Тема 2.2 Доходы корпораций

1. Доходы корпораций (корпораций), их классификация.

2. Доходы от производства и реализации.

3. Планирование доходов от производства и реализации.

 

1. Доходы корпораций (корпораций), их классификация.

 

Понятие доходов, как и расходов неоднозначно трактуется прикладными экономическими науками.

В соответствии с нормативными документами, регламентирующими в РФ финансовую концепцию капитала корпораций, понятие доходов представлено в ПБУ 9/99 «Доходы организации» (пр. МФ РФ № 32н от 06.05.99):

«Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц в виде:

сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж(иного аналогичного налога), экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

задатка;

в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику»

Этот же нормативный акт подразделяет Доходы корпорации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности корпорации на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие доходы.

Для целей ПБУ 9/99 доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями.

ПБУ 9/99 определяет:

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

Прочими доходами являются:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других корпораций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

прочие внереализационные доходы.

В состав этих доходов относятся также поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Однако, для целей управления финансами корпораций данная классификация доходов является недостаточной. В зависимости от характеристик цикла денежных средств и целей вида деятельности доходы корпораций подразделяются на доходы в обычной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Доходы в обычной деятельности есть результат авансирования денежных средств на выполнение уставных задач корпорации.

Доходы в инвестиционной деятельности есть результат инвестирования денежных средств в реальные и финансовые инвестиционные активы.

Доходы в финансовой деятельности есть результат размещения денежных средств корпорации на финансовом рынке.

Информационное обеспечение финансов корпораций, организованное в соответствии с требованиями ПБУ 9/99, позволяет получить публичную информацию только о доходах в обычной деятельности, доходы в инвестиционной и финансовой деятельности отражаются в составе прочих доходов.

Таким образом, реализация учетной функции финансов корпорации, позволяет количественно определить размер доходов по видам деятельности следующим образом:

Доходами от обычной деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Доходами от инвестиционной деятельности является выручка от продажи реальных и финансовых инвестиционных активов, арендная плата за предоставление во временное пользование реальных инвестиционных активов, дивиденды, проценты и приравненные к ним доходы по финансовым инвестиционным активам.

Доходами от финансовой деятельности является выручка от продажи краткосрочных финансовых активов, проценты и приравненные к ним доходы от размещения денежных средств на финансовом рынке.

Основными показателями, измеряющими доходы корпорации, служат показатели валового дохода и выручки.

Доходы корпорации, полученные от осуществления операций реализации, называются выручкой от реализации.

Реализацией признается передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результаты выполнения работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Выручка формируется как результат совершения следующих гражданско-правовых договоров: купли-продажи, мены, подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, агентирования, поручения, комиссии, хранения, аренды.

Для коммерческих корпораций передача права собственности на безвозмездной основе также признается реализацией, поэтому их выручка формируется с учетом договоров дарения.

Немаловажное значение имеет показатель чистой выручки – выручка от реализации продукции, причем та часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции.

Основная функция показателя чистой выручки:

ž Формирование реальной оценки деятельности корпорации

Косвенные налоги в чистую выручку не включаются

Состав на дату:

ž Денежные средства, полученные от покупателей

ž Дебиторская задолженность

Методы формирования показателей выручки:

ž Начисления (накопления)

ž Кассовый (присвоения)

Направления использования выручки:

  • Возмещение затрат (образование фондов возмещения)
  • Формирование прибыли (образование фондов из чистой прибыли, платежи в бюджет из прибыли

 

return false">ссылка скрыта

2. Доходы от производства и реализации.

 

Выручка от реализации – главный вид доходов корпорации.

Объем выручки от реализации продукции зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.

Выручка корпораций не включает в себя косвенные налоги. Поэтому величина денежных средств, поступающих в оплату операций реализации корпорации, применяющих общий режим налогообложения, состоит из доходов и поступлений в виде косвенных налогов.

Формирование величины выручки имеет отраслевые особенности. Для корпораций, занимающихся торговой деятельностью, выручка представляет собой стоимость оказания торговой услуги и именуется валовым доходом. Валовый доход в торговле исчисляется как разница между продажной и покупной стоимостью проданных товаров или как сумма торговых наценок по проданным товарам. Строительные организации измеряют выручку с помощью показателя стоимости строительно-монтажных работ.

Показатели выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) Врп отличны от показателей производства продукции на величину остатков готовой продукции (завершенных этапов выполненных работ). Зависимость показателей выручки и производства продукции выражается следующей формулой:

Врп = Онп + ТП – Окп

Где Онп, Окп – остатки готовой продукции на начало и конец периода, ТП – товарная продукция по отпускным ценам.

Для прямого счета выручки от продаж используется следующая формула:

РП = ∑ p * q

Где p – отпускная (без косвенных налогов) цена 1 единицы продажи, q – количество единиц продаж

Налоговый учет выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) имеет свои особенности, связанные с фиксацией момента формирования выручки для целей налогообложения. Так, корпорации, использующие специальные налоговые режимы или кассовый метод при исчислении налоговых баз по налогу на прибыль, формируют показатель выручки по моменту поступления оплаты по операциям реализации.

Факторы роста выручки

В сфере производства:

  1. Объем производства
  2. Структура производства
  3. Ассортимент продукции (работ, услуг)
  4. Качество продукции (работ, услуг)
  5. Деловая активность(оборачиваемость авансированного капитала)

В сфере обращения:

  1. Уровень цен на продукцию(работы, услуги)
  2. Ритмичность отгрузок и продаж
  3. Сроки денежного оборота
  4. Соблюдение договорных условий
  5. Применяемые формы расчета
  6. Своевременность и правильность документирования продаж

 

3. Планирование доходов от производства и реализации

Планирование выручки – центральная часть финансового планирования. При планировании выручки применяются все технологии финансового планирования.

Первой процедурой финансового планирования является определение отправной точки в планировании, которая представляет собой либо объем производства либо объем реализации продукции.

Приоритетность планирования объема производства или объема реализации определяется условиями ограничения по ресурсам, задействованными организацией, или спросом на производимую продукцию.

В условиях ограничения ресурсов осуществляется планирование производства, в условиях ограниченного спроса – планирование объемов реализации. Отсюда – разные подходы в планировании и применяемые технологии.

Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов выручки:

метод прямого счета – по ассортиментным позициям исходя из объемов продаж (производства) и цены реализации. Область применения – при сформированном портфеле заказов.

расчетный метод – с учетом остатков нереализованной продукции на начало, конец периода и объемов производства. Область применения – при отсутствии портфеля заказов.

на базе маржинального анализа (CVP-анализ, использования порога рентабельности) – на основе планируемого уровня доходности (рентабельности), учитывая результаты маркетинговых исследований по номенклатуре и ассортименту продукции и плановую цену.

В процессе планирования осуществляется расчет плановых показателей выручки с учетом факторов, влияющих на ее величину.

Так, основные факторы роста доходов это:

увеличение объемов производства и реализации, цен реализации, изменение ассортимента и номенклатуры продукции

Факторы роста объемов производства и реализации продукции:

улучшение использования ресурсов (трудовых, материальных, основных фондов), увеличение объемов используемых ресурсов

 

Тема 2.3. Прибыль корпораций

 

1. Экономическая сущность прибыли корпорации

2. Измерение прибыли, ее показатели

3. Планирование прибыли корпораций

4. Использование прибыли корпорациями.

 

1. Экономическая сущность прибыли корпорации

Прибыль как экономическая категория выражает добавленную стоимость, полученную в процессе производства, или чистый доход предпринимательской деятельности. Отсюда узкое определение прибыли как финансового результата деятельности корпорации, или суммы превышения доходов корпорации над ее расходами.

Широкое и узкое толкование прибыли породило 2 подхода к определению прибыли: экономический и бухгалтерский (идея Соломона). Экономическая трактовка прибыли – результат «работы» капитала, бухгалтерская – результат реализации товаров и услуг.

По Соломону концепция прибыли реализует следующие цели:

- исчисление налогов

- защита кредиторов

- выбор разумной инвестиционной политики.

Формула Соломона:

Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости активов в отчетном периоде – Внереализационные изменения стоимости активов в предыдущие периоды + Внереализационные изменения стоимости в будущие периоды = Экономическая прибыль

Основные функции прибыли:

v критерий эффективности

v стимулирующая

v социальная

v воспроизводственная

Для коммерческих корпораций получение прибыли является основной целью их создания и функционирования. Поэтому основная задача управления финансами на предприятии – максимизация прибыли.

Капитализированная прибыль корпорации увеличивает его собственный капитал, обеспечивая его устойчивое финансовое состояние.

Цели управления прибылью:

v Получение максимальной прибыли

v Обеспечение оптимальной пропорции между уровнем прибыли и допустимым уровнем риска

v Обеспечение выплаты дохода на инвестируемый собственниками капитал

v Получение достаточного объема инвестиционных ресурсов

v Обеспечение роста рыночной стоимости корпорации

 

2. Измерение прибыли, ее показатели

 

В условиях товарно-денежных отношений прибыль имеет стоимостную оценку. Для ее измерения используется система абсолютных показателей. Измерение прибыли осуществляется с помощью следующих показателей: валовая прибыль, прибыль от продаж по виду деятельности, балансовая прибыль(прибыль до налогообложения), налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, совокупный финансовый результат.

Общая формула расчета прибыли:

П = Д – Р

где П – прибыль,

Д – доход

Р – расход

Валовая прибыль – это разница между выручкой от реализации и технологической себестоимостью, увеличенной на величину затрат обслуживающих хозяйств. Исчисляется в обычной деятельности.

Прибыль по виду деятельности – это финансовый результат по каждому виду деятельности.

Балансовая прибыль – финансовый результат деятельности корпорации за период. Исчисляется как сумма прибылей по всем видам деятельности.

П = Под + Пфд + Пид

где Под – прибыль в обычной деятельности

Пфд– прибыль в финансовой деятельности

Пид– прибыль в инвестиционной деятельности

Налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению налогом на прибыль.

Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении корпорации, после исполнения всех обязательств перед государством.

Совокупный финансовый результат введен в оборот с 01.01.2012 года. Используется в настоящее время только для целей составления бухгалтерской отчетности, характеризует чистую прибыль, скорректированную на суммы переоценки основных средств и результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль.

В управлении финансами применяются также специальные показатели прибыли: прибыль на 1 руб. продукции, базовая прибыль на акцию, разводненная прибыль на акцию.

Базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода.

Величина разводненной прибыли (убытка) на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли (увеличения убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционерного общества, в случаях:

конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции;

при исполнении всех договоров купли - продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Под разводнением прибыли понимается ее уменьшение (увеличение убытка) в расчете на одну обыкновенную акцию в результате возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на 1 акцию (Приказ МФ РФ от 21.03.00 № 29н).

Учетная политика корпорации оказывает существенное влияние на величину прибыли за счет: выбора метода признания доходов и расходов (накопления, присвоения(кассового)); способа погашения стоимости активов (основных средств, нематериальных активов); выбора метода оценки материальных запасов; ограничений на увеличение себестоимости; создания резервов; порядка учета курсовых разниц.

Модель формирования прибыли по стандартам РСБУ

Принятие правильного управленческого решения, вынесение суждений и оценок в области финансовых отношений невозможно на информационных базах, сформированных только из абсолютных показателей. Очень большое значение в финансах корпораций имеет система относительных показателей, именуемых показателями рентабельности.

Рентабельность (R) исчисляется как отношение прибыли к капиталу, издержкам (расходам), доходу корпорации. Так как в широком смысле доход и издержки являются частными характеристиками капитала корпорации, общая формула исчисления рентабельности имеет следующий вид:

R =

 

Многообразие показателей, измеряющих прибыль, капитал, доходы и расходы, порождает систему показателей рентабельности.

Наиболее распространена система показателей, состоящая из двух классов:

1-й класс – показатели рентабельности текущей деятельности

2-й класс - показатели рентабельности капитала.

Первый класс показателей рентабельности показывает эффективность функционирования текущего капитала корпорации, т.е. того, который вложен в производство в конкретном периоде. Традиционно он состоит из показателей рентабельности продаж и рентабельности продукции (дополнительно – рентабельности вида деятельности).

При исчислении показателей данной группы используются промежуточные характеристики прибыли – прибыль от продаж или прибыль по данному виду продукции (деятельности). Это приводит к ограниченности области применения этих показателей рентабельности в управлении финансами: в решении задач, связанных только с обычной деятельностью корпорации.

Второй класс показателей рентабельности показывает эффективность функционирования всего капитала корпорации, т.е. того, который накоплен организацией в течение всей ее деятельности. Он состоит из показателей рентабельности корпорации (капитала), рентабельности собственного капитала (дополнительно – рентабельность отдельных видов активов – основных или оборотных фондов).

Расчет показателей этого класса основан на использовании итоговой величины прибыли – показателе чистой прибыли. Это позволяет использовать данные показатели во всех областях управления финансами: как в области финансового обеспечения жизнедеятельности корпорации, так и реализации главной ее цели, поставленной ее собственниками.

 

3. Планирование прибыли корпораций

 

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования в корпорации. Планирование прибыли должно осуществляться по всем элементам модели прибыли (по видам деятельности).

Наиболее часто используются следующие методы планирования прибыли: прямого счета, аналитический, совмещенного расчета и другие. Основными из них являются: прямого счета, аналитический и CVP-анализ (метод, основанный на эффекте производственного рычага).

При планировании прибыли методом прямого счета производится поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Недостатками его является большая трудоемкость и наличие условия гарантированного сбыта производимой продукции, работ, услуг.

Аналитический метод основан на итерационном расчете прироста прибыли по факторам (объему выпуска и реализации, ассортиментным сдвигам, цене реализации, остаткам нереализованной продукции). Присущие ему недостатки: ограничения по изменению ассортимента, инфляционному росту цен, росту себестоимости. Годен только для сравнимой продукции.

CVP-анализ предполагает учет затрат на базе директ-костинга и расчет маржинальной прибыли.

Основными его процедуры являются исчисление точки безубыточности, порога рентабельности, запаса финансовой прочности (устойчивости), величины эффекта операционного рычага ЭОР (операционного левериджа).

ЭОР состоит в том, что любое изменение выручки приводит к изменению прибыли, причем в большей степени. Действие ЭОР связано с непропорциональным воздействием постоянных затрат на финансовый результат при изменении объемов производства и реализации.

ЭОР показывает на сколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1%.

Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.

Факторами роста прибыли корпорации являются: объем продаж, рост цен, снижение себестоимости, обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции (зависимость от жизненного цикла продукции).

 

4. Использование прибыли корпорациями.

 

Сформированная в текущем периоде и накопленная за предыдущие периоды прибыль используется в соответствии с уставными задачами корпораций.

В первую очередь прибыль корпорации направляется на исполнение обязанностей перед государством в части уплаты налогов и платежей, главной из которой является обязанность по уплате налога на прибыль.

Уплата налога на прибыль производится в соответствии с действующим налоговым законодательством РФ. В настоящее время регламент исчисления и уплаты налога на прибыль организациями закреплен главой 25 НК РФ и бухгалтерским стандартом ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль».

Собственники корпорации обладают полной экономической свободой в области использования прибыли, остающейся после уплаты налогов и платежей в бюджет, так называемой чистой прибыли.

Чистая прибыль по решению собственников распределяется в специализированные фонды – резервный, накопления, развития производства, потребления, социального развития и т.п., или остается в нераспределенном виде.

В случае фондирования прибыли ее использование осуществляется согласно смет соответствующих фондов. Использование нераспределенной прибыли происходит только после согласования направлений использования с собственниками корпораций.

Модель использования прибыли по стандартам РСБУ:

 

Тема 2.4. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции

1. Информационное обеспечение маржинальных расчетов

2. Операционный рычаг и предпринимательский риск

1. Информационное обеспечение маржинальных расчетов

 

Маржинальный анализ (CVP-анализ) используется в управлении формированием операционной прибыли, а, следовательно, и в управлении объемами реализации и затрат (расходов).

Маржинальный анализ базируется на соотношении 3 групп показателей:1) издержки 2) V производства (V реализации) 3) Прибыль.Цель маржинального анализа -обоснование управленческих решений по достижению безубыточности и максимизации прибыли.Система, именуемая «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», предусматривает последовательное формирование маржинальной, валовой и чистой прибыли корпорации.Ограничения на применение:1. настройка системы учета издержек, предусматривающей их деление на постоянные и переменные;2. равенство объемов реализации и производства продукции за изучаемый период 3. для российской экономики отсутствие учетного показателя МД, использование специального расчетного показателя. 4. особенности учета прибыли в российской экономике: положения МД верны только для операционной прибыли. Маржинальный анализ учитывает зависимость операционной прибыли от следующих основных факторов:- объема реализации продукции в стоимостном и натуральном выражении- суммы и уровня операционного дохода- суммы и уровня переменных операционных издержек- суммы постоянных издержек- соотношения постоянных и переменных операционных издержек- суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли. Маржинальный анализ позволяет: 1. Определить объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода.2. Определить объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную операционную деятельность в течение длительного периода путем разложения длительного периода на короткие в связи с ростом постоянных операционных издержек, снижением уровня цен из-за насыщения рынка в результате роста объема реализации, снижения уровня переменных затрат на 1 единицу из-за интенсификации производства.3. Определить объем реализации продукции, обеспечивающий достижение заданной суммы операционной прибыли.4. Определить зону безубыточности и запас прочности в количественном и стоимостном выражении, которые позволяют осуществлять прибыльную операционную деятельность при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка.5. Определить необходимый объем реализации продукции, обеспечивающий достижение заданной суммы маржинального дохода.6. Определить критический уровень постоянных затрат при заданном процентном уровне маржинального дохода.7. Рассчитать критическую цену реализации продукции, обеспечивающую безубыточную операционную деятельность.8. Определить целевую сумму дохода и прибыли при необходимом уровне цен на продукцию.9. Рассчитать объем продаж, дающий одинаковую прибыль по различным вариантам производства ( технологии. цен, структуры затрат и т.п.). Информационное обеспечение для внешнего пользователя – финансовая отчетность -Отчет о финансовых результатах.

2. Операционный рычаг и предпринимательский риск

Относительная неизменность постоянных издержек в операционной деятельности определяет их величину как критическую при изменении объемов производства.

Действительно, при росте объемов продаж переменные издержки растут прямо пропорционально объему, а постоянные – почти не изменяются (изменяются только условно-постоянные издержки).

Для измерения влияния различных темпов роста составных частей совокупных издержек на показатель операционной прибыли используется показатель операционного рычага.

Для понимания сущности показателя операционного рычага (операционного левериджа) приведем систему базовых формул:

РП = р * q = S + П

р = z + п

z = zпер + zпост

S = Sпер + Sпост

Sпер = zпер х* q

Sпост = zпост * q

П = п * q

где РП – выручка от продаж

р – цена 1 единицы

q – объем продаж

S – полная себестоимость выпуска продукции

Sпер – переменные затраты на все продажи

Sпост – постоянные затраты на все продажи

П – прибыль всех продаж

п - прибыль 1 единицы

z – полная себестоимость 1 единицы

zпер - переменные затраты на 1 единицу

zпост – постоянные затраты на 1 единицу

р = z + п = zпер + zпост + п = zпер + мд,

где мд – маржинальный доход 1 единицы

РП = S + П = (z + п ) q = Sпер + Sпост + П = Sпер + МД

где МД – маржинальный доход выпуска продукции

Используя этот инструментарий, можно исчислить объем продаж :

В критической точке

zпост = мд ,

Тогда можно найти критический объем продаж (точку безубыточности), при котром не будет получено ни прибыли, ни убытка:

Для характеристики возможности ведения безубыточной деятельности используют показатели зоны безопасности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности (устойчивости):

ЗБ = q - q₀

ПР = q₀ * р

ЗФУ = РП – ЗБ* р = РП – ПР

ЗБ – зона безопасности

ПР – порог рентабельности

ЗФУ – запас финансовой прочности

или:

ПР = q0 * р

ЗФУ = ЗБ * р

ЗБ = qфакт - q0

Зная систему предыдущих показателей можно приступить к расчету опереционного рычага (операционного левериджа)

Согласно американской концепции ОР равен:

Согласно континентальной концепции ОР равен:

 

 

Операционный леверидж является коэффициентом эластичности, по своему экономическому содержанию показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж, если выручка от продаж изменится на 1 процент. Это позволяет использовать данный показатель как простейший показатель оценки финансового риска авансирования денежных средств в ведение обычной деятельности