VI. Конструкция редуктора
Корпус редуктора, как правило, выполняют разъемным по плоскости, в которой находятся оси всех валов. Нижняя часть корпуса соединяется с верхней (крышкой) болтами и двумя штифтами, фиксирующими правильное относительное положение частей корпуса.
Для устранения течи масла из корпуса через стык плоскости, перед окончательной сборкой плоскости разъема покрывают лаком и болты затягивают, пока лак не затвердел.
Для облегчения разборки, предусматривают отжимные винты. Оба подшипника на каждом валу имеют одинаковые размеры, что обеспечивает возможность получить различные варианты сборки путем перестановки валов.
Для более равномерного распределения нагрузки между подшипниками одного вала целесообразно шестерню на входном валу и колесо на выходном валу располагать дальше от опоры у выходного конца вала, так как на концах валов редуктора устанавливаются муфты или детали передач (шкивы, звездочки), дающие дополнительную нагрузку, передающуюся на ближайший подшипник, Если вал-шестерня быстроходной передачи имеет малый диаметр и относительно большую ширину, то указанное расположение шестерни приводит к частичной компенсации деформации изгиба 1 и кручения 2 (рис. 1), что повышает равномерность распределения нагрузки вдоль зуба – уменьшает коэффициент концентрации нагрузки.
В редукторах централизованного производства все колеса обычно выполняются с одним направлением косых зубьев. Это дает возможность колёса тихоходной ступени редуктора одного размера использовать в качестве колеса быстроходной ступени другого, более крупного редуктора, что существенно сокращает количество разнообразных зубчатых колес.
Кроме того, указанное направление зубьев обеспечивает прижатие колеса к фиксирующему уступу промежуточного вала-шестерни при любом направлении вращения, устраняя опасность сползания колеса со своего места при уменьшении натяга в посадке. Кроме того, разное направление зубьев на колесе и шестерне промежуточного вала дает осевые силы одного направления и на подшипник действует сумма этих сил, в то время как при одинаковом направлении зубьев осевая нагрузка на подшипник равнялась бы разности осевых сил на шестерне и колесе.
Колеса на валы устанавливаются на посадках с натягом: ; и сборку этих деталей обычно производят запрессовкой. В небольших редукторах используют обычно наиболее дешевые и удобные в монтаже радиальные однорядные шарикоподшипники. Крышки, закрывающие подшипники, выполняются привертными или закладными. Первые (рис.2а) удобнее в эксплуатации, так как обеспечивают доступ к отдельным подшипникам, для их осмотра без разборки всего редуктора, вторые (рис.2б) упрощают конструкцию и снижают массу редуктора.
В случае применения привертных крышек регулировку необходимого зазора (суммарного) между наружными кольцами подшипников одного вида и торцами крышек производят подбором толщины прокладок I (см. Рис. 2а); при закладных крышках зазор регулируют подбором толщины компенсирующего кольца 2 (см. Рис. 2б).