Уроки 30—32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории . (п.13)
Тестовый контроль
1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер — что объединяет эти имена?
а) это ученые — сторонники теории постиндустриального общества;
б) это известные политические деятели Западной Европы
в) это философы -марксисты.
2. Что составляет с точки зрения М. Вебера основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма’?
а) аскетическая этика протестантских сект;
б) особенности католического вероисповедания;
в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.
3. Сторонки постиндустриального общества выделяют ряд факторов, которые свидетельствуют о переходе в новую стадию. Назовите один из них:
а) превосходство сферы услуг над сферой производства;
б) не классовое, а профессиональное деление общества;
в) теоретическое знание как основа политики;
г) создание новой интеллектуальной технологии;
д) все выше указанное?
4. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в марксистской теории называется:
а) базисом;
б) надстройкой;
в) цивилизацией;
г) общественно - экономической формацией;
д) классовым обществом.
5. К производительным силам общества относятся:
а) предмет труда;
б) человек с предметом и средствами труда;
в) средства труда;
г) предмет и средства труда;
д) человек и его производственные отношения.
6. Собственность - это:
а) владение материальными благами
б) право распоряжаться какими-либо вещами;
в) «собственность есть кража» (П. Прудон, 1809—1865 французский философ и социолог);
г) отношения между людьми по поводу вещи;
д) право на получение доли природных ресурсов.
7. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики?
а) природные богатства;
б) культурные ценности;
в) люди;
г) средства производства;
д) орудия труда.
8. Существуют два подхода к объяснению истории развития общества
а) информационный;
б) технологический;
в) стадиально- эволюционный;
г) цивилизационный
д) социокультурный
е) формационный
9. К экономически активному населению относятся:
а) собственники средств производства;
б) подростки;
в) студенты;
г) пенсионеры;
д) безработные;
с) работающие по найму.
10. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к истории человечества отмечают ученые. (достоинства —...; недостатки — )
а) позволяет представить историю человечества как единый закономерный процесс;
б) исторический процесс рассматривает как сверхсложную систему;
в) история общества определяется в конечном счете экономическими (материальными) факторами;
г) общественное развитие — универсальный и прогрессивный процесс;
д) исторический процесс представляет собой линейное одностороннее движение от одной формации к другой;
е) характер общественных явлений объясняется преимущественно взаимодействием базиса и надстройки.
12. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:
а) цивилизация;
б) общественно-экономическая формация;
в) экономический строй общества;
г) стадия культурного развития;
д) стадия эры общества высокого потребления.
13. Какое (какие) из следующих противопоставлений формации и цивилизации является верным?
а) формация — это по сути социально-экономическое образование, в то время как цивилизация — образование прежде всего социокультурное;
б) цивилизация есть явление не только исторически стадиальное, как, например, формация, но и «неисчерпаемо» длительное;
в) формация фиксирует дискретность (прерывность) истории, цивилизация — ее преемственность;
г) формационный подход нацелен на выявление основы человеческого общежития, цивилизационный — на его целостность и многообразие;
д) формационный подход отражает определенный уровень исторического развития, цивилизация — исторически определенный уровень развития (в смысле высоты, зрелости).
Уроки З6-37 Проблема общественного прогресса ( 15)
Ключевые понятия
Прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более с вершенном.
Регресс — движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Критерии — обстоятельства, которое обуславливают существование и развитие какого-либо явления.
Гуманизм — человечность, признание человека высшей ценностью.
1. Под прогрессом понимается:
а) упадок культуры;
б) движение вперед;
в) циклическое развитие;
г) состояние стабильности.
2. «Золотым веком» называл древнейшее общество:
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Лукреций Кар;
г) Гесиод.
3, Французские просветители к критериям прогресса относили:
а) развитие разума и нравственности;
б) усложнение юридических институтов;
в) развитие производительных сил;
г) покорение природы.
4. Революция — это:
а) быстрые, качественные изменения в жизни общества;
б) Медленное, постепенное развитие;
в) состояние застоя;
г) возвращение в исходное состояние.
5 Верно ли суждение?
А. Прогрессивное развитие общества — это всегда необратимое движение вперед.
Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны.
6. К. Поппер считал, что:
А. Исторический процесс прогрессивен.
Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) оба неверны;
г) верно А и Б.
7. Критерием развития общества не является:
а) уровень развития науки;
б) степень удовлетворения личностью своих потребностей;
в) религиозные предпочтения общества;
г) состояние экономики.
8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса:
а) Ф. Шеллинг;
б) Г. Гегель;
в) А. Сен-Симон;
г) Ш. Фурье.
9. Реформа — это преобразование:
а) изменяющее политическое устройство общества;
б) ликвидирующее старые социальные структуры;
в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни;
г) приводящее к регрессу общества.
10. Необходимым условием самореализации человека выступает:
а) свобода;
б) техника;
в) мораль;
г) культура.
11. Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя - это:
а) реформа;
б) инновация;
в) революция;
г) прогресс.
12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:
а) древнегреческий поэт Гесиод;
б) французский философ А. Тюрго;
в) немецкий философ Г. Гегель;
г) основатель марксизма К. Маркс.
13. Закончите определение: «Общественный прогресс это…»:
а) уровень (ступень) развития общества, его культура;
б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;
в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным
и высоким;
г) развитие и переход общества от высшего к низшему.
14. Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество:
а) всеобщей гармонии;
б) Феодально-сословное;
в) промышленно – индустриальное;
г) социэтарное
15. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:
а) древнегреческий философ Платон;
б) древнегреческий философ Аристотель; ?????
в) древнегреческий поэт Гесиод;
г) французский просветитель Ж.А. Кондорсе.
16. Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является:
а) развитие производительных сил;
б) моральное, духовно-Нравственное состояние общества;
в) степень возрастания человеческой свободы;
г) развитие человеческого разума.
17. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:
а) внешние факторы, влияние природной среды;
б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;
в) стремление людей к новому, более совершенному; г) все, перечисленное выше.
18. Что является высшим критерием общественного прогресса?
а) интересы развития производительных сил;
б) моральное, духовное состояние общества;
в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма);
г) все, перечисленное выше.
19. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:
а) циклический круговорот;
б) движение вперед;
в) движение по спирали;
г) развитие от сложного к простому.
20. Критерием общественного прогресса можно считать:
а) развитие разума;
б) развитие производства, науки и техники;
в) развитие нравственности;
г) все перечисленное выше.
21. Верны ли следующие суждения?
А. Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса.
Б. Развитие гуманизма — есть универсальный критерий общественного прогресса.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба суждения неверны.
22. Верны ли следующие суждения?
А. для прогресса характерен переход от высшего к низшему.
Б. для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам.
а) верно только А;
б) верно только б;
в) верно А и Б;
г) оба суждения неверны.
Уроки 42—43. Деятельность людей и ее многообразие (п. 17)
Ключевые понятия
Деятельность — форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Мотивы деятельности — побуждения, связанные с уДовлетворением потребностей.
Потребности — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеальи и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Интересы — ценности, характерные для определенной группы людей.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.