Наименование тем, их содержание и объем

  Наименование и содержание тем Объем выделяемого времени, час.
1. Введение. Графический дизайн (определение, место в системе проектной культуры, жанровое многообразие). Задачи и основные художественные средства графического дизайна (графика, типографика, фотографика). Сфера деятельности дизайнера-графика, основные критерии качества и действенности графического проекта.  
2. Происхождение плаката, древнейшие образцы. Краткая история прикладной графики в Европе. И. Гутенберг. Немецкие блокбюхеры. Технологические открытия: А. Зенефельдер, Г. Энгельман. Первые типографии Парижа. Сатирические журналы «Карикатюр» и «Шаривари» (работы О. Домье, Ж. Гранвиля, П. Гаварни и др.). Карикатура нравов.  
3. Графический дизайн Франции в эпоху Ар Нуво: Ж.Шере, Ж.Менье, А.Муха, Т.Стейнлен, А.Тулуз-Лотрек, П.Боннар. Газета «Жиль Блаз Иллюстре».  
4. Графический дизайн Великобритании в эпоху модерна: У.Моррис, У.Крейн, А.Макмердо, О.Бердслей, Ч.Р.Макинтош.  
5. Предметный плакат в Германии нач. ХХ в.: Л.Бернгард, Л.Хольвайн, Т.Т.Гейне, Ю.Гипкенс, Г.-Р.Эрдт, О.Оттлер. Ключевые принципы sachplakat.  
6. Графический дизайн Германии нач. ХХ в. (югендстиль): журналы «Пан», «Югенд», «Симплициссимус». Графический дизайн выставочного объединения Сецессион и Венских мастерских: Г.Климт, Й.М.Ольбрих, Й.Хоффман, О.Экман, К.Мозер.  
7. Графический дизайн Бельгии нач. ХХ в.: А. ван де Вельде, А.Менье, Ф.Туссен. Графический дизайн Италии нач. ХХ в.: М.Дудович, Дж.Маталони, Л.Капиелло, М.Ораци. Туристический и предметный плакат в Швейцарии первых десятилетий ХХ в. Г. Мэттер и др. Графический дизайн в США нач. ХХ в. Э.Пенфилд. Журналы Harper's, Life.  
8. Графический дизайн П. Беренса. Понятие фирменного стиля. Графический дизайн Франции в эпоху Ар Деко: Парижская выставка 1925 г., А. Кассандр, Ж.Карлу, Ш.Лупо, П.Колен.    
9. Графический дизайн Италии эпохи Б.Муссолини. Графический дизайн итальянских футуристов: Ф.Т.Маринетти, Ф.Деперо. Графический дизайн немецких дадаистов: Дж.Хартфилд, Х.Хех, Р.Хаусманн, Г.Гросс, Х.Балль, К.Швиттерс. Концептуальная программа и художественный метод дадаистов. Журнал К.Швиттреса «MERZ».  
10. Графический дизайн группы Де Стиль: Т. ван Дусбург, П. Цварт. Творчество Х. Веркмана, П. Шутемы. Типографика Баухауза: Г.Байер, Ю.Шмидт. Концепция «типо-фото» Л. Мохой-Надь.
11. Швейцарская школа графического дизайна: М.Билл, Э.Келлер, А.Хофманн, Й.Мюллер-Брокманн, А.Фрутигер, К.Виварелли, Э.Рудер. Характеристика Международного стиля типографики. Я. Чихольд. Концепция Новой типографики. Творческая биография мастера. Книга Э.Рудера «Типографика». Книга А.Херлберта «Сетка: Модульная система конструирования газет, журналов и книг».
12. Графический дизайн «Новой волны»: В. Вейнгарт, Э.Грейман, Д.Фридман, Н.Броуди, Д.Карсон, Р.Шрайфегель, Н.Трокслер, К.Виндлин. Ведущие европейские дизайн-студии и мастера графического дизайна последних десятилетий ХХ в. – ХХI вв.: П.Рэнд, О.Айхер, Э.Шпикерман («Метадизайн»), студии «Landor», «Total Design», «Emigre».
13. Период предыстории и раннего развития дизайн-графики в России (ХVIII- нач. ХIХ вв.) Формы отечественной рекламной графики ХVIII – 1-й пол. ХIХ в. Лубок как явление проторекламы в России. Печатная реклама в городской среде и повседневной жизни России в кон. XIX — нач. ХХ вв. Рекламная графика в России кон. XIX — нач. ХХ вв. (особенности формообразования, истоки, художественные тенденции). Виды печатной рекламы в России на рубеже ХIХ – ХХ вв. Понятие «акцидентных работ».  
14. Окна РОСТА. История, мастера, художественные особенности. Идентификация товаров в России на протяжение ХVIII – ХХ вв. Товарный знак (определение, функции). Товарный знак (определение, функции). Товарный знак как основа корпоративной идентификации. Фирменный стиль. Коммерческая реклама эпохи НЭПа. Работы реклам-конструкторов В. Маяковского и А. Родченко.  
15. Отечественный графический дизайн 1920-1930-х гг. Концепция фотомонтажа (А. Родченко, В. Степанова, С. Сенькин, С. Телингатер, Г. Клуцис). Эль Лисицкий: концепция визуальной книги. Творческий путь мастера (плакаты, папки графических листов, иллюстрации, фотомонтажи, реклама, оформление журналов и каталогов выставок). Советский киноплакат. Братья Стенберги, Н. Прусаков, А. Лавинский, М. Длугач и др. Конструктивизм – характеристика художественного движения.  
16. Советский плакат 1930 – 1940-х гг. Плакат периода Великой Отечественной войны. И. Тоидзе, Д. Моор, В. Дени, Н. Долгоруков, В. Корецкий, Н. Пинус, В. Кулагина и др. Идеологический плакат, задачи пропаганды. Художественные реалии и проблемы плаката доперестроечного тридцатилетия (сер. 1950 – сер. 1980-х гг.). Этикетка, упаковка, товарный знак, журнальные обложки, плакат. Прикладная графика в системе Союза художников СССР и Художественного фонда СХ. Отечественный графический дизайн конца 1980-х – 1990-х гг.  
17. Компьютеризация производства и влияние этого процесса на эстетику полиграфии. Создание настольных издательских систем. Компьютерные методы проектирования и исполнения печатной продукции. Наружная реклама (условия ее визуальной эффективности). Шрифт как основа типографики (классификация, исторические семейства, требования к шрифтам). Виды печати и особенности их оттисков. Возможности использования флексографской печати. Основные способы печати рекламной продукции в полиграфической отрасли. Использование трафаретной печати в рекламе. Технология подготовки издания к печати офсетным способом (общая характеристика).  
  ИТОГО: 100

3. ТЕматический план

Лекции

Номера изучаемых тем Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
   
    0,5
   
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
    0,5
Всего: