотая с серебряной) справа и слева стояли, Хитрой работы искусного бога Гефеста, собаки -Стражами дому любезного Зевсу царя Алкиноя... Был за широким двором четырехдесятинный, богатый Сад, обведенный отвсюду высокой оградой: росло там Много дерев плодоносных, ветвистых, широко вершинных.. Два там источника были, — один обтекал, извиваясь, Сад, а другой перед самым порогом царева жилища Светлой струею бежал, и граждане в нем черпали воду. Так изобильно богами был дом одарен Алкиноев!..
Стеньг дворцов украшали также фресками, причем в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Здесь были и сцены охоты на львов, и травля собаками кабана, и воины, седлающие коней, и идущие в поход ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами.
Торжество физической силы пронизывало микенскую культуру, находя выражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен. Но динамичная, передающая настроение мастера линия исчезла, уступив место застывшим формам и сухому орнаменту.
В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции. На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм.
Женщины, смотрящие представление («Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца
Охота на кабана. Фреска из дворца в Тиринфе. Национальный арехологический музей. Афины