Управление батареями конденсаторов
В практике эксплуатации применяются различные схемы автоматики, управляющие батареей конденсаторов в зависимости от значения напряжения на шинах подстанции, тока нагрузки или направления реактивной мощности в линии. Все эти схемы по тому или иному признаку обеспечивают поддержание определенного, экономически выгодного, напряжения на шинах подстанции.
Применяются также схемы управления батареями конденсаторов по заранее заданной программе, например с помощью электрических часов ЭЧ. Как показано на рис.10.37, при замыкании контакта электрических часов ЭЧ, что происходит в установленное время, срабатывает реле времени РВ1, контакты которого замыкают цепь на включение выключателя конденсаторной батареи.
Рис. 10.41. Схема автоматики отключения и включения батареи конденсаторов с помощью электрических часов
При включении выключателя переключается его блок-контакт Б/С, размыкая цепь обмотки реле РВ1 и замыкая цепь обмотки реле времени РВ2. Теперь уже при новом замыкании контакта ЭЧ, что должно произойти к тому времени суток, когда уменьшится потребление реактивной мощности с шин подстанции, сработает реле времени РВ2, и подаст импульс на отключение конденсаторной батареи. Поскольку контакт ЭЧ держится в замкнутом состоянии около15 сек, в схеме рассматриваемой автоматики использовано два реле, времени - РВ1 и РВ2 с уставками 9-10 сек.
Очевидно, что при таких выдержках времени каждое замыкание контакта ЭЧ будет сопровождаться только одной операцией включения или отключения конденсаторной батареи. Второе же реле времени, которое начнет работать после переключения вспомогательных контактов выключателя, не успеет доработать за время, оставшееся до размыкания контакта ЭЧ.
Цепь включения батареи конденсаторов размыкается контактом РП.З промежуточного реле РП, которое срабатывает при действии релейной защиты конденсаторной установки и самоудерживается. Питание автоматики оперативным током осуществляется от трансформатора собственных нужд, установленного на шинах подстанции.