ВЕКТОРНЫЕ КОНТУРЫ И ФИГУРЫ

Вы уже поняли, как сложно редактировать растровые изображения и как часто излишнее редактирование портит качество фотографии или рисунка.

Этих недостатков лишена векторная графика. Векторный рисунок запоминается как совокупность геометрических фигур — контуров, представленных в виде математических формул. Чтобы пропорционально увеличить объект, достаточно просто изменить одно число: коэффициент масштабирования. Никаких искажений ни при увеличении, ни при уменьшении рисунка не возникает. Достаточно просто его поворачивать, перекашивать и выполнять другие преобразования.

Чтобы сделать работу с изображениями более гибкой, Photoshop также завел у себя элементы векторной Графики как средство для создания и редактирования выделений и отдельных рисованных объектов. Векторные контуры и фигуры з хранятся и обрабатываются на особых векторных слоях. Они никак не зависят! от разрешения изображения. При экспорте в растровые форматы векторные! контуры и фигуры приходится преобразовывать в растровый вид, но в документах формата Photoshop их можно свободно редактировать, меняя их форму и' размер Векторные объекты можно импортировать в векторные редакторы, сохранять в PDF-формате и выводить на печать на PostScript-принтерах.

Кроме того, векторные контуры служат для создания контуров фигурной обрезки (они же обтравочные контуры) для отдельных слоев или для всего изображения. Первые позволяют спрятать часть слоя, как это делает маска. Вторые позволяют экспортировать в настольные издательские системы изображения непрямоугольной формы. Как правило, экспорт производится в формате EPS, с которым умеют работать и растровые, и векторные редакторы.

Основы рисования контуров и фигур

Начнем с основных терминов, главный из которых контур. Во всех векторных редакторах контур это одна редактируемая геометрическая фигура или линия. В программе Photoshop принята несколько иная терминология. Отдельная линия или фигура называется здесь компонентой контура, а контур это фигура или область, полученная с помощью логических операций сложения, вычитания и пересечения отдельных линий. (Вообще говоря, в векторных редакторах это называется составным контуром.) Во избежание недоразумений по­ясню, что, если это не оговорено специально, под словом «контур» в этом уроке будет иметься в виду контур, состоящий из одной линии.

Любой контур состоит из некоторого количества опорных точек, соединенных прямыми или кривыми линиями — сегментами. Внешний вид контура определяется координатами его опорных точек и кривизной сегментов.

Сами контуры невидимы, но для выделенных ими областей вы можете задавать обводку и заливку Заливка — это цвет внутренней области контура. Она может быть сплошной, градиентной или узорчатой Один контур может иметь только одну заливку и единые цвет и толщину обводки.

При рисовании контуров используется техника кривых Безье. Если вы работали с такими векторными графическими редакторами, как Adobe Illustrator, CorelDraw или Free Hand, вы знаете, что это такое. Для тех. кто не знаком с подобной техникой рисования, следует дать некоторые пояснения

При рисовании прямого отрезка вы задаете конечную и начальную точку, а программа соединяет их прямой линией. При рисовании кривой Безье также задаются конечные точки, но. кроме их местонахождения, вы можете задать направление касательной и радиус кривизны в них.

В результате программа соединяет нарисованные точки (они называются точками Безье) не прямой, а кривой линией. Впрочем, она может быть и прямой, если вы просто щелкнете в этих точках, не задавая кривизны Точки все равно будут точками Безье, и в любую минуту ваша прямая может быть преобразована в кривую

Чем рисовать?

Для рисования кривых Безье, как правило, используется инструмент Реп (Перо), с помощью которого вы сами расставляете точки Безье и регулируете в них кривизну линии с помощью манипулятора кривизны (см далее).

Для создания контуров очень сложной формы можно воспользоваться инструментом Freeform Pen «Свободное перо), позволяющим рисовать «от руки». Затем программа сама преобразует нарисованную линию в кривые Безье.

Простые фигуры типа прямоугольника, эллипса, звезды и т.д проще всего рисовать с помощью, специальных инструментов, которые прячутся на панели инструментов под инструментом Rectagle 'Прямоугольник). После того как один из инструментов выбран, можно переключаться между ними с помощью кнопок на панели управления.

Что рисуем: контуры или фигуры

Рисовать пером и специальными инструментами можно как невидимые векторные контуры так и цветные векторные фигуры. Кроме того, можно рисовать в режиме, когда нарисованный контур сразу же преобразуется в растровый вид, и вы получаете цветную фигуру, нарисованную на активном слое изображения. Режим рисования выбирается с помощью кнопок на панели управления, которые появляются там при выборе любого инструмента рисования.

Щелкните на кнопке Create new work path (Создать новый рабочий контур) на

панели управления, чтобы рисовать невидимые контуры.

Соседняя кнопка Create new shape layer (Создать новый слой фигур) создает новый слой заливки с текущим основным цветом, на котором вы будете рисовать фигуры. Прежде чем рисовать, можно задать для слоя на панели управления значение Opacity (Непрозрачность), чтобы нижележащие объекты просвечивали сквозь фигуру, а в свитке Mode (Режим) выбрать режим смешивания красок. Кроме того, в свитке Layer Style (Стиль слоя) можно выбрать один из готовых стилей для слоя заливки, чтобы сразу получить фигуры с тенями, ореолами, градиентами, узорными заливками и т. д. По умолчанию стиль у слоя отсутствует.

При работе со специальными инструментами рядом есть и третья кнопка:

Create filled region (Создать область с заливкой), которая создает цветную растровую фигуру, залитую основным цветом.

Когда вы рисуете невидимый контур, не создается никаких растровых слоев, а просто Photoshop запоминает конфигурацию контура в палитре Paths (Контуры). Самостоятельно он может помнить только один контур, который называется рабочим. Это временный контур. После закрытия документа или при создании нового контура он очищается. Чтобы при последующем открытии документа вы могли пользоваться созданным контуром, его надо сохранить в палитре контуров и дать ему имя.

Невидимые контуры сами никак на изображении не отражаются, но их можно преобразовывать в выделения, и уже там присваивать заливку и обводку. При преобразовании в выделение контур становится растровым и теряет свою независимость от разрешения. Кроме того, любой контур можно «назначить» контуром фигурной обрезки для всего изображения.

Векторные цветные фигуры имеют довольно сложное устройство. Как уже говорилось ранее, при создании новой цветной фигуры для нее создается специальный растровый слой нужного цвета слой заливки Все, что он содержит, это заливку в размер холста. Фигуры, которые вы нарисуете для этого слоя, будут храниться в палитре Paths (Контуры) как контур фигурной обрезки для слоя. Его можно представить себе в виде лекала, сквозь прорези которого виден цветной слой. Однако поскольку прорези в этом лекале запоминаются в векторном виде, то редактировать их очень легко. Увеличив или повернув прорезь, вы увеличите или повернете цветную фигуру. Можно также добавлять к фигуре новые области или удалять их.

После того как на слое нарисована хотя бы одна фигура, в панели управления появляются еще четыре кнопки, с помощью которых вы можете добавлять или вычитать из фигуры новые области, а также по-разному обрабатывать места их пересечения.

Эти же режимы наложения вы можете выбирать при рисовании контура, состоящего из нескольких компонент. Они сыграют свою роль, когда данный контур будет преобразовываться в выделение или в контур фигурной обрезки для всего изображения. Выполним упражнение, чтобы на практике почувствовать, как рисовать в разных режимах, и чтобы понять, что при этом происходит.