Глава 33. Преступления против военной службы

 

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

 

1. Впервые в истории России законодательные нормы о воинских преступлениях изложены не в отдельном источнике, а непосредственно в УК в качестве его составной части.

Первым законодательным актом, устанавливающим ответственность за воинские преступления, являлся Артикул Воинский, включенный в Воинский Устав 1716 г., разработанный под руководством Петра I. Содержащиеся в нем нормы, хотя и с другими формулировками, по своему смыслу и содержанию сохранились до наших дней, что свидетельствует о преемственности уголовно-правовых систем различных государственных устройств, касающихся их военных организаций.

Включение норм о воинских преступлениях непосредственно в УК подчеркивает полное равенство военнослужащих со всеми гражданами, а также единство оснований уголовной ответственности за совершение как общеуголовных, так и воинских преступлений.

2. В соответствии со ст. 59 Конституции защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В целях обороны страны создаются Вооруженные Силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации.

Вооруженные Силы РФ предназначаются для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.

Применение Вооруженных Сил РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Применение Вооруженных Сил РФ для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством РФ.

3. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска МВД России, Железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Перечень войск, воинских формирований и военных органов установлен Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 11.11.03)*(373).

4. Объектом воинских преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), охраняемый статьями гл. 33 УК.

Порядок прохождения военной службы устанавливается Конституцией, законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, воинскими уставами.

5. Не являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения военной службы, не предусмотренные статьями гл. 33 УК (например, самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, продолжительностью не свыше двух суток, а проходящими военную службу по контракту - не свыше десяти суток и т.п.), а также деяния хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского преступления, но подпадающие под признаки ч. 2 ст. 14 УК.

6. Субъектами преступлений против военной службы являются граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего, к ним относятся военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

7. В соответствии с Законом о воинской обязанности правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция, указанный Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются указанным Законом (ст. 2, 32).

8. Кроме военнослужащих в соответствии со статьями гл. 33 УК уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Минобороны России, других министерств и ведомств РФ.

9. Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшими наказание в виде лишения свободы (ст. 34).

10. Совершение воинских преступлений лицами, не достигшими установленного законом возраста для прохождения военной службы, оказавшимися на военной службе по ошибке или вследствие подлога документов, исключает ответственность за преступления против военной службы.

Лица, не годные или ограниченно годные к военной службе по состоянию здоровья, не могут быть признаны субъектами воинских преступлений (ст. 23, 50, 51 Закона о воинской обязанности). В случае совершения такими лицами общественно опасного деяния, содержащего состав общеуголовного преступления, они подлежат ответственности за это преступление.

Гражданские лица, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов не могут признаваться исполнителями воинских преступлений. Отдельные составы преступлений против военной службы предусматривают в качестве субъектов не всех, а лишь некоторую категорию военнослужащих. Например, в преступлениях против порядка несения специальных видов военной службы исполнителем преступления может быть только военнослужащий, который в установленном порядке исполняет или должен исполнять этот вид службы. Согласно ст. 34 УК такие лица могут быть признаны организаторами, подстрекателями либо пособниками в воинских преступлениях.

11. В отличие от УК РСФСР, устанавливавшего ответственность за воинские преступления, совершаемые как в мирное, так и в военное время и в условиях боевой обстановки, нормы УК определяют ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

12. Следует также остановиться на наиболее важных и принципиальных нормах общей части УК, применяемых только к военнослужащим при привлечении их к уголовной ответственности за совершение общеуголовных и воинских преступлений.

13. Согласно ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Так, в соответствии со ст. 14 Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке использования российских военных объектов на территории Кыргызской Республики и статусе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в Кыргызской Республике от 5 июля 1993 г.*(374) в случае совершения лицами, входящими в состав Вооруженных Сил РФ, преступлений против Российской Федерации, против членов их семей и по делам о воинских преступлениях применяется законодательство РФ.

Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:

за преступления против Российской Федерации, против лиц, входящих в состав Вооруженных Сил РФ, или членов их семей, не являющихся гражданами иностранного государства, а также за воинские преступления и преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, российские военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;

за преступления, совершенные вне пределов дислокации воинской части, носящие общеуголовный характер (убийство, кража и т.д.) и совершенные в отношении граждан страны пребывания, военнослужащие несут уголовную ответственность по законодательству страны пребывания.

14. Статья 11 УК определяет, что ответственность лиц, совершивших преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения наступает по УК, так как военный корабль или военное воздушное судно под флагом РФ считается территорией РФ, где бы они ни находились.

15. Существенным изменениям подверглись нормы, связанные с назначением и отбыванием наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Это наказание впервые включено в перечень уголовных наказаний и выделено в качестве самостоятельного вида наказания (п. "к" ст. 44 УК). Данный вид наказания является более строгим, чем арест, и более мягким, чем лишение свободы на определенный срок. Оно может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание прямо предусмотрено в санкциях 18 статей гл. 33 УК (ст. 332-337, 339-350). В соответствии со ст. 55 УК содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено военнослужащим и за совершение общеуголовных преступлений взамен лишения свободы на срок не свыше двух лет.

В соответствии со ст. 73 УК суд может назначить условное осуждение к содержанию в дисциплинарной воинской части, что является новым по сравнению с УК РСФСР.

В УК (ч. 3 ст. 81) специально предусмотрено, что военнослужащие, отбывающие содержание в дисциплинарной воинской части либо арест, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае признания их негодными к военной службе.

Поскольку отбытие наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть связано с прохождением военной службы, то лицо, осужденное к этому наказанию, сохраняет статус военнослужащего с ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Направление в дисциплинарную воинскую часть не может быть назначено подсудимому, который по состоянию здоровья не годен к военной службе либо к моменту вынесения приговора фактически отслужил установленный законом срок службы по призыву.

16. Статья 73 УК допускает условное осуждение к содержанию в дисциплинарной воинской части, когда суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, а ст. 79 УК - условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Поскольку содержание в дисциплинарной воинской части применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу, постольку отмена условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части (ч. 3 ст. 74 и п. "а" ч. 7 ст. 79 УК) в отношении лиц, уволенных к моменту принятия такого решения с военной службы, должна производиться судом по месту жительства осужденных. При этом суд, принявший решение об отмене условного осуждения к содержанию в дисциплинарной воинской части или условно-досрочного освобождения от содержания в дисциплинарной воинской части, заменяет содержание в дисциплинарной воинской части на другой, более мягкий вид наказания.

В отличие от УК РСФСР, когда военнослужащий, отбывший наказание в дисциплинарном батальоне, считался не имеющим судимости, в соответствии со ст. 86 УК судимость лиц, отбывших наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, погашается по истечении одного года после отбытия данного наказания.

17. В УК (ст. 51) введен важный вид уголовного наказания - ограничение по военной службе.

Ограничение по военной службе на срок от трех месяцев до двух лет в качестве меры наказания предусмотрено в санкциях 16 статей гл. 33 УК (ст. 332-334, 336-337, 339-349) за совершение преступлений против военной службы. Кроме того, данное наказание может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и за совершение общеуголовных преступлений вместо исправительных работ на срок до двух лет. В соответствии с ч. 2 ст. 51 УК во время отбывания этого наказания осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

Данное наказание может быть назначено условным (ст. 73 УК), и к лицам, отбывающим это наказание, может применяться условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК).

18. При осуждении военнослужащего за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом его личности суд может лишить его воинского звания и государственных наград (ст. 48 УК).

19. В соответствии со ст. 54 УК наказание в виде ареста на срок от одного до шести месяцев применяется к военнослужащим на общем основании, однако это наказание они отбывают на гауптвахте, сохраняя статус военнослужащего.

 

Статья 332. Неисполнение приказа

 

1. Комментируемая статья устанавливает уголовную ответственность за неисполнение подчиненным приказа в случае причинения существенного вреда интересам службы.

2. Квалифицирующими признаками являются совершение этого преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.

4. Основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ является единоначалие. Согласно ст. 30 Устава внутренней службы и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.

5. Понятие приказа определено ст. 36 Устава внутренней службы, согласно которой приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Согласно Закону о воинской обязанности военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Проблема ответственности за отдачу и исполнение приказа, противоречащего закону, должна решаться в соответствии со ст. 42 УК.

6. Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

7. Начальники различаются по своему служебному положению и по воинскому званию (ст. 32 и 33 Устава внутренней службы).

8. В отличие от ст. 238 и 239 УК РСФСР преступление, предусмотренное ч. 1 и 2 комментируемой статьи, может быть совершено только умышленно, т.е. путем неповиновения (открытого отказа от исполнения приказа) или иного умышленного неисполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

9. Состав данного преступления предполагает причинение существенного вреда интересам службы. Понятие такого вреда законом не установлено. По нашему мнению, существенным вредом является ущерб, значительный по своему характеру и размерам.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда. Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависеть от конкретных обстоятельств дела и должен определяться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени и т.д.

10. Существенным вредом интересам службы может быть признан вред, выражающийся, например, в подрыве, в связи с совершенным преступлением, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, существенном ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

11. В ч. 3 комментируемой статьи речь идет о неисполнении приказа по неосторожности, повлекшем тяжкие последствия.

Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. 2 и 3 комментируемой статьи, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности причиненного вреда. К тяжким последствиям могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

12. Если последствием неисполнения приказа явилось причинение тяжкого вреда здоровью либо причинение смерти по неосторожности, то действия виновного кроме комментируемой статьи должны быть квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

13. Субъектами неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, а также военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей военной службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

 

Статья 333. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы

 

1. Комментируемая статья предусматривает два преступления: сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы; принуждение указанных лиц к нарушению этих обязанностей.

2. Сопротивление выражается в воспрепятствовании начальнику или иному лицу исполнять возложенные на него обязанности военной службы, в лишении возможности действовать в соответствии с законом, воинскими уставами, приказом.

3. Для принуждения характерно стремление подчиненного заставить начальника отступить от конкретного распоряжения, требования, действия. Принуждение предполагает предъявление к начальнику, а равно иному лицу конкретного требования о совершении или несовершении им определенных действий вопреки интересам службы.

4. Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает, только когда сопротивление или принуждение совершены в момент выполнения начальником или иным лицом обязанностей военной службы.

Действующая судебная практика определяет понятие "исполнение обязанностей военной службы" как фактическое исполнение военнослужащими конкретных служебных обязанностей (общих и специальных). Установленные Законом о воинской обязанности и Уставом внутренней службы перечни исполнения обязанностей военной службы ориентировочные, и их цель состоит в том, чтобы определить основания признания военнослужащего, находящимся на военной службе вообще, для определения последствий, связанных, например, с определением видов и размеров пенсий, пособий, выплат и т.п.

5. Таким образом, при решении вопроса об исполнении обязанностей военной службы в уголовно-правовом смысле нет никаких оснований ссылаться на перечни, установленные Законом о воинской обязанности и Уставом внутренней службы, а необходимо в каждом конкретном деле проверять, находился ли начальник или подчиненный при исполнении конкретных обязанностей, образующих порядок несения военной службы, и в зависимости от этого решать вопрос об уголовной ответственности. При этом следует исходить из ст. 21 Устава внутренней службы, регламентирующей должностные и специальные обязанности, которые могут быть возложены на военнослужащего.

6. В отличие от ст. 240 УК РСФСР, допускавшей возможность сопротивления или принуждения без насилия или угрозы его применения к начальнику или иному лицу, в комментируемой статье преступлением признается лишь сопротивление или принуждение, сопряженное с насилием или с угрозой его применения к начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы. По ч. 1 комментируемой статьи подлежат квалификации сопротивление и принуждение, сопряженное с угрозой применения любого насилия, а также с физическим насилием в виде нанесения побоев, причинением легкого вреда здоровью и т.п.

7. Для оконченного состава преступления не требуется, чтобы в результате сопротивления начальник отказался или лишился возможности исполнить возложенные на него обязанности военной службы, а при принуждении нарушил эти обязанности. Само воспрепятствование выполнению служебных обязанностей или принуждение к их нарушению образует оконченное преступление.

Сопротивление и принуждение совершаются только с прямым умыслом.

8. Субъектами сопротивления или принуждения могут быть военнослужащие, проходящие военную службу как по призыву, так и по контракту. При сопротивлении начальнику, исполняющему обязанности военной службы, или принуждении его к нарушению этих обязанностей субъектом преступления выступает военнослужащий, по службе или по воинскому званию подчиненный данному начальнику. Сопротивление или принуждение в отношении иного лица, исполняющего обязанности военной службы, могут быть совершены любым военнослужащим, не состоящим с ним в отношениях подчиненности.

9. В п. "в" ч. 2 комментируемой статьи речь идет о сопротивлении или принуждении, сопряженных с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Поскольку умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотренное ч. 2, 3 и 4 ст. 111 УК, является более тяжким преступлением, сопротивление или принуждение, сопряженное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью начальника или иного лица, следует квалифицировать по совокупности комментируемой статьи и ст. 111 УК. Умышленное убийство начальника или иного лица при сопротивлении или принуждении полностью охватывается п. "б" ч. 2 ст. 105 УК, так как такое убийство не включено в диспозицию комментируемой статьи.

10. Иными тяжкими последствиями сопротивления или принуждения могут быть: срыв выполнения боевого или иного важного задания, уничтожение или серьезное повреждение боевой техники, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава подразделения части, причинение по неосторожности смерти начальнику или иному лицу, исполняющему обязанности военной службы.

11. По смыслу п. "б" ч. 2 комментируемой статьи применение оружия означает фактическое использование огнестрельного или холодного оружия для физического или психического воздействия на начальника или иное лицо при сопротивлении или принуждении его к нарушению обязанностей военной службы.

12. О квалифицирующих признаках см. в коммент. к ст. 35.

 

Статья 334. Насильственные действия в отношении начальника

 

1. Квалифицированные виды насильственных действий в отношении начальника предусмотрены ч. 2 комментируемой статьи: насильственные действия, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением оружия; с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.

2. По комментируемой статье подлежат уголовной ответственности лица, совершившие насильственные действия в отношении начальника по служебному положению или начальника по воинскому званию.

Нет состава данного преступления, если такие действия совершены в отношении старшего, равного по воинскому званию при отсутствии между ними отношений подчиненности, а также в случаях, когда насилие совершено на почве служебной деятельности лица, бывшего начальником в прошлом.

3. Понятие "исполнение обязанностей военной службы" дано в Законе о воинской обязанности, ст. 7, 21 Устава внутренней службы, под которым следует понимать исполнение обязанностей, образующих порядок несения военной службы, установленных законами, воинскими уставами, соответствующими приказами.

4. Ответственность по комментируемой статье наступает, если насильственные действия совершены в отношении начальника, исполняющего в данный конкретный момент обязанности военной службы (в воинской части, за ее пределами во время исполнения начальником обязанностей военной службы и т.п.) или в связи с исполнением им обязанностей по военной службе, т.е. на почве его служебной деятельности, в том числе и в свободное от службы время.

5. Ответственность подчиненного по комментируемой статье исключается, если насильственные действия явились защитой от противоправного насилия со стороны самого начальника. В зависимости от конкретных обстоятельств такие действия могут быть признаны необходимой обороной или превышением ее пределов.

6. Если насильственные действия в отношении начальника совершены в процессе сопротивления или принуждения, то они подлежат квалификации только по комментируемой статье.

7. По ч. 1 комментируемой статьи подлежат квалификации насильственные действия в отношении начальника, состоящие в нанесении ему побоев, причинении легкого вреда здоровью либо ином физическом насилии, связанном с причинением боли либо ограничением свободы.

8. В п. "в" ч. 2 комментируемой статьи речь идет о насильственных действиях с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Насильственные действия в отношении начальника, совершенные с причинением тяжкого вреда его здоровью, должны квалифицироваться по совокупности комментируемой статьи и ст. 111 УК. Умышленное убийство начальника при обстоятельствах, указанных в комментируемой статье, образует состав преступления, предусмотренного п. "б" ст. 105 УК. Причинение смерти по неосторожности следует относить к иным тяжким последствиям и квалифицировать по п. "в" ч. 2 комментируемой статьи.

К иным тяжким последствиям данного преступления могут быть также отнесены срыв выполнения боевого задания или иной военной задачи, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава.

 

Статья 335. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

 

1. Диспозиция комментируемой статьи существенно отличается от диспозиции ст. 244 УК РСФСР.

Основное отличие состоит в том, что унижение чести и достоинства военнослужащего или издевательство над ним либо применение к нему насилия является формой проявления, способом реализации различных видов нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Указанные нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими сопровождаются предъявлением к потерпевшим определенных противозаконных требований, принуждением их к тем или иным действиям в интересах виновных, подчинения своей воле сослуживцев и т.п. Диспозиция комментируемой статьи в отличие от диспозиции ст. 244 УК РСФСР охватывает практически все формы и способы различных видов нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности.

2. Данное преступление направлено против установленного порядка прохождения военной службы, воинских правоотношений. По этой статье должны быть квалифицированы все насильственные и другие действия, совершенные в отношении потерпевшего, как находящегося при исполнении служебных обязанностей, так и не находящегося при их исполнении, но в связи с его служебной деятельностью, когда при исполнении служебных обязанностей находился виновный, а также в случаях, когда потерпевший и виновный не находились при исполнении служебных обязанностей, но преступление сопровождается проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, нарушением установленного воинского правопорядка.

3. Не могут быть квалифицированы по комментируемой статье указанные действия, если они совершены на почве личных взаимоотношений без нарушения воинского правопорядка*(375).

4. По ч. 1 комментируемой статьи подлежат квалификации нарушения уставных правил взаимоотношений, связанные со всеми формами и способами унижения чести и достоинства потерпевшего или издевательством над ним, сопряженные с угрозой применения и с применением различных видов насилия, с нанесением побоев, причинением легкого вреда здоровью, иными насильственными действиями, связанными с причинением физической боли потерпевшему либо ограничением его свободы.

5. Нарушения уставных правил взаимоотношений, сопряженные с совершением насильственных действий сексуального характера, должны быть квалифицированы по совокупности комментируемой статьи и ст. 132 УК.

Если при этом у потерпевшего изымаются предметы, являющиеся его личной собственностью, то действия виновного наряду с комментируемой статьей подлежат квалификации по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против собственности (например, грабеж, вымогательство - ст. 161, 163 УК).

6. По ч. 2 комментируемой статьи квалифицируются нарушения уставных правил взаимоотношений, совершенные в отношении двух или более лиц как одновременно, так и в разное время, но не в отношении одного потерпевшего; группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением оружия, когда оружие используется непосредственно для применения насилия; с причинением средней тяжести вреда здоровью.

7. Следует учитывать, что рассматриваемое преступление относится к числу преступлений со специальным субъектом, его исполнителем могут быть только военнослужащие, не находящиеся с потерпевшим в отношениях подчиненности. Поэтому в тех случаях, когда в совершении преступления вместе с военнослужащим, не состоявшим с потерпевшим в отношениях подчиненности, участвует начальник или подчиненный последнего, действия исполнителя подлежат квалификации по комментируемой статье, действия начальника или подчиненного потерпевшего - по этой же статье и ст. 334 УК. В таких случаях преступление не может считаться совершенным группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, так как начальник и подчиненный не могут быть ни его исполнителями, ни соисполнителями, они могут выступать лишь в качестве подстрекателей и пособников. При определенных условиях действия начальника, не принявшего мер к прекращению насилия над подчиненным наряду с соучастием в преступлении, предусмотренном комментируемой статьей, могут содержать признаки должностного преступления (ст. 285, 286, 293 УК). А когда подчиненный, выступая соучастником преступления, предусмотренного комментируемой статьей, совершенного в отношении его начальника, одновременно применяет насилие к начальнику из мести за его конкретные действия по службе, содеянное следует дополнительно квалифицировать по ст. 334 УК.

8. К тяжким последствиям нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими могут быть отнесены причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства или покушения на него, причинение умышленного тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств. Умышленное убийство, а также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельствах следует дополнительно квалифицировать по соответствующим статьям гл. 16 УК.

 

Статья 336. Оскорбление военнослужащего

 

1. Комментируемая статья по сравнению со ст. 243 УК РСФСР расширила пределы уголовной ответственности за оскорбление военнослужащего, установив дополнительно такую ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого, не состоящими в отношениях подчиненности, т.е. равным равного, а также ответственность не только за оскорбление насильственным действием, но и за все иные виды оскорбления, чего не содержала диспозиция ст. 243 УК РСФСР.

2. Понятие оскорбления дано в ст. 130 УК. Оскорбление будет являться воинским преступлением только в том случае, если оно нанесено одним военнослужащим другому во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (виновным или потерпевшим).

Если оскорбление нанесено на почве личных отношений вне сферы служебной деятельности, то оно может быть квалифицировано по ст. 130 УК.

3. В отличие от ст. 335 УК оскорбление, предусмотренное комментируемой статьей, выражается в отрицательном отношении виновного к личности потерпевшего, унижении его чести и человеческого достоинства, оно не связано с предъявлением к нему тех или иных требований, принуждением к нарушению обязанностей военной службы, стремлением виновного добиться для себя привилегированного положения в воинском коллективе.

4. Под унижением чести и достоинства в комментируемой статье понимается отрицательная оценка личности военнослужащего, унижение и дискредитация его репутации, человеческого достоинства, воинского звания и должностного положения. Оскорбление может быть совершено устно, письменно, различными физическими действиями (пощечина, плевок, срывание погон и знаков различия и т.п.).

5. Неприличной формой оскорбления является унижение чести и достоинства, выраженное устно, письменно или в действиях, противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности, нормам воинских правоотношений.

6. С субъективной стороны данное преступление является умышленным.

 

Статья 337. Самовольное оставление части или места службы

 

1. Новым в комментируемой статье является установление уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы или за неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток. Это связано с отсутствием уголовной ответственности в УК за самовольную отлучку, которая была предусмотрена в ст. 245 УК РСФСР, продолжительностью свыше одних суток, но не более трех суток.

Такие понятия, как самовольное оставление службы, неявка на службу, территория части или места службы, уважительные причины, остались прежними.

2. Субъектами этого преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, к которым относятся: солдаты и сержанты, несущие военную службу по призыву; курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы, т.е. до окончания первого курса обучения; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву и уволенные с военной службы до истечения срока контракта, если они к моменту увольнения не выслужили установленный срок военной службы по призыву и не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (Закон о воинской обязанности).

В соответствии со ст. 331 УК действие комментируемой статьи распространяется на граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов, а также военных строителей военно-строительных отрядов.

Следует иметь в виду, что не могут являться субъектами воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на военную службу, но были призваны на военную службу в нарушение требований действующего законодательства*(376).

3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части.

4. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту.

5. Правовое положение лиц, проходящих военную службу по контракту, определяется Законом о воинской обязанности.

6. По ч. 4 комментируемой статьи подлежат квалификации указанные деяния продолжительностью свыше одного месяца.

7. Важное значение имеет примечание к комментируемой статье, предусматривающее возможность освобождения от уголовной ответственности военнослужащих, впервые совершивших самовольное оставление части или места службы или неявку в срок на службу вследствие стечения тяжелых обстоятельств.

Содержание понятия "стечение тяжелых обстоятельств" в законе не раскрыто.

Тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны такие жизненные ситуации, которые сами по себе хотя и не являются абсолютным препятствием для прохождения военной службы, но в значительной степени затрудняют ее несение, обусловливают необходимость незамедлительного нахождения лица по месту жительства родственников, знакомых и т.д.

К ним, в частности, следует относить наличие оснований для предоставления военнослужащим отпусков по личным обстоятельствам, предусмотренных п. 10 ст. 11 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*(377). Таковыми являются тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий; пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника военнослужащего. К ним могут быть отнесены и другие исключительные случаи, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо.

Тяжелыми обстоятельствами, подпадающими под условия действия примечания, следует также считать возникновение некоторых оснований для увольнения, предусмотренных Законом о воинской обязанности. Такими, к примеру, являются необходимость постоянного ухода за родственником (подп. "б" п. 1 ст. 24 и подп. "в" п. 3 ст. 51), ребенком (подп. "в", "г", "д" п. 1 ст. 24), оказание помощи одинокой матери, имеющей малолетних детей (подп. "е" п. 1 ст. 24) и некоторые другие.

Тяжелыми обстоятельствами служебного характера могут являться неуставные действия со стороны сослуживцев, бытовая неустроенность, материальные трудности, иные неблагоприятные жизненные ситуации, которые хотя и не лишают возможности, но существенно затрудняют пребывание военнослужащего на службе, нарушают его правовой статус, жизненные интересы, честь и достоинство. В каждом конкретном случае вопрос о наличии этих обстоятельств должен решаться индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела.

Примером правильной оценки всех обстоятельств и прекращения уголовного дела на основании примеч. к комментируемой статье является дело в отношении матроса Б.

Военным судом Фокинского гарнизона Б. был признан виновным в уклонении от военной службы продолжительностью свыше одного месяца и осужден по ч. 4 комментируемой статьи. Рассмотрев дело в порядке надзора, военный суд Тихоокеанского флота приговор в отношении Б. отменил, а дело прекратил. Согласно материалам дела у Б. 31 июня 1995 г. умерла мать, в связи с чем ему и был предоставлен отпуск. После смерти матери на иждивении Б. остались его родные брат и сестра 1987 и 1988 года рождения, а также престарелая бабушка. При этом Б. оставался единственным, кто мог ухаживать за своими родственниками, чем он фактически до своего задержания и занимался. С учетом изложенного Б. на основании подп. "б" п. 1 ст. 24 Закона о воинской обязанности подлежал увольнению в запас как единственное лицо, занятое уходом за членами семьи, нуждающимися в посторонней помощи и не находящимися на полном государственном содержании.

При таких обстоятельствах военный суд флота пришел к правильному выводу о том, что преступление Б. совершено вследствие стечения тяжелых обстоятельств, и обоснованно прекратил данное дело на основании примеч. к комментируемой статье.

8. Если лицо совершает несколько уклонений от военной службы, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью комментируемой статьи, содеянное квалифицируется как единое преступление, совершенное при отягчающих обстоятельствах.

Если уклонения от военной службы предусмотрены разными частями комментируемой статьи, то каждое преступление квалифицируется отдельно и наказание назначается за каждое из них.

Покушение на самовольное оставление части или неявку в срок на службу должно получить самостоятельную юридическую оценку.

9. Если самовольное оставление части или места службы совершены во время несения боевого дежурства, пограничной, караульной службы, службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, внутренней службы или патрулирования в гарнизоне, то помимо комментируемой статьи такие действия требуют дополнительной квалификации также по ст. 340-344 УК при наличии признаков соответствующих составов преступлений.

 

Статья 338. Дезертирство

 

1. Состав преступления не зависит от срока самовольного оставления части или места службы или неявки в срок на службу, если по делу установлена цель вовсе уклониться от военной службы, и является оконченным с момента оставления части, места службы или неявки на службу.

2. С субъективной стороны дезертирство совершается только с прямым умыслом и с целью уклониться от прохождения военной службы.

3. Субъектами преступления могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту.

4. По ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена уголовная ответственность за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а также дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

5. Если же противоправное завладение оружием при дезертирстве содержит признаки хищения этого оружия, то оно должно быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 226 УК и комментируемой статьи.

По ч. 2 комментируемой статьи действия военнослужащего квалифицируются лишь в том случае, когда оружие у него находится на законных основаниях (выдано для несения службы или выполнения иных боевых задач). Дополнительной квалификации преступления в этом случае по ст. 226 УК не требуется.

Если лицо, находясь в дезертирстве с оружием, совершает деяния, предусмотренные ст. 222 УК, то они подлежат самостоятельной квалификации по указанной статье УК.

6. Вопрос о степени стечения тяжелых обстоятельств, которые могут явиться основанием освобождения от уголовной ответственности за дезертирство, должен решаться так же, как и при самовольном оставлении части.

 

Статья 339. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами

 

1. В отличие от ст. 249 УК РСФСР комментируемая статья содержит уголовную ответственность как за временное уклонение (ч. 1), так и за уклонение (ч. 2) от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана.

2. По ч. 1 комментируемой статьи следует квалифицировать указанные действия военнослужащего, если по делу будет установлено, что он преследовал цель временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы (например, путем симуляции болезни уклонился от заступления в караул). Если же его целью было полное освобождение от военной службы, то такие действия квалифицируются по ч. 2 данной статьи.

3. Симуляция болезни состоит в том, что военнослужащий приписывает себе заболевания, физические и психические недостатки, которыми в действительности не страдает, или сознательно преувеличивает имеющиеся у него заболевания с целью уклониться от исполнения обязанностей военной службы.

4. Членовредительство заключается в умышленном причинении военнослужащим вреда своему здоровью, искусственном ухудшении или обострении действительно существующих болезней, вызывании различных заболеваний как самим военнослужащим, так и по его просьбе другим лицом.

5. Подлог документов состоит в том, что военнослужащий представляет командованию сфабрикованный или подделанный им самим или другим лицом по его просьбе документ с целью освобождения от исполнения обязанностей военной службы.

6. Под иным обманом следует понимать сообщение командованию заведомо ложных сведений о событиях или обстоятельствах с указанными целями.

7. Комментируемая статья не содержит такого состава уклонения от исполнения обязанностей военной службы, как отказ от несения обязанностей военной службы, что было предусмотрено ст. 249 УК РСФСР.

8. Субъектами данного преступления могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту.

 

Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства

 

1. Объектом данного преступления является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), гарантирующий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на Российскую Федерацию, либо по обеспечению ее безопасности.

2. Общие принципы организации и порядка несения боевого дежурства (боевой службы) регламентируются гл. 9 (ст. 359-368) Устава внутренней службы.

Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) в различных видах Вооруженных Сил и других войск РФ неодинаков и зависит от вида войск, осуществляющих дежурство. Боевое дежурство организуется в Вооруженных Силах РФ (Ракетных войсках стратегического назначения, Войсках противовоздушной обороны, иных видах Вооруженных Сил и родов войск), в Военно-Морском Флоте осуществляется боевая служба.

3. Характер и задачи боевого дежурства (боевой службы), правила его несения, конкретные функциональные обязанности каждого лица, входящего в состав дежурного подразделения, определяются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями, приказами, издаваемыми с учетом особенностей несения этой специальной службы в тех или иных войсках. Представляется, что эти нормативные акты должны быть основаны на Конституции; Законе РФ от 05.03.92 N 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 25.07.02)*(378); Федеральном законе "Об обороне"; Законе РФ от 01.04.93 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (в ред. от 30.06.03)*(379).

В связи с этим по каждому уголовному делу данной категории следует выяснять особенности службы данного дежурного подразделения, в чем конкретно выразились нарушения, какими нормативными актами регулируются правила несения боевого дежурства.

4. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей при несении боевого дежурства (боевой службы), например самовольное оставление подразделения, несущего дежурство, употребление спиртных напитков или наркотиков во время дежурства, порча или выведение из строя аппаратуры или специального оборудования и т.п.

Указанные нарушения могут сопровождаться нарушением правил несения других видов служб или порядка прохождения военной службы в целом. В таких случаях возможна квалификация совершенного по совокупности преступлений.

5. Субъектом данного преступления являются военнослужащие любого воинского звания, должности, входящие в состав подразделения (расчета, экипажа, поста), несущего боевое дежурство.

6. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи уголовная ответственность наступает только при условии, если нарушение повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Вред может выражаться в проникновении на территорию РФ иностранных летательных аппаратов, речных и морских судов, когда в результате нарушения в течение значительного времени парализуется боевое дежурство подразделения (экипажа, расчета, поста), причинение иного реального вреда безопасности государства и т.д.

Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки для наступления вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами или мог реально наступить в случае нападения на Российскую Федерацию или посягательства на ее безопасность.

7. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают уголовную ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, повлекшее тяжкие последствия. Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением вреда безопасности государства (военное нападение, вооруженная провокация, диверсия, срыв выполнения боевой задачи и т.п.).

8. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, характеризуется умыслом, а предусмотренных ч. 3 - неосторожностью.

 

Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы

 

1. Порядок несения пограничной службы регулируется Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" и другими нормативными актами, изданными на основании данного Закона.

2. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена уголовная ответственность, если нарушение правил несения пограничной службы повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Уголовно наказуемым нарушением правил несения пограничной службы может быть признано любое нарушение (сон во время несения службы, самовольный уход с места несения службы, незаконный пропуск через границу и т.п.), если оно повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Вред может выражаться в противоправном изменении прохождения Государственной границы, в нарушении юридическими или физическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, причинении вреда населению приграничной зоны в результате внешнего посягательства и т.п.

Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки причинения вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами, или мог реально наступить в случае посягательства на интересы безопасности государства. По каждому уголовному делу следует устанавливать причинную связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями или реальной возможностью их наступления.

3. В ч. 2 и 3 комментируемой статьи предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия.

Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением существенного вреда безопасности государства (вооруженное нападение на военные и гражданские объекты, пропуск через границу контрабанды в крупных размерах, причинение существенного вреда боеготовности и боеспособности подразделения Пограничных войск, несущего пограничную службу, и т.п.).

4. Субъектами данного преступления являются военнослужащие Пограничных войск или органов федеральной пограничной службы, входящие в состав пограничного наряда или не входящие в таковой, но исполняющие иные обязанности пограничной службы, определенные законом или иным нормативным актом.

 

Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы

 

1. Правила несения караульной службы регламентируются Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. В отличие от ст. 255 УК РСФСР в диспозиции комментируемой статьи не содержится прямое указание на установление уголовной ответственности за нарушение правил приказов и распоряжений, изданных в развитие уставных правил караульной (вахтенной) службы. Однако, как следует из содержания Устава гарнизонной и караульной служб, наряд караулов производится на основании расписания караулов, одновременно для каждого караула составляются схема расположения постов, табель постам, инструкция начальнику караула и иные нормативные акты в виде инструкций, приказов и распоряжений. В них указываются границы постов и запретных зон для каждого конкретного караула, что подлежит охране и обороне на каждом посту, особые обязанности часового с учетом конкретных условий несения службы на посту и т.п. Таким образом, нарушение правил, изложенных в указанных инструкциях, табелях, схемах и т.п., изданных в развитие уставных правил караульной службы, также является уголовно наказуемым в соответствии с комментируемой статьей.

2. В отличие от ранее действовавшей нормы обязательным признаком состава преступления является не любое нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы, а только то, которое повлекло причинение вреда охраняемым караулом объектам (например, хищение с охраняемого часовым склада; проникновение на пост постороннего, который повредил охраняемую технику, и т.п.). В то же время, например, нарушение правил обращения с оружием во время несения караульной службы, повлекшее гибель по неосторожности военнослужащего, не может квалифицироваться по комментируемой статье, если это нарушение не повлекло причинение вреда охраняемым караулом объектам.

Так, Военная коллегия ВС РФ, отменяя приговор в части осуждения П. по ч. 2 комментируемой статьи и прекращая дело за отсутствием состава преступления, в своем определении указала, что обязательным признаком состава данного преступления являются не новые нарушения уставных правил караульной службы, которые П. бесспорно допустил (избивал сослуживцев и из хулиганских побуждений убил военнослужащего), а лишь те, которые повлекли причинение вреда охраняемым караулом объектам. Суд же в приговоре не указал, в чем заключался вред, причиненный П. охраняемому караулом объекту, и по делу факт причинения такого вреда не установлен*(380).

3. Перечень объектов, охраняемых караулом, установлен Уставом гарнизонной и караульной служб, согласно ст. 96 которого караулы назначаются для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне. Объекты, охраняемые каждым конкретным караулом, перечисляются в табеле постам и в иных нормативных актах, изданных в развитие Устава.

4. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают ответственность за нарушение правил караульной службы, повлекшее тяжкие последствия. К таким последствиям могут быть отнесены причинение материального ущерба в крупных размерах, причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью арестованным на гауптвахте, находящимся под охраной караула, и т.п.

5. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, характеризуется умыслом, а ч. 3 - неосторожной формой вины.

6. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. 167, 168, 225, 346, 347 УК, в зависимости от объекта посягательства, цели виновного и иных признаков составов указанных преступлений.

7. Субъектом преступления является военнослужащий, входящий в состав караула. Военнослужащий внутренних войск МВД России (равно других войск и воинских формирований) может быть привлечен к уголовной ответственности по данной статье УК только в случаях, если он совершил нарушение правил караульной службы, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, повлекшее причинение вреда охраняемым караулом объектам.

8. К караульной службе приравнивается вахтенная служба, организуемая на кораблях Военно-Морского Флота.

 

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

 

1. Комментируемая статья новая, она не была известна УК РСФСР. Оказание содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности согласно Федеральному закону от 06.02.97 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в ред. от 11.11.03)*(381) является задачей внутренних войск МВД России.

2. В соответствии со ст. 2 указанного Закона в состав внутренних войск помимо иных соединений входят соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части, на которые согласно ст. 18 Закона возлагается участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.

3. В соответствии со ст. 17 Закона исполнение обязанностей, возложенных на внутренние войска, осуществляется посредством боевой службы войсковых нарядов.

4. Задачи, права и обязанности военнослужащих внутренних войск, в том числе несущих патрульно-постовую службу, а также боевую службу в войсковых нарядах, определены Законом (ст. 23-28) и другими нормативными актами.

При исполнении возложенных на них обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей, и т.п. В соответствии с законом в определенных случаях они имеют право применять физическую силу, специальные средства, табельное оружие и боевую технику.

5. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может выражаться в унижении достоинства граждан, в противозаконном ограничении прав и свобод граждан и т.п., что подпадает под признаки ч. 1 комментируемой статьи, а причинение опасного для жизни и здоровья граждан вреда в результате необоснованного и противозаконного применения физической силы, специальных средств и оружия относится к тяжким последствиям и подпадает под признаки ч. 2 комментируемой статьи. Причинение тяжкого вреда здоровью и умышленного убийства должно быть дополнительно квалифицировано по статьям гл. 16 УК.

6. С субъективной стороны преступление умышленное. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям возможна как в форме умысла, так и по неосторожности.

7. Субъектами данного преступления могут быть только военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности посредством несения патрульно-постовой службы и службы в составе войсковых нарядов.

8. Привлечение военнослужащих Вооруженных Сил РФ к охране общественного порядка может производиться Президентом РФ в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Федерального закона "Об обороне").

 

Статья 344. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне

 

1. Комментируемая статья предусматривает два самостоятельных состава преступления: нарушение уставных правил внутренней службы и правил патрулирования в гарнизоне.

2. Порядок организации суточного наряда, права и обязанности лиц, входящих в суточный наряд, подробно регламентированы гл. 6 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

В соответствии со ст. 260 Устава внутренней службы суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

3. Последствиями нарушения уставных правил внутренней службы являются те последствия, предупреждение которых входило в обязанности лиц суточного наряда части, установленные Уставом, приказами и распоряжениями командира части. Тяжкие последствия определяются судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним могут быть отнесены: срыв внутреннего распорядка в подразделении или выполнения поставленной задачи, совершение в подразделении преступления, причинение кому-либо из личного состава тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и т.п. Обязательно установление причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими тяжкими последствиями.

4. Субъектом нарушения уставных правил внутренней службы является военнослужащий, входящий в состав суточного наряда (кроме караула или вахты). К таким лицам относятся дежурный по полку и его помощник, лицо, входящее в состав дежурного подразделения, дежурный и дневальные по парку, дежурный и дневальные по роте, дежурный и его помощник по контрольно-пропускному пункту и т.д.

5. Субъективная сторона преступления может выражаться в форме умышленной либо неосторожной вины.

6. В соответствии со ст. 69 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ в каждом гарнизоне для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, на железнодорожных станциях, вокзалах, в портах, аэропортах, а также в прилегающих к гарнизону населенных пунктах приказом начальника гарнизона организуется патрулирование, для чего из состава воинских частей гарнизона назначаются гарнизонные патрули, а при военной комендатуре - резервный патруль. Порядок патрулирования, права и обязанности начальника патруля и патрульных определены Уставом (ст. 69-84).

7. Субъектом преступления может быть военнослужащий, входящий в состав патруля.

8. К тяжким последствиям могут быть отнесены: противоправное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью задерживаемого лица, совершение иных противоправных действий, повлекших причинение существенного вреда имуществу или здоровью граждан, отказ содействовать начальникам и старшим или бездействие в восстановлении порядка среди военнослужащих, повлекшее совершение последними преступлений, и т.п. Во всех случаях необходимо установление причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями.

9. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

 

Статья 345. Оставление погибающего военного корабля