Уроки 30—32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории . (п.13)

Тестовый контроль

1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер — что объединяет эти имена?

а) это ученые — сторонники теории постиндустриального общества;

б) это известные политические деятели Западной Европы

в) это философы -марксисты.

2. Что составляет с точки зрения М. Вебера основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма’?

а) аскетическая этика протестантских сект;

б) особенности католического вероисповедания;

в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.

3. Сторонки постиндустриального общества выделяют ряд факторов, которые свидетельствуют о переходе в новую стадию. Назовите один из них:

а) превосходство сферы услуг над сферой производства;

б) не классовое, а профессиональное деление общества;

в) теоретическое знание как основа политики;

г) создание новой интеллектуальной технологии;

д) все выше указанное?

4. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в марксистской теории называется:

а) базисом;

б) надстройкой;

в) цивилизацией;

г) общественно - экономической формацией;

д) классовым обществом.

5. К производительным силам общества относятся:

а) предмет труда;

б) человек с предметом и средствами труда;

в) средства труда;

г) предмет и средства труда;

д) человек и его производственные отношения.

6. Собственность - это:

а) владение материальными благами

б) право распоряжаться какими-либо вещами;

в) «собственность есть кража» (П. Прудон, 1809—1865 французский философ и социолог);

г) отношения между людьми по поводу вещи;

д) право на получение доли природных ресурсов.

7. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики?

а) природные богатства;

б) культурные ценности;

в) люди;

г) средства производства;

д) орудия труда.

8. Существуют два подхода к объяснению истории развития общества

а) информационный;

б) технологический;

в) стадиально- эволюционный;

г) цивилизационный

д) социокультурный

е) формационный

9. К экономически активному населению относятся:

а) собственники средств производства;

б) подростки;

в) студенты;

г) пенсионеры;

д) безработные;

с) работающие по найму.

10. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к истории человечества отмечают ученые. (достоинства —...; недостатки — )

а) позволяет представить историю человечества как единый закономерный процесс;

б) исторический процесс рассматривает как сверхсложную систему;

в) история общества определяется в конечном счете экономическими (материальными) факторами;

г) общественное развитие — универсальный и прогрессивный процесс;

д) исторический процесс представляет собой линейное одностороннее движение от одной формации к другой;

е) характер общественных явлений объясняется преимущественно взаимодействием базиса и надстройки.

12. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:

а) цивилизация;

б) общественно-экономическая формация;

в) экономический строй общества;

г) стадия культурного развития;

д) стадия эры общества высокого потребления.

13. Какое (какие) из следующих противопоставлений формации и цивилизации является верным?

а) формация — это по сути социально-экономическое образование, в то время как цивилизация — образование прежде всего социокультурное;

б) цивилизация есть явление не только исторически стадиальное, как, например, формация, но и «неисчерпаемо» длительное;

в) формация фиксирует дискретность (прерывность) истории, цивилизация — ее преемственность;

г) формационный подход нацелен на выявление основы человеческого общежития, цивилизационный — на его целостность и многообразие;

д) формационный подход отражает определенный уровень исторического развития, цивилизация — исторически определенный уровень развития (в смысле высоты, зрелости).

 

Уроки З6-37 Проблема общественного прогресса ( 15)

Ключевые понятия

Прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более с вершенном.

Регресс — движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Критерии — обстоятельства, которое обуславливают существование и развитие какого-либо явления.

Гуманизм — человечность, признание человека высшей ценностью.

1. Под прогрессом понимается:

а) упадок культуры;

б) движение вперед;

в) циклическое развитие;

г) состояние стабильности.

2. «Золотым веком» называл древнейшее общество:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Лукреций Кар;

г) Гесиод.

3, Французские просветители к критериям прогресса относили:

а) развитие разума и нравственности;

б) усложнение юридических институтов;

в) развитие производительных сил;

г) покорение природы.

4. Революция — это:

а) быстрые, качественные изменения в жизни общества;

б) Медленное, постепенное развитие;

в) состояние застоя;

г) возвращение в исходное состояние.

5 Верно ли суждение?

А. Прогрессивное развитие общества — это всегда необратимое движение вперед.

Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

6. К. Поппер считал, что:

А. Исторический процесс прогрессивен.

Б. Прогресс возможен только для отдельного человека.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба неверны;

г) верно А и Б.

7. Критерием развития общества не является:

а) уровень развития науки;

б) степень удовлетворения личностью своих потребностей;

в) религиозные предпочтения общества;

г) состояние экономики.

8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса:

а) Ф. Шеллинг;

б) Г. Гегель;

в) А. Сен-Симон;

г) Ш. Фурье.

9. Реформа — это преобразование:

а) изменяющее политическое устройство общества;

б) ликвидирующее старые социальные структуры;

в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни;

г) приводящее к регрессу общества.

10. Необходимым условием самореализации человека выступает:

а) свобода;

б) техника;

в) мораль;

г) культура.

11. Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя - это:

а) реформа;

б) инновация;

в) революция;

г) прогресс.

12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса:

а) древнегреческий поэт Гесиод;

б) французский философ А. Тюрго;

в) немецкий философ Г. Гегель;

г) основатель марксизма К. Маркс.

13. Закончите определение: «Общественный прогресс это…»:

а) уровень (ступень) развития общества, его культура;

б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития;

в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным

и высоким;

г) развитие и переход общества от высшего к низшему.

14. Сен-Симон считал, что высшим достижением общественного прогресса было общество:

а) всеобщей гармонии;

б) Феодально-сословное;

в) промышленно – индустриальное;

г) социэтарное

15. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса, отстаивали:

а) древнегреческий философ Платон;

б) древнегреческий философ Аристотель; ?????

в) древнегреческий поэт Гесиод;

г) французский просветитель Ж.А. Кондорсе.

16. Высшим критерием общественного прогресса, по К. Марксу, является:

а) развитие производительных сил;

б) моральное, духовно-Нравственное состояние общества;

в) степень возрастания человеческой свободы;

г) развитие человеческого разума.

17. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:

а) внешние факторы, влияние природной среды;

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;

в) стремление людей к новому, более совершенному; г) все, перечисленное выше.

18. Что является высшим критерием общественного прогресса?

а) интересы развития производительных сил;

б) моральное, духовное состояние общества;

в) человек, качество его жизни (прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма);

г) все, перечисленное выше.

19. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как:

а) циклический круговорот;

б) движение вперед;

в) движение по спирали;

г) развитие от сложного к простому.

20. Критерием общественного прогресса можно считать:

а) развитие разума;

б) развитие производства, науки и техники;

в) развитие нравственности;

г) все перечисленное выше.

21. Верны ли следующие суждения?

А. Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса.

Б. Развитие гуманизма — есть универсальный критерий общественного прогресса.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба суждения неверны.

22. Верны ли следующие суждения?

А. для прогресса характерен переход от высшего к низшему.

Б. для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам.

а) верно только А;

б) верно только б;

в) верно А и Б;

г) оба суждения неверны.

 

Уроки 42—43. Деятельность людей и ее многообразие (п. 17)

Ключевые понятия

Деятельность — форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Мотивы деятельности — побуждения, связанные с уДовлетворением потребностей.

Потребности — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеальи и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интересы — ценности, характерные для определенной группы людей.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.