Праобщина, эволюция от биологического к социальному: концепция промискуитета, концепция малой семьи.
Вопрос возникновение человеческого общества и ас самый спорный. Нет опоры на конкретный источник, так как социальные отношения материя невидимая. Социальные отношения – отношения, возникающие в группе (людей или протолюдей) по поводу важных вопросов:
· Защиты
· Воспроизводства себе подобных
· Еды
Особенности: передаются не генетическим путем, а в процессе социализации.
Главный источник – наблюдение за поведением приматов и хищников в экологических условиях, в которых жили гоминиды. Наблюдения над сообществами приматов показали, что они не хаотичные, порядок поддерживается благодаря системе доминирования (характерна для большинства высших млекопитающих). Каждое животное знает свое место в сообществе, которое зависит от физической силы, интеллекта, агрессивности, умения завоевывать союзников. Делится на лидеров, самцов 2 порядка и маргиналов (как среди мужчин, так и женщин). Порой подросшее молодое поколение претендует на лидерство, что является причиной схваток, однако они не постоянные. Является ли система доминирования социальной? Нет! Ничего социального в системе доминирования нет, это чисто биологический механизм решения проблем. В сообществе обезьян нет никакой эволюции, социальных изменений. Поведение в группе зависит от окружающей среды.
Появление сг – появление новой формы. Можно выделить 2 основных группы гипотез о возникновении сг:
1. Гипотеза «малой» семьи. Возникновение человеческих отношений через формирование их в «малой» семье.
2. Гипотеза группового брака (промискуитета). «Малой» семьи не существовало в раннем сг. Новые отношения формировались в большой группе.
Сообщество австралопитеков – время зарождения культуры и социальных отношений. Источники: данные приматологии и этологии хищников. Археологические источники: наличие стоянок (логовищей), костные остатки (мелких и крупных животных). На стоянках обнаружены черепа самих австралопитеков, свидетельствующие о специфической гибели (характерные проломы, нанесенные ударом тупого тяжелого предмета праворуким существом) | |
Основой популяций австралопитеков было одно расширенное гнездо, включавшее 1 самца, 2-3 самок и потомков. Так как не обладали орудиями охоты, были собирателями. Зубы homo habilis свидетельствовали о том, что они не были вегетарианцами. Это потому что они употребляли падаль и мясо гибнущих животных. Жили в сообществе, в котором не с кем было отстаивать свой ранг, поэтому система доминирования отмирала сама собой. Эту маленькую ячейку скреплял половой инстинкт. Критика: При гибели самца должно было погибнуть вся группа. Если шимпанзе предложить убитое даже на ее глазах животное, то он его не тронет, поедает животных, которых умертвил сам. Среди животных, поедающих падаль, у австралопитеков должно было быть много более сильных конкурентов (гиены, грифы). | Сообщество австралопитеков включало 30-40 особей. Возникает потребность в установлении порядка между членами сообщества, система доминирования изживает себя – важнейший признак построения социальных отношений. С другой стороны никакого ослабления в системе доминирования в половой сфере. Более того, ужесточение это системы в следствии постоянных конфликтов. Австралопитек, став хищником, не мог не поменять систему питания. Пищу нужно было делить между всеми членами сообщества. У других животных сообществ на 1 самца приходится около 3 самок. У австралопитеков это должно было поменяться. У самок человекообразных обезьян сексуальная привлекательность была в короткие периоды этруса. Эволюция привела к увеличению этого периода максимально (исключались только критические дни). Австралопитек первым среди животных обрел дар убийства для разрешения конфликтов в собственном сообществе. Социальные отношения зарождаются скорее всего в сфере распределения пищи, чем в сфере половых конфликтов. |
Стадия архантропов. Археологические источники: свидетельства убийств крупных животных, появление специализированного инвентаря, жизни в пещерах и искусственных жилищах. Этнографические источники: организация охоты, количество людей. Палеоантропологический материал: традиции убийств продолжались, архантроп был каннибалом. | |
Малая семья из 2-3 поколений. Продолжительность жизни очень мала, поэтому исключен инцест. Эти малые семьи интегрировали в сообщества, в рамках которых семья сохраняла себя социальной ячейкой. Каждый очаг в пещере – очаг отдельной семьи. До сих пор нет орудий охоты, основная пища – падаль. | В период архантропов охота становится основным занятием людей (места убийства крупных животных). В охоте должно быдло принимать участие 20-30 человек. Таким образом, в сообществе было около 100 особей. Происходят существенные морфологические изменения. Значительно увеличивается объем мозга. Но таз женщин остается прежним. Детородные пути женщины не давали родиться ребенка с большим объемом головы. Ребенок рождался на свет беспомощным. Женщины уже не могли охотиться. Происходит первое в истории разделение труда – половозрастное. Многочисленные следы убийств и каннибализма говорят о том, что конфликты продолжали решаться силой. Эпоха архантропа – время удара по системе доминирования в сфере детопроизводства. Устанавливается система промискуитета, т.е. те отношения между полами, когда каждый имеет равные права на половые отношения с любой из женщин. Могут образовываться временные пары, но общество не может гарантировать их сохранность. Живут в домах, заботятся друг о друге. Отношения регулируются социально, а не биологически. |
Эпоха палеоантропов (неандертальцев). Археологические источники: появляются специализированные охотничьи инструменты, погребения, медвежьи пещеры (пещера Драхенлох в Альпах). После убийства медведя устраиваются пантомимы, кости складываются в нишу, т.е. формируется определенные отношения группы к определенному виду животных, зарождаются представления о единой плоти группы и животного, на которого она охотится. Позднее это оформилось в тотемистические представления. Тотемизм прежде всего форма осознания коллективом своего единства. Обе точки зрения говорят, что в эпоху палеоантропов формируются отношения, которые превращают праобщину в род и племя. Главный институт рода – коллектив, внутри которого все заботятся друг о друге, имеют общего предка-животного, запрещаются половые связи в роде. | |
В малой семье возникает необходимость в охоте. Происходит объединение усилий группы мужчин. Возникают отношения сотрудничества, что закрепляется обменом женщинами (поэтому запрещаются половые отношения внутри «семьи»). Экзогамии способствовало и то, что дети в пещерах росли вместе, соседняя девушка была всегда привлекательней своей. | Требуются более решительные меры для пресечения конфликтов. Универсальный обычай – охотничье табу о запрете на половые отношения до охоты. Рациональное объяснение: в период охоты группа не должна конфликтовать (основные конфликты из-за женщин). Табу на отношения с женщинами – мощный институт консолидации общества. После длительных воздержаний устраивались оргинистические праздники (пережиток в вакханалиях). Если табу устанавливалось внутри группы, то не было запрета на половые отношения с женщинами другой группы. Рано или поздно система табы должна была стать постоянной, чтобы конфликтов не возникало вообще. Возникла экзогамия. Образуется род. Завершается асг. Формируется современный человек. Кроме того, инцест приводил к вырождению. Выигрывали сообщества, где была введена экзогамия. |
Вопрос №26