Глава 19. Комические характеры
Мы переходим к другой большой области комизма, а
именно к комическим характерам. Здесь сразу следует заме-
тить, что, строго говоря, комических характеров как тако-
вых, собственно, не бывает. Любая отрицательная черта ха-
рактера может быть представлена в смешном виде такими
же способами, какими вообще создается комический эф-
фект.
Какие же способы являются основными для обрисовки
комических характеров?
Еще Аристотель сказал, что комедия изображает людей
«худших, нежели ныне существующие», Иначе говоря, для
создания комического характера требуется некоторое пре-
увеличение. Изучая комические характеры в русской лите-
ратуре XIX в., легко можно заметить, что они создаются по
131
принципу карикатуры. Карикатура, как мы уже знаем, со-
стоит в том, что берется одна какая-нибудь частность, эта
частность увеличивается и тем становится видимой для всех.
В обрисовке комических характеров берется одно какое-
нибудь отрицательное свойство характера, преувеличивается,
и тем на него обращается основное внимание читателя или
зрителя. Гегель определяет карикатуру на характер так: «В
карикатуре определенный характер необычайно преувели-
чен и представляет собой как бы характерное, доведенное
до излишества».
Именно таким путем созданы гоголевские комические
персонажи. Манилов представляет собой воплощение сла-
щавости, Собакевич - грубости, Ноздрев - распущенно-
сти, Плюшкин - скупости и т, д.
Но преувеличение - не единственное условие комизма
характера. Аристотель указал не только на то, что в коме-
дии отрицательные свойства преувеличиваются, но и на то,
что это преувеличение требует известных границ, известной
меры. Отрицательные качества не должны доходить до по-
рочности; они не должны вызывать в зрителе страданий, го-
ворит он, и мы бы еще прибавили - не должны вызвать
отвращения или омерзения. Комичны мелкие недостатки.
Комичными могут оказаться трусы в быту (но не на войне),
хвастуны, подхалимы, карьеристы, мелкие плуты, педанты и
формалисты всех видов, скопидомы и стяжатели, люди тще-
славные и самонадеянные, молодящиеся старики и старухи,
деспотические жены и мужья под башмаком и т. д.
Если идти этим путем, то придется составить полный ка-
талог человеческих недостатков и иллюстрировать их при-
мерами из литературы. Такие попытки, как уже указыва-
лось, действительно были. Пороки, недостатки, доведенные
до размеров гибельных страстей, составляют предмет не ко-
медий, а трагедий. Впрочем, граница здесь не всегда соблю-
дается точно. Дон-Жуан, изображенный Мольером как ко-
мический характер, гибнет трагически. Где граница между
порочностью, составляющей узел трагедии, и недостатками,
которые возможны в комедии, - это логически установить
132
невозможно, это устанавливается талантом и тактом писа-
теля. Одно и то же свойство, если оно преувеличено уме-
ренно, может оказаться комическим, если же оно доведено
до степени порока - трагическим. Это хорошо видно на
сравнении, например, двух скупцов - Плюшкина в
«Мертвых душах» Гоголя и барона в «Скупом рыцаре»
Пушкина. Скупость барона достигает грандиозных разме-
ров.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу,
У барона, кроме скупости, есть мрачная философия власти
золота, есть сознание своей собственной потенциальной вла-
сти над миром. у" него есть своеобразное честолюбие. Кроме
того, он - злодей. Его скупость - порок, связанный с
ужаснейшими преступлениями. Он ростовщик, доводящий
людей до отчаяния и гибели, Перебирая особо ценные золо-
тые монеты, барон вспоминает, какими средствами они ему
достались.
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп - я захлебнулся б
В моих подвалах верных.
В противоположность барону Плюшкин мелочен. Гоголь
не наделяет его никакими другими свойствами, кроме ску-
пости. Это дань комическому преувеличению в изображе-
нии характера. У него нет никакой философии, нет ни вла-
столюбия, ни честолюбия, он накапливает не золото, а про-
дукты земледелия, и собирает он не драгоценности, а не-
нужные вещи; под мостками он подбирает старые подмет-
ки, собирает ржавые гвозди и глиняные черепки, Соответст-
венно этому описана и его наружность. Чичиков сперва
принимает его за ключницу, а потом обнаруживает, что
ключница эта бреется, и притом довольно редко, «потому
что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него
133
на скребницу из железной проволоки, какою чистят на ко-
нюшне лошадей». Все это вызывает смех, но фигура Плюш-
кина все же не полностью комична. Всматриваясь в его фи-
гуру ближе, мы видим, что он, правда, не совершает крова-
вых преступлений, но крестьяне его находятся в ужасаю-
щем, бедственном положении, На избах нет крыш, на до-
мах торчат только коньки и жерди, окна заткнуты тряпка-
ми, люди от голода разбежались и не возвращаются.
Из всех гоголевских персонажей фигура Плюшкина, мо-
жет быть, наименее комическая и наиболее жалкая. Но Го-
голь всегда знает чувство меры. Еще немного - и эта фигу-
ра была бы уже не смешна.
Интересно отметить, что Гоголь иногда смягчает нарисо-
ванную им карикатурную картину человеческих образов.
Так, Петр Петрович Петух изображен как чревоугодник.
Это его основное качество. Но он еще гостеприимен, что не
отменяет его отрицательных качеств, а создает для них
правдивый и правдоподобный жизненный фон, Это н<е ка-
сается и некоторых других героев «Мертвых душ». Вот что
Гоголь пишет о чиновных обитателях губернского города,
которых он так жестоко и справедливо высмеял: «Впрочем,
если. сказать правду, они все были народ добрый, жили ме-
жду собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски,
и беседы их носили печать какого-то особенного простоду-
шия и короткости», Несколько ниже Гоголь продолжает;
«Но, вообще, они были народ добрый, полный гостеприим-
ства, и человек, вкусивший с ними хлеба-соли или проси-
девший вечер за вистом, уже становился чем-то близким».
То же пишет Хлестаков в своем письме Тряпичкину об оби-
тателях города. Описав всех действующих лиц в смешном
виде, он прибавляет: «А впрочем, народ гостеприимный и
добродушный».
Историки литературы никогда (насколы<о мне известно)
не цитируют этих слов. Почему? Может быть, Гоголь, толь-
ко что показавший нам всю неприглядную картину соци-
ального быта старого губернского города, здесь противоре-
чит сам себе, уничтожает свои собственные утверждения?
134
Конечно, нет. Здесь не ошибка Гоголя, а принцип: несмотря
на все свои отрицательные качества, гоголевские типы
живые люди. «Эти лица дурны по воспитанию, по невеже-
ственности, а не по натуре», - говорит о гоголевских геро-
ях Белинский (Белинский, Ч1> 359). Смягченный образ
снижает карикатурность и делает изображаемые типы
правдоподобными. Это смягчение также требует чувства
меры, как и комическое преувеличение. 0 положительных
качествах комических персонажей Гоголь упоминает далеко
не всегда и если упоминает, то только вскользь, мимоходом.
Собакевич - прекрасный хозяин, и его мужики благоден-
ствуют; обхождение Манилова не лишено приятности,
Плюшкин когда-то был совсем другой. Коробочка представ-
ляет собой смесь различных черт характера, объединенных
преимущественно, но не исключительно бестолковостью и
скопидомством, Техника ее изображения несколько отлича-
ется от техники изображения других помещиков в
«Мертвых душах».
Положительные качества отрицательных персонажей Го-
голем не разрабатываются, так как это лишило бы их ха-
рактеры комизма. Впрочем, есть одно произведение, в ко-
тором эта разработка все же дана. Это «Старосветские по-
мещики».
Если Плюшкин представляет собой как бы нижнюю гра-
ницу комизма, за пределами которой идет уже отвратитель-
ное, то Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна пред-
ставляют как бы верхнюю границу, за пределами которой
начинается уже идиллия.
Такое несколько смягченное изображение отрицательных
персонажей характерно не только для Гоголя. Фамусов, на-
пример, это тип московского русского барина начала XIX в.,
но сам по себе он, может быть, вовсе не изверг; и потому
художественно он вполне убедителен, и образ его воспри-
нимается как образ жизненный и правдивый. В тех же слу-
чаях, когда потенциальных положительных качеств в изо-
бражении комических героев нет совсем, художественность
и убедительность этих образов значительно ниже, чем у тех,
135
которые обрисованы мягче. Таков, например, Скалозуб,
представляющий собой, так сказать, химически чистый об-
разец карикатуры. Таковы же многие из героев Салтыкова-
Щедрина. Это очень яркие, но все же односторонние кари-
катуры.
Но есть и еще одно условие, еще одна возможность уси-
лить комизм характера. В комедии все действующие лица
всегда втянуты в некоторую интригу, и у больших художни-
ков интрига может служить средством обрисовки характе-
ра. у Гоголя Хлестаков не только герой комедии интриги,
но и ярко выраженный, очень определенный характер или
психологический тип, так же, как городничий и другие дей-
ствующие лица. Совершенно очевидно это и для
«Женитьбы», где действие держится на противоположности
двух характеров: вялого, рыхлого, нерешительного Подколе-
сина и предприимчивого и энергичного Кочкарева. Интрига
и характер в этих случаях составляют одно целое.
Но это - не обязательное свойство комизма, это - свой-
ство великого таланта. Можно наблюдать, что, например, у
Мольера такого единства часто нет. Бергсон вскользь заме-
тил о Мольере, что у него в центре всего стоит комический
характер и что заглавия его комедий обычно определяют
характер героя. Действительно, такие заглавия, как
«Скупой», «Мизантроп», выражают это прямо. Другие ко-
медии озаглавлены по именам главных действующих лиц, но
эти имена стали нарицательными как воплощение каких-то
дурных качеств. «Тартюф» - лицемер и ханжа, «Дон-
Жуан» - развратник, «Мещанин во дворянстве» - често-
любец, «Мнимый больной» - воплощение мнительности и
т, д. С этой точки зрения комедии Мольера - типичные
комедии характеров, а не комедии интриги. Однако деление
комедий на комедии интриги и комедии характеров все же
неправильно, ибо во всякой комедии есть и характеры, и
интрига, если подразумевать под интригой такое действие,
которое основано на некоторой борьбе. Весь вопрос в том, в
каком соотношении интрига находится с характером дейст-
вующих лиц. У Гоголя связь здесь совершенно органическая
136
и исконная. У Мольера это не всегда так. Белинский пра-
вильно заметил, что интриги у Мольера довольно однооб-
разны. Интрига обычно состоит в том, что главному персо-
нажу противопоставляется влюбленная пара, соединению
которой препятствует отрицательный титульный герой. Они
его одурачивают и достигают своей цели. Провести своего
антагониста сами они не могут, не умеют или не хотят. Это
делают за них слуги, хитрые пройдохи и плуты, на действи-
ях которых держится вся интрига. Одурачивание как один
из способов достижения комических эффектов рассмотрено
выше. Отрицательные персонажи терпят поражение в ин-
триге и одновременно выпукло и зримо обнаруживают все
отрицательные свойства своих характеров.
Мы не будем давать галереи комических характеров в рус-
ской или западноевропейской литературе. Нам нужна об-
щая типология и ее принципы.
Проблема комических характеров решена, однако, еще
далеко не до конца. Все до сих пор рассмотренные типы
представляли собой характеры отрицательные. Легкая, не-
значительная примесь положительных качеств делала эти
характеры жизненно вероятными, но суть от этого не меня-
лась.
Однако, всматриваясь в жизнь, а также вчитываясь в та-
лантливые литературные произведения, легко обнаружить,
что есть комические персонажи, которые как будто не об-
ладают отрицательными свойствами, но которые тем не ме-
нее комичны. Мы смеемся над ними, но вместе с тем чувст-
вуем к ним несомненную симпатию, Короче говоря, есть
комические персонажи не только отрицательные, но и по-
ложительные.
В чем здесь дело? Не противоречит ли это выдвигаемой
теории, что смех вызывается раскрытием отрицательных ка-
честв? Или, может быть, здесь другой вид смеха - не на-
смешливый? На первый взгляд может казаться, что поло-
жительные типы не могут быть отрицательными ни с точки
зрения теоретической, ни в художественной практике. У
Фонвизина все действующие персонажи резко делятся на
137
положительных и отрицательных. В «Ревизоре» ни одного .
положительного лица нет. У Островского большинство геро
ев отрицательные. Есть, правда, купцы, которые к концу
комедии вдруг образумливаются, и комедия приходит к та-
кой благополучной развязке, к которой стремятся обижае-
мые герои, а с ними и зрители. Но развязка в этих случаях
бывает несколько неожиданна и внутренне не вытекает из
характера таких отрицательных героев. В комедии
«Бедность не порок» семейный деспот Гордей Торцов в,
конце комедии говорит: «Теперь я стал другой человек», - :
и отдает свою дочь за приказчика, чему он раньше проти- .
вился, но о чем мечтали молодые влюбленные. В тот мо-,
мент, когда отрицательный тип превратился в положитель-,
ный, комедия должна кончиться.
И тем не менее положительный комический герой или:
комический характер все же возможны.
Чтобы решить этот вопрос, надо иметь в виду, что в жиз-
ни не бывает ни абсолютно отрицательных, ни абсолютно
положительных людей. Даже в закоренелых преступниках
где-то глубоко могут таиться зародыши человечности, и на-
оборот: полностью добродетельные люди часто вызывают в
нас инстинктивную антипатию, особенно если они склонны
к нравоучениям, Каждый человек смешан из самых разно-
образных как положительных, так и отрицательных качеств
в разных пропорциях.
Галерея комических типов довольно разнообразна, Есть,
например, люди, появление которых сразу же вызывает ве-
селое настроение. Одно из положительных качеств, вызы-
вающих у нас улыбку и расположение, это некоторый. оп-
тимизм, смешанный со всегдашней, неунывающей весело-
стью, которая заражает других. Такие люди никогда не
унывают, всегда в прекрасном расположении духа, добро-
душны, довольствуются малым, ни к чему особенно не
стремятся, но умеют наслаждаться моментом. Этот. тип лю-
дей может быть комичным как будто независимо от нали-
чия в нем каких-то нравственных недостатков. Гегель счи-
тал, что «несокрушимое доверие к самому себе» (Гегель, II ,
138
303) есть главнейшее свойство комического персонажа*.
Смех, возбуждаемый такими персонажами, не до конца
представляет собой смех насмешливый. Чаще это просто ве-
селый смех, изучение которого еще предстоит. Но этим
смех, вызванный некими персонажами, объяснен еще не до
конца В таких персонажах нас радует оптимизм, но этот
же оптимизм вызывает и смех. Как и в других случаях ко-
мизма, оптимизм сам по себе не смешон. Достаточно про-
честь «Этюды оптимизма» Мечникова, чтобы это увидеть.
Зрелый оптимизм представляет собой жизненную филосо-
фию, иногда вырабатывающуюся несмотря на тяжелые
жизненные невзгоды. Такой оптимизм есть следствие неко-
торой силы характера и не смешит. Легко заметить, что оп-
тимизм, который смешит, основан на совершенно иных на-
чалах. Вернее, он не основан ни на чем. Это такой опти-
мизм, при котором очень легко живется. Он, так сказать,
замкнут в самом себе, имеет сугубо субъективно-
индивидуальный характер. Его стихия - мелочи будничной
жизни. Тем не менее такой оптимизм в повседневной жиз-
ни весьма приятен и полезен. Он вызывает у нас невольную
улыбку, Но вместе с тем такое добродушное самодовольство
и такая наивная радость жизни есть качество весьма по-
верхностное и непрочное. Оно одновременно есть слабость.
Взрыв смеха наступает тогда, когда эта слабость внезапно
обнаруживается и наказуется. Такая добродушная и всем на
свете (и в том числе самим собой) довольная веселость
предрасполагает к смеху, но еще не вызывает его. Это ино-
гда очень хорошо понимают талантливые клоуны. Такие
клоуны выходили на арену сияющими от удовольствия, Ка-
ран д'Аш, например, выходил на арену с шайкой и вени-
ком, очень довольный собой, будто бы идя в баню. Борис
Вяткин появлялся с жизнерадостным свистом или громкими
выкриками, ведя впереди себя свою собачку, Это благополу-
чие и благодушие служит контрастным фоном для после-
дующих неожиданных бед, которые обрушиваются на голо-
ву этих простаков и вызывают уже не улыбку, а громкий
смех. Но этот тип несомненно комичен и сам по себе, неза-
139
висимо от того, что с ним происходит, Происходящие с
ним несчастья усиливают комизм, уже данный в самом ти-
пе. Чаще всего это терпящий посрамление алогизм, но это
отнюдь не обязательно.
Таким образом, мы приходим к заключению, что комизм
подобных характеров основан не на наличии положитель-
ных качеств как таковых, а на слабости, недостаточности
этих качеств, Эта недостаточность проявляется в том, как.
эти характеры себя держат, обнаруживая мелочность и за-
нятость самими собой, и вызывает взрыв смеха, когда эта
недостаточность внезапно ярко обнаруживается.
Говоря о типе комических оптимистов, мы должны упо-
мянуть о Фальстафе. Он значительно сложнее тех просто-
душных клоунов, которые у нас удачно смешат и веселят
зрителей. В отличие от тех комических персонажей, кото-
рые воплощают одно какое-нибудь качество (Собакевич),
тип Фальстафа соединяет в себе множество самых разнооб-
разных качеств, и этим определяется его жизненность и
правдивость. Одно из главных качеств его - несокрушимая
вера в себя и невозмутимость по отношению к тем невзго-
дам, которые с ним происходят. Несмотря ни на что, он
всегда жизнерадостен и весел. Шекспир очень дорожил
этим образом и воспроизвел его дважды: в «Генрихе IV» (в
первой и во второй частях) и в «Виндзорских кумушках».
Фальстаф есть отрицательный характер, но отрицательные
свойства в данном случае приписываются тому типу жизне-
радостного и никогда не унывающего человека, который
уже и сам по себе вызывает смех. Этим тип Фальстафа дос-
тигает единственной в своем роде выразительности и коло-
ритности. В литературе о Шекспире характеристика Фаль-
стафа давалась неоднократно. Лучшая дана Пушкиным, ко-
торый этим образом восхищался. В «Застольных беседах»
(«Table-talk») он говорит: «Нигде, может быть, многосто-
ронний гений Шекспира не отразился с таким многообра-
зием, как в Фальстафе, коего пороки, один с другим связан-
ные, составляют забавную, уродливую цепь, подобную древ-
ней вакханалии. Разбирая характер Фальстафа, мы видим,
140
что главная черта его есть сластолюбие; смолоду, вероятно,
грубое, дешевое волокитство было первою для него заботою,
но ему уже за пятьдесят, он растолстел, одрях; обжорство и
вино приметно взяли верх над Венерою. Во-вторых, он трус,
но, проведя свою жизнь с молодыми повесами, поминутно
подверженный их насмешкам и проказам, он прикрывает
свою скудость дерзостью уклончивой и насмешливой, Он
хвастлив по привычке и по расчету. Фальстаф совсем не
глуп, напротив, он имеет и некоторые привычки человека,
изредка видавшего хорошее общество. Правил нет у него
никаких. Он слаб как баба. Ему нужно крепкое испанское
вино (the sack), жирный обед и деньги для своих любов-
ниц: чтоб достать их, он готов на все, только б не на явную
опасность» (Пушкин, VIII, 66).
К этому можно прибавить, что Фальстаф иногда повергает
своих противников остроумными репликами, но иногда
терпит поражение и посрамление, как это и полагается ко-
мическому персонажу. Из него грозят вытопить жир. В
«Виндзорских кумушках» он пишет любовные письма двум
замужним женщинам одновременно, но тут он терпит не-
удачу: женщины остаются верными своим мужьям. В пер-
вый раз он прячется в корзине с грязным, вонючим бельем,
которое вместе с ним бросают в воду, во второй раз он
пробует бежать, переодевшись в толстую бабу, но его ловят
и избивают. Сюжет этот фольклорный, но тип Фальстафа
чисто шекспировский. Этот тип одновременно и комичен, и
сатиричен. Он приближается к образам Рабле.
Пушкин пишет о Фальстафе, противопоставляя Шекспира
Мольеру. У Мольера характеры односторонни, «У Мольера
лицемер волочится за женой своего благодетеля, лицемеря;
принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает
стакан воды, лицемеря» (Пушкин, VIII 65 - 66). Это соот-
ветствует тому, что выше говорилось об односторонности
карикатур. Шекспир всегда многосторонен, представляя со-
бой некоторую вершину в создании как жизненных коми-
ческих образов, так и ярко комических интриг.
141
Жизненный оптимизм - не единственное положительное
качество, которое может быть трактовано комически. Дру
roe такое качество - находчивость и хитрость, приспособ-
ленность к жизни, умение ориентироваться в любом труд-
ном положении и найти из него выход. Такими качествами
наделяются некоторые герои комедии, которые приводят к
посрамлению своих неуклюжих антагонистов. Антагонисты
- всегда типы отрицательные, и этим ловкий герой, приво-,
дящий их к поражению, приобретает характер героя одно-
временно и положительного, и комического. Одна из разно-
видностей этого типа - разбитные слуги в старинных
итальянских и французских комедиях. Сюда относится, на-
пример, Труффальдино в комедии Гольдони «Слуга двух гос-
под», Фигаро в «Севильском цирюльнике» Бомарше. В тра-
гедии мы сочувствуем побежденному, в комедии - победи-
телю. В комедии победа доставляет зрителю удовольствие
даже тогда, когда она вызывается не совсем безупречными
приемами борьбы, если только эти средства остроумны,
хитры и свидетельствуют о неунывающем характере носите-
ля интриги. Такие разбитные слуги имеются в большинстве
комедий Мольера. У Мольера обычно есть персонажи двух
поколений: старшего и младшего. Старшее поколение пред-
ставлено отрицательными типами (Скупой, Тартюф, Ми-
зантроп), младшее - положительными. Младшие хотят
любить и жениться, а старшие им этого не позволяют, Весе-
лые и плутоватые слуги молодых приводят их к торжеству и
к посрамлению старших со всеми их пороками,
Входить в детали нет необходимости. 'Достаточно указать
на то, что в классическом комедийном искусстве есть опре-
деленный тип разбитных и веселых слуг, которые одновре-
менно являются типами и комическими, и положительны-
ми.
В несколько иной форме этот тип имеется не только в
комедиях, но и в старинных плутовских романах. Герой
этих романов - слуга или бродяга, или солдат - обманы-
вает своего хозяина и всегда выходит победителем из труд-
ных положений, В отличие от слуг в комедиях Мольера, ге-
142
рой борется за самого себя против своих хозяев и против
сильных мира. Эта борьба приобретает характер борьбы со-
иальной и этим плутовские романы сближаются со сказ-
ками о шутах. Характеры в этих случаях тесно спаяны с ин-
тригой, которая в основном сводится к одурачиванию.
Страна, где создался в XVI в, комический плутовской ро-
ман («Ласарильо из Тормеса», 1554) и где он получил свое
развитие, - Испания. В Испании же были созданы образы
Дон-Кихота и Санчо Пансы, 0 Дон-Кихоте во множестве
эстетик и историй литературы писалось очень много, и по-
этому мы можем быть краткими, не повторяя того, что уже
было сказано. Нас интересует проблема комизма положи-
тельных героев. Типы таких героев столь жe разнообразны,
как разнообразны человеческие характеры. По благородству
своих стремлений и возвышенности образа мышления Дон-
Кихот - фигура ярко положительная. Но по своей пол-
нейшей неприспособленности к жизни он смешон. В этом
отношении он диаметрально противоположен тем плутам и
ловкачам, которые преуспевают в жизни и ведут успешную
борьбу за свое благополучие или благополучие тех, кому они
преданы. Комичен Дон-Кихот не своими положительными
качествами, а отрицательными. Те же качества, а не его бла-
городство, сделали этот образ всемирно популярным. Все
основные приключения Дон-Кихота есть приключения ко-
мического порядка. Комизму романа способствует и фигура
Санчо Пансы, Благородство придает всем приключениям
Дон-Кихота характер не только комизма, но значительности
и глубины. Такое сочетание - единственное в своем роде
во всей мировой литературе. Комизм здесь в конечном ито-
ге приобретает трагический характер.
Этими немногими наблюдениями мы ограничимся. Мож-
но было бы еще говорить о мистере Пиквике и других ге-
роях Диккенса, о Чарли Чаплине и созданных им трогатель-
ных комических героях, об образе бравого солдата Швейка,
созданного Чапеком', и o6 очень многих других, но это заве-
ло бы нас слишком далеко. Нам важно было установить,
143
чем и в каких случаях комичны положительные герои, и в
общих чертах это на приведенных примерах выяснилось.