Принятие покупателя таким, каков он есть.
Взрослый покупатель (на детей данный принцип не распространяется) приходит в магазин сформировавшимся человеком, имеющим за плечами сложный жизненный путь. И, может быть, не вина, а беда его в том, что он не обладает идеальным характером, или не получил достаточного воспитания, или отстал в каких-то вопросах от требований времени. Сможет ли продавец так вот сразу взять и исправить вкус, нрав, моральный облик покупателя, привив ему навыки правильного поведения? Конечно, нет. Одних благих намерений продавца для этого недостаточно. Необходима еще готовность покупателя принять критику в свой адрес со стороны продавца. Но многие ли покупатели согласятся на это? Даже если человек сам тяготится своими недостатками и хочет от них избавиться, вмешательство продавца скорее обидит человека, чем поможет исправиться.
Работнику сферы обслуживания нужны не бескомпромиссность и непримиримость к чужим недостаткам, а терпимость к ним, мягкость, уживчивость. Нужно уважение к человеческой индивидуальности со всей ее сложностью и подчас неудобностью для окружающих. В работе с такими "трудными" посетителями перед продавцом встает задача ограничиться необходимыми для обслуживания действиями и скрыть свое личное отношение к покупателю, избежать осуждения его ошибок и промахов (разумеется, если они не выходят за рамки установленного порядка).
Это требование вместе с различными проявлениями неравноправности в процессе общения создает у многих работников торговли впечатление стеснения свободы. Они полагают, что, если бы им расширили возможности для самовыражения, это существенно облегчило бы их положение. Но так ли это?
Кассирша грубо накричала на пенсионерку, которая не могла разобраться со сдачей. Грубость кассирши возмутила людей, стоявших в очереди к кассе. Некоторые высказали осуждение вслух. Другие промолчали, но и у них возникло напряженное состояние ("готовность к конфликту"). В итоге одна из женщин уже у прилавка по ничтожному поводу обрушилась на продавщицу, которая осталась в недоумении в связи с непонятным для нее "неистовством" покупательницы. Продавщице пришлось, таким образом, принять на себя последствия чрезмерно свободного поведения кассирши.
Второй пример. Покупатель обращается к продавцу мясного отдела: "У вас есть ноги?" "Только две. И они не продаются", — звучит в ответ.
Продавцу нельзя отказать в чувстве юмора, но у него отсутствует чувство такта. Его шутка неуместна. Она ставит покупателя в неловкое положение, подчеркивает не совсем удачную форму его вопроса. В данном случае веселый и несдержанный нрав продавца становится источником обиды покупателя, а в конечном счете — после его жалобы — оборачивается против самого работника.
Приведенные примеры наглядно показывают, что отсутствие самоограничения, излишняя свобода при общении с покупателями нередко ведут к неприятностям для самих же продавцов. Таким образом, в их интересах не расширение допустимых границ поведения, а осознание необходимости и полезности этих границ для них же самих. С другой стороны, осознание необходимости жесткой регламентации поведения освобождает человека от чувства стесненности установленными нормами и мобилизует его на активное овладение искусством как можно более полно и ярко проявить себя в допустимых рамках.
Практика свидетельствует, что чрезмерная "свобода" самовыражения продавца, излишняя непосредственность его реакций являются, как правило, показателем низкой общей культуры. Ведь воспитанность человека в том и состоит, что он свои чувства, реакции выражает не свободно, а в определенных, довольно ограниченных пределах либо скрывает или подавляет их. Причем все это происходит привычно, без усилий, так, что человек не испытывает каких-либо стеснений от ограничения своей свободы.
Самоограничение в поведении при работе с покупателем вовсе не означает, что продавец отступает перед ним или малодушно предает свои принципы. И это не проявление покорности или слабохарактерности, а именно профессиональный подход к делу, основанный на сознании того, что все покупатели независимо от их достоинств и недостатков имеют равное право на обслуживание. Воспитывать же покупателей продавец может и должен личным примером, а также создавая в магазине такую атмосферу, которая просто исключала бы враждебные отношения между людьми.
Продавец, столкнувшийся с покупателем, который так или иначе не соответствует его представлениям о том, каким должен быть человек, поступит правильно, сказав себе: "Если я не хочу обидеть человека, я не должен поддаваться соблазну поучать или перевоспитывать его".
Даже если продавец полагает, что имеет дело с нечестным человеком, но тот не совершил действия, за которые его можно привлечь к ответственности, изобличать и позорить его не следует, а достаточно лишь установить истину. Дело в том, что очевидная для окружающих бесчестность может оказаться в действительности результатом искренней ошибки или рассеянности!
Вот что рассказала пожилая женщина, поступившая в больницу сердечным приступом. Каждый день она покупала по две бутылки кефира, но в тот день решила взять только одну. Получив чек, она подошла к прилавку. Продавец был чем-то занят и издали крикнул ей, чтобы положила чек и взяла, что ей нужно. Женщина механически, по привычке забрала две бутылки, но уже у двери была остановлена резким окриком продавца: он вернулся к прилавку и обнаружил чек на одну бутылку вместо двух. Продавец и все присутствующие стали наперебой стыдить женщину. Она попыталась было объяснить случившееся, но вдруг поняла, что ей никто не поверит... С трудом добралась она до дома и попросила соседей вызвать "скорую помощь".
Человеку, действительно нечестному, уличенному в жульничестве, все равно не будет стыдно. Он будет изворачиваться, постарается очернить продавца. И все дело обернется конфликтом, который обязательно нанесет ущерб магазину.
"Неприкосновенность" личности покупателя не исключает, однако, необходимости как-то управлять его поступками: направить его действия, помочь ему решиться на покупку, облегчить выбор изделия, исправить допущенную им оплошность и т.д. Как же продавцу влиять на поведение покупателя, не рискуя при этом вызвать с его стороны настороженность, протест или смущение. Найти ответ на этот вопрос поможет следующий принцип.