Молодежь в бизнесе
Российские дети не спешат регистрировать фирмы и заниматься собственным делом — почти все обнаруженные нами примеры “бизнес –подростков” оказались фикцией. Например, 14-летний Миша часто бегает на Тверском бульваре между машинами, стоящими на светофоре или в пробке, предлагая купить букет полевых цветов за 200 рублей. Миша утверждал, что зарабатывать деньги самостоятельно. Но за нашей беседой пристально следила какая-то женщина, затем она крикнула ему что-то на непонятном языке, и Миша ушел не попрощавшись. Или Виктор Горд, который, судя по информации на его сайте, в пятнадцать лет заработал целое состояние, обучая взрослых на своих тренингах, как добиться успеха. А заодно юный предприниматель рекламирует витаминный препарат «Берокка», который и позволяет ему быть таким умным и успешным. Однако в его офисе сообщают, что он «всегда занят и готов отвечать только по электронной почте, а тренинги временно отменены». Поговаривают, что никакого Горда и не существует. С учетом того, что телефон студии, создавшей Горду промосайт, совпадает с номером, указанным на этом сайте, слух кажется правдоподобным. А вот 14-летний восьмиклассник Антон Навернюк действительно существует. Правда, пока он только планирует организовать бизнес , внедрив в производство несколько своих изобретений. Антон придумал развивающий конструктор для малышей от трех лет. Конструктор появился после того, как была съедена коробка шоколадных яиц, подаренных на Новый год. В создании опытного образца помог папа, именно он вытачивал детали. Возможно, это первое изобретение, где в качестве компонентов используется «бытовой мусор»: яйца и контейнеры от киндер-сюрпризов, чупа-чупсов, держатели для воздушных шариков, крышки от кисломолочных продуктов и соков и многое другое. Юный изобретатель представлял свое детище на различных выставках, где его изобретение заметил даже мэр Юрий Лужков. И сейчас Антон вместе со своими родителями планирует запустить в производство конструктор «ANTазия», который будет стоить около 250-300 рублей за базовый набор. Однако другие примеры действующего и более или менее успешного бизнеса связаны с более старшим возрастом. Например, 20-летняя Ольга Сулягина открыла фирму «Русская искусница», изготавливающую наборы для вышивания на деньги департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Девушка получила 750 тыс. рублей на покупку оборудования для своего бизнеса. «Правда, от момента написания бизнес-плана до получения средств на расчетный счет прошло семь месяцев»,— делится Ольга. Сегодня в ООО «Русская искусница» работают учащиеся в возрасте от 19 до 22 лет, получая в месяц 10-13 тыс. рублей. «За 2009 год мы планируем получить прибыль 800 тыс. рублей»,— говорит Ольга. 27-летний Илья Гельфман пошел другим путем — нашел финансирование у частных инвесторов. По его признанию, он никогда не думал, что увлечение детства принесет ему серьезные деньги, а фамилия, прочитанная наоборот — «Намфлег» — станет названием часового бренда. «От дедушки мне досталась коллекция из 100 старинных карманных часов. Продавать их не хотелось, я научился сам их разбирать и собирать»,— говорит Илья. Гельфман не потратил ни рубля на изучение дела, которое уже сейчас приносит ему доход. Свои первые деньги Илья заработал на создании сайтов ($300 за сайт), но их не хватало для открытия собственного бизнеса. «Я познакомился с Костей Чайкиным (несмотря на свои 32 года, он является самым молодым в мире академиком часового искусства), мы вместе решили заняться созданием часов»,— рассказывает Илья. Чайкин отвечал за креативную составляющую будущей коллекции часов, а Гельфман ездил по антикварным салонам, общался с коллекционерами. Несколько лет понадобилось Гельфману, чтобы найти инвесторов, и два года назад два бизнесмена утвердили его план развития часового бизнеса. Начальный капитал составил $300 тыс. «Пока бизнес находится в состоянии развития, и на самоокупаемость он выйдет не раньше чем через два года, из-за амбициозности проекта затраты на него тоже большие. На данный момент уже вложено порядка ?4 млн. Я уверен, что у меня все получится»,— заявляет молодой предприниматель Гельфман. Свое хобби — рисование — превратили в бизнес и бывшие одноклассницы Мария Беликова и Мария Шишкина. «Однажды мы расписали подруге кеды и заработали 1500 рублей, потом нам принесли сноуборд, и так понеслось»,— рассказывают девушки (сейчас им 23-24 года). Год назад появилась фирма Curlyhouse, специализирующаяся на создании эксклюзивной одежды, обуви и аксессуаров. Девушки придумывают коллекции, сами их отшивают и расписывают вручную. Сначала они снимали студию в центре Москвы, но пришли к выводу, что лучше иметь интернет-магазин, а творить в домашних условиях. «В месяц на аренду помещения и зарплату администратора мы тратили около 100 тыс. рублей и уходили в ноль»,— делятся секретами компании ее владелицы. Благодаря низким ценам и сарафанному радио магазинчик не нуждается в рекламе. Зимние вещи в нем стоят от 800 до 7000 рублей, летние — до 3000 рублей, аксессуары — 500-2500 рублей. «На создание летней коллекции мы потратили 3000, а зимняя обошлась нам порядка 5000 (около 30 вещей)»,— рассказывают предприниматели. Если первоначально у каждой Маши чистый доход в месяц составлял 300, то спустя год функционирования магазина он вырос до 2000. Заработать на абитуриентах решил Илья Ланцман. Еще недавно он учился в Бауманском университете, а на втором курсе не сдал профильный предмет и отправился в академический отпуск. Но это не помешало Илье организовать бизнес по обучению студентов и абитуриентов. «Я решил создать клуб по подготовке в вуз, предложил друзьям-отличникам заниматься с ребятами, которых я им находил»,— рассказывает Илья. Статус клуба позволяет официально не платить налоги и легально функционировать. Сегодня штат преподавателей у Ильи состоит из 15 педагогов-студентов. Он снимает 2-комнатную квартиру в Бутово за 25 тыс. рублей. Там и проходят занятия по подготовке в Бауманку. «У каждого преподавателя 2-3 студента, по 2-3 занятия с каждым в неделю. Я ищу желающих учиться. Все деньги идут через меня, из моих рук за час занятий студент-педагог получает 500 рублей. На каждом занятии, которое они проводят, я могу заработать от 500 до 1500 рублей, ведь именно я поставляю им учеников»,— говорит Илья. В месяц бизнесмену, по его собственным словам, удается заработать до 100 тыс. рублей. Работа по наследству Нередко подростки подрабатывают, помогая родителям, и возраст в этом не помеха. Катя Петрова учится в 9 классе. Это она уговорила маму завести йоркширского терьера. Так появился семейный бизнес, доход от которого приносит продажа щенков. Но чтобы его получить, нужно не только найти покупателя — разведение собак требует немалых вложений. Одна из главных трат — плата хозяевам за вязку: «У нас две собаки — обе девочки. За вязку с кобелем мы платим 5-10 тыс. рублей, хотя, если вязать с мультичемпионом, то можно отдать и 30 тыс. На корм, стрижку и прививки уходит еще столько же»,— рассказывает мама Кати. Одного кобеля можно продать за 20-100 тыс. рублей, а сук — за 35-150 тыс. рублей. «Чтобы это стало по-настоящему прибыльным делом, нужно участвовать в выставках. Минимальный взнос за участие — 1000 рублей»,— утверждает Катя. Девочка получает половину от заработанного на щенках. Часто дети помогают родителям, живущим заработками от интернета. Речь идет о так называемых манимейкерах, которые умеют создавать и раскручивать сайты, продавать красивые домены, участвовать в партнерских программах. Ребенок может оказать посильную помощь, которая избавит взрослого от рутинной работы. Такова история манимейкера Надежды Баловсяк (сама себя она называет журналистом-блогером), которая два года назад привела в этот бизнес и дочку. Уже в 11 лет Олеся Баловсяк стала копировать материалы для новостных лент. «Моя задача была найти ссылки, а ее — скопировать тексты в word-файл и отправить на обработку в редакцию проекта»,— рассказывает Надежда. Постепенно мама стала давать Олесе более сложные задания. «Был период, когда я вела около пяти блогов: я писала материалы, а дочка размещала их на сайте. Ей нужно было прописать ссылки — вручную с помощью HTML-тегов или же с помощью визуального редактора, найти картинки, привести их к нужному виду, и разместить внутри постов в блогах». Сегодня 13-летняя Олеся свободно обращается с компьютером. Год назад она получила персональное задание: найти 50 активных форумов по определенной тематике, и заработала свои первые $50. Интернет — идеальная ниша для несовершеннолетних. Он позволяет скрывать возраст за хорошо выполненной работой. Об этом свидетельствует пример Алексея Набережного, ученика 6-го класса. Алеша занимается поисковой оптимизацией. Примерно год назад папа показал сыну, как можно манипулировать поисковой выдачей по простеньким словам. «Чтобы попрактиковаться, я решил вывести в топ-10 по словам «школа 788″ новый школьный сайт — все получилось уже через неделю,— рассказывает Леша.— В работе использовал биржу ссылок www.sape.ru. Потом вывел в топ-10 по слову «байк» папин мотопортал www.bikenews.ru, и пошло-поехало». За две-три недели на продвижении сайтов Леша может заработать 1000-3000 рублей. «Среднестатистический подросток проводит за компьютерными играми уйму времени. Находчивые пытаются извлечь из этого выгоду. Самой популярной на сегодняшний день массовой многопользовательской онлайновой ролевой игрой (MMORPG) является World of Warcraft, здесь зарегистрировано более 11 млн игроков. При постоянной вовлеченности в игру заработок может составлять порядка $2 тыс. в месяц»,— рассказывает Александр Текунов, владелец компании Interactive Solutions, специализирующейся на создании интернет-игр. Именно так пытается подрабатывать 17-летний Олег Бережной. Однако пока его заработки не превышают $200 в месяц. «Говорят, что все зависит от умения играть: чем быстрее вы сможете «прокачать» своего героя до состояния, в котором его будут готовы купить, тем быстрее вы сможете получить за него деньги и приступить к «прокачке» следующего персонажа. Персонажа могут купить за несколько десятков, а иногда и несколько сотен долларов»,— утверждает Олег. Александру Денисову сейчас 15, и он нашел в интернете более выгодный способ заработка — он создает сайты различной сложности. «Бросив клич в интернете, всегда можно найти клиентов и договориться о цене. Создание сайта занимает от недели до нескольких месяцев, и заработать можно от $400 до нескольких тысяч»,— уверяет Денисов. |