ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Понятие информационной революции, недавно вошедшее в повседнев-ный и научный обиход, обозначает очередной и самый высокий этап на-учно-технического прогресса. В нем суммарно отражаются успехи че­ловеческой мысли и практические достижения в области новейших ин­формационных технологий, а с социологической точки зрения она служит катализатором, заставляющим ускоренно изменяться все сферы обще­ства. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революцион­ных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефон­ная и радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает техно­логическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации и тем самым объединения интеллектуальных способностей и духовных сил человечества.

Первой революцией стало изобретение письменности 5—6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем — независимо, но несколько тысяч лет спустя — в Китае, и еще на 1500 лет позднее — в Центральной Америке. Ее ранние при­меры — глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона — представляют собой деловые расписки и правительственные документы, ле­тописи или описания методов земледелия.

До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкрет­ным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы в лучшем случае узнаете из вторых рук и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомнен­но, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало клю­чевым элементом прогресса древней цивилизации.

Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги в Китае, вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем незави­симо и 800 лет спустя в Греции, когда афинский тиран Песистрат распоря­дился записать поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно.

О первых двух информационных революциях у нас нет практически ни­каких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивили­зация и система государственного устройства основаны именно на рукопис­ной книге, хотя известно, что тиражирование письменных материалов пу­тем воспроизведения текста от руки —дорогостоящий и длительный процесс, ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Перепи­сывание сказывалось и на точности передачи знаний, поскольку в ходе мно­гократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки.

Третья информационная револю­ция произошла после изобретения Гу­тенбергом печатного пресса и набор­ного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки при­мерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Ки­тае, именно печатный станок Гутен­берга и примененный им метод съем­ных шрифтов способствовали его рас­пространению.

До изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. В тысячах мо­настырей трудились монахи, перепи­сывая книги от руки. Хорошо подго­товленный монах мог переписать че­тыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200—1300 руко­писных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым яв­лением. Это означало, что группа пе­чатников могла выпускать по 25 млн печатных страниц в год, переплетенных в 125 тыс. готовых к продаже книг — 2 500 000 страниц на одного работника против 1200— 1300, которые мог изго­товить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

В середине XV в., на момент изобретения пресса Гутенбергом, книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 г. из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьян­ская семья могла ее приобрести. По мнению П. Друкера, снижение издер­жек и цен в ходе третьей информационной революции было по крайней мере одного порядка с тем, что произошло в ходе сегодняшней, четвертой рево­люции.

За незначительное время революция в книгопечатании изменила инсти­туты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало

возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печат­ный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию про­цесса обработки информации, проложившие дорогу промышленной револю­ции. В последовавшие затем десятилетия по всей Европе были открыты но­вые университеты, однако, в отличие от ранее существовавших, они были рассчитаны не на изучение теологии, а на изучение светских дисциплин: пра­ва, медицины, математики, натураль­ной философии (естественных наук). Революция в печати быстро сформи­ровала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как сегодняшняя информаци­онная революция создала множество информационных предприятий, спе­циалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руково­дителей информационных служб.

Конец XX в. отождествляют с чет­вертой информационной революцией, имея в виду распространение компью­теров и интернета. Стремление выра­зить сущность нового информацион­ного века вылилось в череду научных и полунаучных определений. Дж. Л их-тхайм говорит о постбуржуазном об­ществе, Р. Дарендорф — о посткапита­листическом, А. Этциони — о постмодернистском, К. Боулдинг — о постци-вилизационном, Г. Кан — о постэкономическом, С. Алстром — о постпротестантском, Р. Сейденберг — о постисторическом, Р. Барнет пред­ложил термин «постнефтяное общество». Большинство этих эпитетов вос­ходят к понятию «постиндустриальное общество», популяризированному де­сятилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает ха­рактерные черты информационного века.

В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. А в материалах, распростра­нявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информаци­онной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стра­не связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в произ­водстве, сильно зависящем от информации1.

К концу 1980-х гг. обработка, передача информации и операции с нею были основным занятием каждого четвертого работающего в США или даже каждого третьего, если считать учителей и других работников сферы обра­зования. С началом последнего десятилетия XX в. более 40% всех новых ка­питаловложений в производство и оборудование были сделаны в сфере ин­формационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и факсимиль­ные аппараты и т.п.). Бывший министр финансов США У.М. Блюменталь

1 Лялюшко Н. С. Некоторые тенденции в развитии баз данных за рубежом // Информационные про­дукты, процессы и технологии. М., 1996. С. 68. Т. 2.

в 1988 г. в статье «Мировая экономика и изменения в технологии» заметил: «Информация стала рассматриваться как ключ к современной экономичес­кой деятельности — базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила». Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыду­щую историю человечества2.

return false">ссылка скрыта

Наглядной мерой темпов технологического роста может быть степень относительного удешевления новой технологии. Так, за последние три де­сятилетия реальная стоимость вычислительных возможностей компьютера снизилась на 99,9%, при этом средний темп ее снижения составил 35% в год. Стоимость телефонных разговоров снижается медленнее — в среднем при­мерно на 10% в год, однако на протяжении более длительного периода. В 1930-е гг. трехминутный разговор между Нью-Йорком и Лондоном обхо­дился в 300 долл. по сегодняшним ценам, сегодня это можно сделать менее чем за 20 центов. Новые технологии дешевеют гораздо быстрее, чем во вре­мена предыдущих технологических ре­волюций. Энергия, вырабатывавшаяся первыми паровыми двигателями, об­ходилась ненамного дешевле, чем энергия водяных машин, и за период с 1790 по 1850 г. ее стоимость сократи­лась всего в два раза. Строительство сети железных дорог в Америке позво­лило за период с 1870 по 1913 г. сокра­тить транспортные расходы на 40% со среднегодовым темпом всего в 3%.

Появление телеграфа позволило быстрее передавать информацию на дальние расстояния, однако новая ус­луга оказалась отнюдь не из дешевых. В 1870 г. каждое слово в трансатланти­ческой телеграмме обходилось в 70 долл. в сегодняшних ценах. В тече­ние следующего десятилетия цены со­кратились, однако передать сообщение из 20 слов все еще стоило около 200 долл. Сегодня 20 страниц текста можно переслать по электронной почте в любую точку планеты примерно за цент. Цены на электричество падали не­сколько быстрее, однако за период с 1890 по 1920 г. они сокращались в сред­нем всего на 6% в год3.

Существующая в развитых странах информационная индустрия, сопос­тавимая по своим объемам производства и номенклатуре выпускаемой про­дукции с важнейшими отраслями хозяйства, потребовала создания соответ­ствующего рынка. Мировой рынок средств информатизации уже к 1990 г.

Пильцер П. Безграничное богатство. Теория и практика «экономической алхимии» // Новая постин­дустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 402-428. 3 Островский Е., Щедровицкий П. Россия: страна, которой не было. — http://www.archipelag.ru/text/ 012.htm.

оценивался в 660 млрд долл. Из них около 50% составляли компьютеры. Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных ком­пьютеров4. Информационная деятельность во всем мире стала одной из са­мых прибыльных сфер приложения капитала.

Благодаря быстрому удешевлению новых технологий компьютеры и ин­тернет были приняты широким кругом потребителей гораздо быстрее, чем в свое время паровые машины и элект­ричество. Так, с момента изобретения парового двигателя и до того времени, когда он стал основным источником энергии в Великобритании, прошло более 100 лет. Электростанции стали обеспечивать 50% всей используемой промышленностью США энергии лишь спустя 90 лет после открытия электромагнитной индукции, когда с момента строительства первой стан­ ции прошло уже 40 лет. Сегодня поло­вина американцев пользуется компью­терами, при этом первый компьютер появился 50 лет назад, а микропроцес­соры моложе их еще на 20 лет. Число пользователей интернета в США возрастает на 50% ежегодно, причем возраст самой идеи сети составляет 30 лет, а с начала ее коммерческой эксплуатации прошло всего 7 лет3.

Под влиянием информационной революции в современном обществе формируется так называемая информационная экономика, которая прошла следующие три стадии: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для прави­тельства; создание широкой сети информационных средств на потребитель­ском уровне6.

Первая стадия воплотилась в том, что М. Порат в 1977 г. назвал «первич­ным информационным сектором». В нем доминирует горстка громадных корпораций — производителей и менеджеров техники, составляющей наци­ональную информационную и коммуникационную инфраструктуру. Их раз­меры и влияние колоссальны. Самая большая из них «Америкэн телефон энд телеграф» имела в конце 1970-х гг. валовой доход, превышающий валовой национальный продукт 118 стран мира, вместе взятых. Другие гиганты это­го сектора — «Интернэшнл бизнес мэшинз», «Интернэшнл телефон энд те­леграф», Радиокорпорация Америки, «Дженерал электрик» и др.7.

Вторая стадия, начавшаяся в 1980-е гг., представлена частными и обще­ственными отраслями и организациями — основными пользователями но­вой информационной технологии. Универсальные системы «электронных

4 Костров А.В. Введение в информационный менеджмент. Владимир, 1996. С. 21, 25.

5 Островский Е., Щедровицкий П. Указ. соч.

(' Даишрд У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М..

1986. С. 343-355. 7 Там же. С. 343-355.

денег» проникли в банковское дело. Сегодня национальная система здраво­охранения США строится на технологии автоматизированных компьютер­ных баз данных. Индустрия образования с ее 100-миллиардным ежегодным бюджетом все шире осваивает производство и применение электронных учеб­ных программ и обучение с помощью компьютера. По масштабу капитало­вложений автоматизация офисов и учреждений превращается в основное на­правление развития информационного сектора. Американское правительство сейчас — самый большой хранитель и распространитель информации.

Третья и наиболее важная фаза ин­формационного века — массовая ком­пьютеризация высокотехнологичных информационных услуг. Она предпола­гает массовое распространение домаш­них персональных компьютеров. Ее высшей фазой считается создание и расширение всемирной электронной паутины — Интернета. Н. Макрэ, глав­ный редактор журнала «Экономист», пишет в связи с этим: «В конце концов перед нами открывается перспектива вступления в век, в котором любой ту­пица, сидя за компьютерным термина­лом в лаборатории, офисе, публичной библиотеке, сможет просматривать невообразимо колоссальные залежи ин­формации, находящейся в разных банках данных. Эдисон говорил, что гений — это 99% потения и 1% вдохновения. Так вот, через четыре десятилетия после его смерти мы стали обладателями машин, которые могут сократить часть работы, требующей потения, гораздо больше, чем в 99 раз. Поскольку в резуль­тате намного больше, чем прежде, людей смогут с успехом заниматься иссле­довательской работой, это наверняка увеличит вероятность выявления людей со способностями Эдисона или Эйнштейна. До сих же пор, по моему мнению, лишь единицы потенциальных гениев человечества имели возможность зани­маться исследовательской работой»*.

Широкое распространение домашних компьютеров уже произвело микро­революцию в системе занятости. Наиболее яркий пример — надомная работа, связанная с компьютерной индустрией: написание программ для ЭВМ; сис­темный анализ; дизайн с применением сложных методик, заложенных в па­мяти удаленных компьютеров; анализ технической документации и т.д. При наличии соответствующих телекоммуникационных средств практически лю­бая «беловоротничковая» работа может выполняться дома. Секретарши могут печатать тексты и отвечать на телефонные звонки, находясь не в офисе, а дома. То же относится к бухгалтерской и другим умственным видам работы.

Контроль над работающими дома может осуществляться по телефону или через компьютерную связь; аналогичным образом им могут отдаваться рас­поряжения и инструкции. Некоторые компании отказываются от централь­ного офиса. Значительно сократили свои издержки фирмы по производству компьютерных программ, переведя большую часть своего персонала на на-

s Цит. по: Дайзард У. Указ. соч. С. 348.

домную работу. Работа дома чрезвычайно производительна, поскольку здесь нет вечных разговоров и всего того, что отвлекает людей от работы, когда она выполняется в учреждениях.

Компьютерная техника может использоваться в системах «телемагазина». Покупатели просматривают каталоги товаров на домашнем терминале, а за­тем через него же заказывают товары. Доступ к банкам данных и компьюте­рам значительно изменяет тот круг знаний, который необходимо иметь ин­женерам, врачам и другим специалистам. Профессионалу не нужно будет загружать свою память фактами и методиками: все это он может найти в

памяти компьютера и со своей сторо­ны дать машине команду выполнить задания, прежде требовавшие длитель­ной подготовки.

Спутниковая технология открыва­ет перспективу всемирного телевиде­ния и глобальной связи. Спутник вы­веден в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина Земли. Канал спутниковой связи меж­ду Лондоном и Москвой со временем будет очень дешевым и доступным лю­дям с невысокими доходами. Новые информационные средства уже связа­ны воедино по всему миру. Почтовые и телеграфные сообщения, теле-и ра­диосигналы передаются на любые рас­стояния за доли секунды.

Говоря о компьютерах, мы чаще всего имеем в виду их быстродействие. В XVII в. Иоганну Кеплеру понадоби­лось четыре года, чтобы рассчитать орбиту Марса. Сегодня микропроцес­сор делает это всего за 4 с.

Что делает компьютер поистине важным изобретением, так это его спо­собность обрабатывать результаты вы­числений под управлением человека, а именно сортировать и сопоставлять данные, связывать разные слои общества сложными коммуникационными сетями, осуществлять передачу информа­ции по этим сетям в любое место на земном шаре, где она необходима.

В результате широкое внедрение компьютеров не только вызвало инфор­мационный бум, но и дало нам средства справиться с этим сокрушительным потоком. Тем не менее нам по-прежнему лучше удается производить новую информацию, чем оценивать ее и обмениваться ею.

Развитие наукоемких технологий не только решает множество старых проблем, например накопление и сохранение огромных массивов данных, но и порождает новые. Одна из них — информационная перегрузка людей. В Японии специалисты ожидали, что ежегодный прирост производства ин­формации в стране составит 10%. Реально он даже превысил запланирован-

ные цифры. Однако рост ежегодного потребления информации, как было выяснено в результате исследований, составляет лишь 3%9. Оказалось, что

более половины производимой инфор­мации идет «в корзину», потому чтоулю-дей не хватает времени на ее потребле­ние.

Информационная революция меняет принципы организации общества. На смену вертикальным иерархиям прихо­дят горизонтальные связи, устанавлива­емые людьми по их собственному выбо­ру и желанию. Современное общество — это общество глобальных сетей, образу­ющих причудливые геометрические фи­гуры. Находясь в постоянном движении, они быстро меняют свою конфигурацию, как в калейдоскопе10.

В отличие от научно-технических ре­волюций прошлого объектом воздействия информационных технологий является не столько материальное производство, сколько само человеческое сознание. Подобно проникающей радиации, ин­формация доходит до каждого, меняя наши представления о мире, обществе и самих себе. Более того, меняются сами механизмы формирования индиви­дуального, группового, общественного, планетарного сознания.

Наступающий информационный век существенно осложняет процессы модернизации. Новые коммуникационные каналы распространили по все­му миру философию модернизации, которая несет на себе отпечаток амери­канского стиля. Уже сейчас развиваю­щиеся страны опасаются, что повсеме­стная компьютеризация вестернизиру-ет их культуры. Создается новая информационная карта мира, кото­рую, как полагает У. Дайзард", можно уподобить климатической в том смыс­ле, что на ней отражены некие посто­янные условия среды. Она показывает большую плотность информации на территории Северной Америки, не­ сколько меньшую — в Европе, Японии и России; во всех других местах плот­ность информации ничтожна и даже сходит на нет. Новая технология может радикально изменить эту карту, содействуя становлению глобальной сети знаний.

9 Цит. по: Дайзард У. Указ. соч. С. 353.

10 Кувалдин В.Б. Глобализация — светлое будущее человечества? — http://scenario.ng.ru/interview/2000-10-1 l/5_future.html.

1' Дайзард У. Указ. соч. С. 350.