Состав отработавших газов дорожно-транспортных средств
Компонент | Концентрация ВВ в ОГ, г/м3 | Свойства компонентов ОГ |
Диоксид углерода | 40–240 | Удушающее, наркотическое действие, «парниковый эффект» |
Сернистый ангидрид | 0,1–0,5 | Раздражающее действие, токсичность |
Оксид углерода | 0,25–2,5 | Общеядовитый, удушающий, кроветворный |
Акролеин | 0,001–0,04 | Токсичность |
Оксиды азота (по NO2) | 0,5–8,0 | Раздражающий, токсичный, компонент кислотного дождя |
Углеводороды | 0,25–2,0 | Удушающий «парниковый» эффект |
Бенз(ά)пирен | 0,2–0,5 | Канцерогенные |
Сажа | 0,05–0,5 | Ухудшение видимости, раздражение, болезнь верхних дыхательных путей |
Вода | 15–100 | Влажность, туманообразование |
Оксиды азота, углеводороды | 0,3–1,5 | Смогообразование |
В двигателях внутреннего сгорания ежегодно сжигается сотни тысяч тонн моторного масла. При этом с отработавшими газами выбрасываются десятки тысяч тонн токсикантов.
К 60-м годам вред, наносимый окружающей среде и человеку ОГ, стал ограничиваться законодательными актами. В Западной Европе действует законодательный документ ЕЭЕ ООН, в США в 1973 г. введен федеральный стандарт на ограничение дымности и газовыделения токсикантов с ОГ, запрет на использование этилированного бензина.
Основные пути снижения концентрации токсикантов в ОГ дизелей:
- Оптимизация энергетического состояния воздушного заряда.
- Улучшение экономических и экологических характеристик дизеля путем повышения давления впрыска топлива.
- Улучшение качества топлива для судовых дизелей, разработка присодок к топливу, повышающих цетановое число компаундированного дизельного топлива, интенсифицирующих процесс окисления, воспламенения.
- Задержка воспламенения топлива и влияние ее на полноту сгорания и состав ОГ дизелей.
- Улучшение показателей смесеобразования дизельного топлива с воздухом.
- Снижение уровня токсичности ОГ за счет ввода воды в дизельное топливо.
- Впрыск метанола непосредственно в камеру сгорания дизельного топлива.
- Снижение уровня токсичности ОГ с помощью нейтрализаторов.
Существует несколько способов нейтрализации:
- термический;
- каталитический;
- абсорбционный;
- комбинированный.
Термическая нейтрализация основана на дожигании продуктов неполного сгорания в конечные – диоксид углерода, вода, серный ангидрид. Оксиды азота при таком способе практически не снижаются.
Каталитическая нейтрализация используется для снижения концентрации токсикантов при окислительных (CO2, CH3, SO2) и восстановительных реакциях (разложение NO2). Каталитические нейтрализаторы ускоряют окислительно-восстановительные процессы.
Термические и каталитические нейтрализаторы чаще всего используются в бензиновых двигателях, т.к. в ОГ содержится значительно больше токсикантов – вредных соединений неполного сгорания. В последнее время каталитическая нейтрализация нашла применение и на дизелях. Содержание кислорода в ОГ превышает 10%, а содержание оксида углерода – не более 0,1-0,2%. Наличие сажи в ОГ дизелей создает дополнительные трудности для использования каталитических нейтрализаторов, т.к. сажа быстро забивает нейтрализатор и снижает эффективность его работы, приходится периодически выжигать сажу при 500°С или устанавливать перед катализатором специальную ловушку.
При эксплуатации дизелей с каталитическими нейтрализаторами на алюмо-платиновом катализаторе ШПК-2 достигнута степень очистки по оксиду углерода 30-100%, по альдегидам 80-100%, по дожигу сажи 60-100%.
Отработанные газы дизелей также очищают с помощью адсорбционных нейтрализаторов со специальным химическим раствором.
Атмосферный воздух загрязняется также в результате транспорта сыпучих, твердых и жидких материалов.
Наиболее эффективным считается транспорт на судах сыпучих материалов (удобрения, сера, руда, уголь) в герметических контейнерах, установка локальных систем вентиляции и очистки газовоздушных сред от пыли.
При транспорте нефтепродуктов на судах кроме загрязнения водного бассейна нефтесодержащими водами существенная эмиссия нефтепродуктов происходит также в воздушный бассейн за счет испарения нефтепродуктов. Более 30% потерь углеводородов приходится вследствие испарения, распределения и заправки двигателей транспортных средств.
При транспортировке, хранении, перевалках нефтепродуктов и заправках топливом ДТС в атмосферу выделяются углеводороды – компоненты «парникового» эффекта. Помимо прямого ущерба окружающей среде это приводит к истощению невозобновимого сырья.
Состав углеводородов, образующихся при испарении бензина, составляет (% объемн.):
Пропан 1,5
Изобутан 8,0
Н-бутан 10,0
Пентан 14,0
Бензол 0,5
Гексан (С6) 6,0
Воздух 60,0