Глава 19. Комические характеры

Мы переходим к другой большой области комизма, а

именно к комическим характерам. Здесь сразу следует заме-

тить, что, строго говоря, комических характеров как тако-

вых, собственно, не бывает. Любая отрицательная черта ха-

рактера может быть представлена в смешном виде такими

же способами, какими вообще создается комический эф-

фект.

 

Какие же способы являются основными для обрисовки

комических характеров?

 

Еще Аристотель сказал, что комедия изображает людей

«худших, нежели ныне существующие», Иначе говоря, для

создания комического характера требуется некоторое пре-

увеличение. Изучая комические характеры в русской лите-

ратуре XIX в., легко можно заметить, что они создаются по

131

принципу карикатуры. Карикатура, как мы уже знаем, со-

стоит в том, что берется одна какая-нибудь частность, эта

частность увеличивается и тем становится видимой для всех.

В обрисовке комических характеров берется одно какое-

нибудь отрицательное свойство характера, преувеличивается,

и тем на него обращается основное внимание читателя или

зрителя. Гегель определяет карикатуру на характер так: «В

карикатуре определенный характер необычайно преувели-

чен и представляет собой как бы характерное, доведенное

до излишества».

Именно таким путем созданы гоголевские комические

персонажи. Манилов представляет собой воплощение сла-

щавости, Собакевич - грубости, Ноздрев - распущенно-

сти, Плюшкин - скупости и т, д.

Но преувеличение - не единственное условие комизма

характера. Аристотель указал не только на то, что в коме-

дии отрицательные свойства преувеличиваются, но и на то,

что это преувеличение требует известных границ, известной

меры. Отрицательные качества не должны доходить до по-

рочности; они не должны вызывать в зрителе страданий, го-

ворит он, и мы бы еще прибавили - не должны вызвать

отвращения или омерзения. Комичны мелкие недостатки.

Комичными могут оказаться трусы в быту (но не на войне),

хвастуны, подхалимы, карьеристы, мелкие плуты, педанты и

формалисты всех видов, скопидомы и стяжатели, люди тще-

славные и самонадеянные, молодящиеся старики и старухи,

деспотические жены и мужья под башмаком и т. д.

Если идти этим путем, то придется составить полный ка-

талог человеческих недостатков и иллюстрировать их при-

мерами из литературы. Такие попытки, как уже указыва-

лось, действительно были. Пороки, недостатки, доведенные

до размеров гибельных страстей, составляют предмет не ко-

медий, а трагедий. Впрочем, граница здесь не всегда соблю-

дается точно. Дон-Жуан, изображенный Мольером как ко-

мический характер, гибнет трагически. Где граница между

порочностью, составляющей узел трагедии, и недостатками,

которые возможны в комедии, - это логически установить

132

невозможно, это устанавливается талантом и тактом писа-

теля. Одно и то же свойство, если оно преувеличено уме-

ренно, может оказаться комическим, если же оно доведено

до степени порока - трагическим. Это хорошо видно на

сравнении, например, двух скупцов - Плюшкина в

«Мертвых душах» Гоголя и барона в «Скупом рыцаре»

Пушкина. Скупость барона достигает грандиозных разме-

ров.

 

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу,

 

У барона, кроме скупости, есть мрачная философия власти

золота, есть сознание своей собственной потенциальной вла-

сти над миром. у" него есть своеобразное честолюбие. Кроме

того, он - злодей. Его скупость - порок, связанный с

ужаснейшими преступлениями. Он ростовщик, доводящий

людей до отчаяния и гибели, Перебирая особо ценные золо-

тые монеты, барон вспоминает, какими средствами они ему

достались.

 

Да! если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп - я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

 

В противоположность барону Плюшкин мелочен. Гоголь

не наделяет его никакими другими свойствами, кроме ску-

пости. Это дань комическому преувеличению в изображе-

нии характера. У него нет никакой философии, нет ни вла-

столюбия, ни честолюбия, он накапливает не золото, а про-

дукты земледелия, и собирает он не драгоценности, а не-

нужные вещи; под мостками он подбирает старые подмет-

ки, собирает ржавые гвозди и глиняные черепки, Соответст-

венно этому описана и его наружность. Чичиков сперва

принимает его за ключницу, а потом обнаруживает, что

ключница эта бреется, и притом довольно редко, «потому

что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него

133

на скребницу из железной проволоки, какою чистят на ко-

нюшне лошадей». Все это вызывает смех, но фигура Плюш-

кина все же не полностью комична. Всматриваясь в его фи-

гуру ближе, мы видим, что он, правда, не совершает крова-

вых преступлений, но крестьяне его находятся в ужасаю-

щем, бедственном положении, На избах нет крыш, на до-

мах торчат только коньки и жерди, окна заткнуты тряпка-

ми, люди от голода разбежались и не возвращаются.

Из всех гоголевских персонажей фигура Плюшкина, мо-

жет быть, наименее комическая и наиболее жалкая. Но Го-

голь всегда знает чувство меры. Еще немного - и эта фигу-

ра была бы уже не смешна.

Интересно отметить, что Гоголь иногда смягчает нарисо-

ванную им карикатурную картину человеческих образов.

Так, Петр Петрович Петух изображен как чревоугодник.

Это его основное качество. Но он еще гостеприимен, что не

отменяет его отрицательных качеств, а создает для них

правдивый и правдоподобный жизненный фон, Это н<е ка-

сается и некоторых других героев «Мертвых душ». Вот что

Гоголь пишет о чиновных обитателях губернского города,

которых он так жестоко и справедливо высмеял: «Впрочем,

если. сказать правду, они все были народ добрый, жили ме-

жду собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски,

и беседы их носили печать какого-то особенного простоду-

шия и короткости», Несколько ниже Гоголь продолжает;

«Но, вообще, они были народ добрый, полный гостеприим-

ства, и человек, вкусивший с ними хлеба-соли или проси-

девший вечер за вистом, уже становился чем-то близким».

То же пишет Хлестаков в своем письме Тряпичкину об оби-

тателях города. Описав всех действующих лиц в смешном

виде, он прибавляет: «А впрочем, народ гостеприимный и

добродушный».

Историки литературы никогда (насколы<о мне известно)

не цитируют этих слов. Почему? Может быть, Гоголь, толь-

ко что показавший нам всю неприглядную картину соци-

ального быта старого губернского города, здесь противоре-

чит сам себе, уничтожает свои собственные утверждения?

134

Конечно, нет. Здесь не ошибка Гоголя, а принцип: несмотря

на все свои отрицательные качества, гоголевские типы

живые люди. «Эти лица дурны по воспитанию, по невеже-

ственности, а не по натуре», - говорит о гоголевских геро-

ях Белинский (Белинский, Ч1> 359). Смягченный образ

снижает карикатурность и делает изображаемые типы

правдоподобными. Это смягчение также требует чувства

меры, как и комическое преувеличение. 0 положительных

качествах комических персонажей Гоголь упоминает далеко

не всегда и если упоминает, то только вскользь, мимоходом.

Собакевич - прекрасный хозяин, и его мужики благоден-

ствуют; обхождение Манилова не лишено приятности,

Плюшкин когда-то был совсем другой. Коробочка представ-

ляет собой смесь различных черт характера, объединенных

преимущественно, но не исключительно бестолковостью и

скопидомством, Техника ее изображения несколько отлича-

ется от техники изображения других помещиков в

«Мертвых душах».

Положительные качества отрицательных персонажей Го-

голем не разрабатываются, так как это лишило бы их ха-

рактеры комизма. Впрочем, есть одно произведение, в ко-

тором эта разработка все же дана. Это «Старосветские по-

мещики».

Если Плюшкин представляет собой как бы нижнюю гра-

ницу комизма, за пределами которой идет уже отвратитель-

ное, то Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна пред-

ставляют как бы верхнюю границу, за пределами которой

начинается уже идиллия.

Такое несколько смягченное изображение отрицательных

персонажей характерно не только для Гоголя. Фамусов, на-

пример, это тип московского русского барина начала XIX в.,

но сам по себе он, может быть, вовсе не изверг; и потому

художественно он вполне убедителен, и образ его воспри-

нимается как образ жизненный и правдивый. В тех же слу-

чаях, когда потенциальных положительных качеств в изо-

бражении комических героев нет совсем, художественность

и убедительность этих образов значительно ниже, чем у тех,

135

которые обрисованы мягче. Таков, например, Скалозуб,

представляющий собой, так сказать, химически чистый об-

разец карикатуры. Таковы же многие из героев Салтыкова-

Щедрина. Это очень яркие, но все же односторонние кари-

катуры.

Но есть и еще одно условие, еще одна возможность уси-

лить комизм характера. В комедии все действующие лица

всегда втянуты в некоторую интригу, и у больших художни-

ков интрига может служить средством обрисовки характе-

ра. у Гоголя Хлестаков не только герой комедии интриги,

но и ярко выраженный, очень определенный характер или

психологический тип, так же, как городничий и другие дей-

ствующие лица. Совершенно очевидно это и для

«Женитьбы», где действие держится на противоположности

двух характеров: вялого, рыхлого, нерешительного Подколе-

сина и предприимчивого и энергичного Кочкарева. Интрига

и характер в этих случаях составляют одно целое.

Но это - не обязательное свойство комизма, это - свой-

ство великого таланта. Можно наблюдать, что, например, у

Мольера такого единства часто нет. Бергсон вскользь заме-

тил о Мольере, что у него в центре всего стоит комический

характер и что заглавия его комедий обычно определяют

характер героя. Действительно, такие заглавия, как

«Скупой», «Мизантроп», выражают это прямо. Другие ко-

медии озаглавлены по именам главных действующих лиц, но

эти имена стали нарицательными как воплощение каких-то

дурных качеств. «Тартюф» - лицемер и ханжа, «Дон-

Жуан» - развратник, «Мещанин во дворянстве» - често-

любец, «Мнимый больной» - воплощение мнительности и

т, д. С этой точки зрения комедии Мольера - типичные

комедии характеров, а не комедии интриги. Однако деление

комедий на комедии интриги и комедии характеров все же

неправильно, ибо во всякой комедии есть и характеры, и

интрига, если подразумевать под интригой такое действие,

которое основано на некоторой борьбе. Весь вопрос в том, в

каком соотношении интрига находится с характером дейст-

вующих лиц. У Гоголя связь здесь совершенно органическая

136

и исконная. У Мольера это не всегда так. Белинский пра-

вильно заметил, что интриги у Мольера довольно однооб-

разны. Интрига обычно состоит в том, что главному персо-

нажу противопоставляется влюбленная пара, соединению

которой препятствует отрицательный титульный герой. Они

его одурачивают и достигают своей цели. Провести своего

антагониста сами они не могут, не умеют или не хотят. Это

делают за них слуги, хитрые пройдохи и плуты, на действи-

ях которых держится вся интрига. Одурачивание как один

из способов достижения комических эффектов рассмотрено

выше. Отрицательные персонажи терпят поражение в ин-

триге и одновременно выпукло и зримо обнаруживают все

отрицательные свойства своих характеров.

Мы не будем давать галереи комических характеров в рус-

ской или западноевропейской литературе. Нам нужна об-

щая типология и ее принципы.

Проблема комических характеров решена, однако, еще

далеко не до конца. Все до сих пор рассмотренные типы

представляли собой характеры отрицательные. Легкая, не-

значительная примесь положительных качеств делала эти

характеры жизненно вероятными, но суть от этого не меня-

лась.

Однако, всматриваясь в жизнь, а также вчитываясь в та-

лантливые литературные произведения, легко обнаружить,

что есть комические персонажи, которые как будто не об-

ладают отрицательными свойствами, но которые тем не ме-

нее комичны. Мы смеемся над ними, но вместе с тем чувст-

вуем к ним несомненную симпатию, Короче говоря, есть

комические персонажи не только отрицательные, но и по-

ложительные.

В чем здесь дело? Не противоречит ли это выдвигаемой

теории, что смех вызывается раскрытием отрицательных ка-

честв? Или, может быть, здесь другой вид смеха - не на-

смешливый? На первый взгляд может казаться, что поло-

жительные типы не могут быть отрицательными ни с точки

зрения теоретической, ни в художественной практике. У

Фонвизина все действующие персонажи резко делятся на

137

положительных и отрицательных. В «Ревизоре» ни одного .

положительного лица нет. У Островского большинство геро

ев отрицательные. Есть, правда, купцы, которые к концу

комедии вдруг образумливаются, и комедия приходит к та-

кой благополучной развязке, к которой стремятся обижае-

мые герои, а с ними и зрители. Но развязка в этих случаях

бывает несколько неожиданна и внутренне не вытекает из

характера таких отрицательных героев. В комедии

«Бедность не порок» семейный деспот Гордей Торцов в,

конце комедии говорит: «Теперь я стал другой человек», - :

и отдает свою дочь за приказчика, чему он раньше проти- .

вился, но о чем мечтали молодые влюбленные. В тот мо-,

мент, когда отрицательный тип превратился в положитель-,

ный, комедия должна кончиться.

И тем не менее положительный комический герой или:

комический характер все же возможны.

Чтобы решить этот вопрос, надо иметь в виду, что в жиз-

ни не бывает ни абсолютно отрицательных, ни абсолютно

положительных людей. Даже в закоренелых преступниках

где-то глубоко могут таиться зародыши человечности, и на-

оборот: полностью добродетельные люди часто вызывают в

нас инстинктивную антипатию, особенно если они склонны

к нравоучениям, Каждый человек смешан из самых разно-

образных как положительных, так и отрицательных качеств

в разных пропорциях.

Галерея комических типов довольно разнообразна, Есть,

например, люди, появление которых сразу же вызывает ве-

селое настроение. Одно из положительных качеств, вызы-

вающих у нас улыбку и расположение, это некоторый. оп-

тимизм, смешанный со всегдашней, неунывающей весело-

стью, которая заражает других. Такие люди никогда не

унывают, всегда в прекрасном расположении духа, добро-

душны, довольствуются малым, ни к чему особенно не

стремятся, но умеют наслаждаться моментом. Этот. тип лю-

дей может быть комичным как будто независимо от нали-

чия в нем каких-то нравственных недостатков. Гегель счи-

тал, что «несокрушимое доверие к самому себе» (Гегель, II ,

138

303) есть главнейшее свойство комического персонажа*.

Смех, возбуждаемый такими персонажами, не до конца

представляет собой смех насмешливый. Чаще это просто ве-

селый смех, изучение которого еще предстоит. Но этим

смех, вызванный некими персонажами, объяснен еще не до

конца В таких персонажах нас радует оптимизм, но этот

же оптимизм вызывает и смех. Как и в других случаях ко-

мизма, оптимизм сам по себе не смешон. Достаточно про-

честь «Этюды оптимизма» Мечникова, чтобы это увидеть.

Зрелый оптимизм представляет собой жизненную филосо-

фию, иногда вырабатывающуюся несмотря на тяжелые

жизненные невзгоды. Такой оптимизм есть следствие неко-

торой силы характера и не смешит. Легко заметить, что оп-

тимизм, который смешит, основан на совершенно иных на-

чалах. Вернее, он не основан ни на чем. Это такой опти-

мизм, при котором очень легко живется. Он, так сказать,

замкнут в самом себе, имеет сугубо субъективно-

индивидуальный характер. Его стихия - мелочи будничной

жизни. Тем не менее такой оптимизм в повседневной жиз-

ни весьма приятен и полезен. Он вызывает у нас невольную

улыбку, Но вместе с тем такое добродушное самодовольство

и такая наивная радость жизни есть качество весьма по-

верхностное и непрочное. Оно одновременно есть слабость.

Взрыв смеха наступает тогда, когда эта слабость внезапно

обнаруживается и наказуется. Такая добродушная и всем на

свете (и в том числе самим собой) довольная веселость

предрасполагает к смеху, но еще не вызывает его. Это ино-

гда очень хорошо понимают талантливые клоуны. Такие

клоуны выходили на арену сияющими от удовольствия, Ка-

ран д'Аш, например, выходил на арену с шайкой и вени-

ком, очень довольный собой, будто бы идя в баню. Борис

Вяткин появлялся с жизнерадостным свистом или громкими

выкриками, ведя впереди себя свою собачку, Это благополу-

чие и благодушие служит контрастным фоном для после-

дующих неожиданных бед, которые обрушиваются на голо-

ву этих простаков и вызывают уже не улыбку, а громкий

смех. Но этот тип несомненно комичен и сам по себе, неза-

139

висимо от того, что с ним происходит, Происходящие с

ним несчастья усиливают комизм, уже данный в самом ти-

пе. Чаще всего это терпящий посрамление алогизм, но это

отнюдь не обязательно.

Таким образом, мы приходим к заключению, что комизм

подобных характеров основан не на наличии положитель-

ных качеств как таковых, а на слабости, недостаточности

этих качеств, Эта недостаточность проявляется в том, как.

эти характеры себя держат, обнаруживая мелочность и за-

нятость самими собой, и вызывает взрыв смеха, когда эта

недостаточность внезапно ярко обнаруживается.

Говоря о типе комических оптимистов, мы должны упо-

мянуть о Фальстафе. Он значительно сложнее тех просто-

душных клоунов, которые у нас удачно смешат и веселят

зрителей. В отличие от тех комических персонажей, кото-

рые воплощают одно какое-нибудь качество (Собакевич),

тип Фальстафа соединяет в себе множество самых разнооб-

разных качеств, и этим определяется его жизненность и

правдивость. Одно из главных качеств его - несокрушимая

вера в себя и невозмутимость по отношению к тем невзго-

дам, которые с ним происходят. Несмотря ни на что, он

всегда жизнерадостен и весел. Шекспир очень дорожил

этим образом и воспроизвел его дважды: в «Генрихе IV» (в

первой и во второй частях) и в «Виндзорских кумушках».

Фальстаф есть отрицательный характер, но отрицательные

свойства в данном случае приписываются тому типу жизне-

радостного и никогда не унывающего человека, который

уже и сам по себе вызывает смех. Этим тип Фальстафа дос-

тигает единственной в своем роде выразительности и коло-

ритности. В литературе о Шекспире характеристика Фаль-

стафа давалась неоднократно. Лучшая дана Пушкиным, ко-

торый этим образом восхищался. В «Застольных беседах»

(«Table-talk») он говорит: «Нигде, может быть, многосто-

ронний гений Шекспира не отразился с таким многообра-

зием, как в Фальстафе, коего пороки, один с другим связан-

ные, составляют забавную, уродливую цепь, подобную древ-

ней вакханалии. Разбирая характер Фальстафа, мы видим,

140

что главная черта его есть сластолюбие; смолоду, вероятно,

грубое, дешевое волокитство было первою для него заботою,

но ему уже за пятьдесят, он растолстел, одрях; обжорство и

вино приметно взяли верх над Венерою. Во-вторых, он трус,

но, проведя свою жизнь с молодыми повесами, поминутно

подверженный их насмешкам и проказам, он прикрывает

свою скудость дерзостью уклончивой и насмешливой, Он

хвастлив по привычке и по расчету. Фальстаф совсем не

глуп, напротив, он имеет и некоторые привычки человека,

изредка видавшего хорошее общество. Правил нет у него

никаких. Он слаб как баба. Ему нужно крепкое испанское

вино (the sack), жирный обед и деньги для своих любов-

ниц: чтоб достать их, он готов на все, только б не на явную

опасность» (Пушкин, VIII, 66).

К этому можно прибавить, что Фальстаф иногда повергает

своих противников остроумными репликами, но иногда

терпит поражение и посрамление, как это и полагается ко-

мическому персонажу. Из него грозят вытопить жир. В

«Виндзорских кумушках» он пишет любовные письма двум

замужним женщинам одновременно, но тут он терпит не-

удачу: женщины остаются верными своим мужьям. В пер-

вый раз он прячется в корзине с грязным, вонючим бельем,

которое вместе с ним бросают в воду, во второй раз он

пробует бежать, переодевшись в толстую бабу, но его ловят

и избивают. Сюжет этот фольклорный, но тип Фальстафа

чисто шекспировский. Этот тип одновременно и комичен, и

сатиричен. Он приближается к образам Рабле.

Пушкин пишет о Фальстафе, противопоставляя Шекспира

Мольеру. У Мольера характеры односторонни, «У Мольера

лицемер волочится за женой своего благодетеля, лицемеря;

принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает

стакан воды, лицемеря» (Пушкин, VIII 65 - 66). Это соот-

ветствует тому, что выше говорилось об односторонности

карикатур. Шекспир всегда многосторонен, представляя со-

бой некоторую вершину в создании как жизненных коми-

ческих образов, так и ярко комических интриг.

141

Жизненный оптимизм - не единственное положительное

качество, которое может быть трактовано комически. Дру

roe такое качество - находчивость и хитрость, приспособ-

ленность к жизни, умение ориентироваться в любом труд-

ном положении и найти из него выход. Такими качествами

наделяются некоторые герои комедии, которые приводят к

посрамлению своих неуклюжих антагонистов. Антагонисты

- всегда типы отрицательные, и этим ловкий герой, приво-,

дящий их к поражению, приобретает характер героя одно-

временно и положительного, и комического. Одна из разно-

видностей этого типа - разбитные слуги в старинных

итальянских и французских комедиях. Сюда относится, на-

пример, Труффальдино в комедии Гольдони «Слуга двух гос-

под», Фигаро в «Севильском цирюльнике» Бомарше. В тра-

гедии мы сочувствуем побежденному, в комедии - победи-

телю. В комедии победа доставляет зрителю удовольствие

даже тогда, когда она вызывается не совсем безупречными

приемами борьбы, если только эти средства остроумны,

хитры и свидетельствуют о неунывающем характере носите-

ля интриги. Такие разбитные слуги имеются в большинстве

комедий Мольера. У Мольера обычно есть персонажи двух

поколений: старшего и младшего. Старшее поколение пред-

ставлено отрицательными типами (Скупой, Тартюф, Ми-

зантроп), младшее - положительными. Младшие хотят

любить и жениться, а старшие им этого не позволяют, Весе-

лые и плутоватые слуги молодых приводят их к торжеству и

к посрамлению старших со всеми их пороками,

Входить в детали нет необходимости. 'Достаточно указать

на то, что в классическом комедийном искусстве есть опре-

деленный тип разбитных и веселых слуг, которые одновре-

менно являются типами и комическими, и положительны-

ми.

В несколько иной форме этот тип имеется не только в

комедиях, но и в старинных плутовских романах. Герой

этих романов - слуга или бродяга, или солдат - обманы-

вает своего хозяина и всегда выходит победителем из труд-

ных положений, В отличие от слуг в комедиях Мольера, ге-

142

рой борется за самого себя против своих хозяев и против

сильных мира. Эта борьба приобретает характер борьбы со-

иальной и этим плутовские романы сближаются со сказ-

ками о шутах. Характеры в этих случаях тесно спаяны с ин-

тригой, которая в основном сводится к одурачиванию.

Страна, где создался в XVI в, комический плутовской ро-

ман («Ласарильо из Тормеса», 1554) и где он получил свое

развитие, - Испания. В Испании же были созданы образы

Дон-Кихота и Санчо Пансы, 0 Дон-Кихоте во множестве

эстетик и историй литературы писалось очень много, и по-

этому мы можем быть краткими, не повторяя того, что уже

было сказано. Нас интересует проблема комизма положи-

тельных героев. Типы таких героев столь жe разнообразны,

как разнообразны человеческие характеры. По благородству

своих стремлений и возвышенности образа мышления Дон-

Кихот - фигура ярко положительная. Но по своей пол-

нейшей неприспособленности к жизни он смешон. В этом

отношении он диаметрально противоположен тем плутам и

ловкачам, которые преуспевают в жизни и ведут успешную

борьбу за свое благополучие или благополучие тех, кому они

преданы. Комичен Дон-Кихот не своими положительными

качествами, а отрицательными. Те же качества, а не его бла-

городство, сделали этот образ всемирно популярным. Все

основные приключения Дон-Кихота есть приключения ко-

мического порядка. Комизму романа способствует и фигура

Санчо Пансы, Благородство придает всем приключениям

Дон-Кихота характер не только комизма, но значительности

и глубины. Такое сочетание - единственное в своем роде

во всей мировой литературе. Комизм здесь в конечном ито-

ге приобретает трагический характер.

Этими немногими наблюдениями мы ограничимся. Мож-

но было бы еще говорить о мистере Пиквике и других ге-

роях Диккенса, о Чарли Чаплине и созданных им трогатель-

ных комических героях, об образе бравого солдата Швейка,

созданного Чапеком', и o6 очень многих других, но это заве-

ло бы нас слишком далеко. Нам важно было установить,

143

чем и в каких случаях комичны положительные герои, и в

общих чертах это на приведенных примерах выяснилось.