Киевская Русь X – начала XII в.: государственный строй, социальная структура, политическое развитие, экономика
Государственный строй. Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече, Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. За все время существования Киевской Руси был только один случай, когда в Галиче на княжеский престол сел не член этого рода, а боярин Владислав Кормильчич. В понимании населения того времени правил весь род князей, и каждый член этого рода имел право на власть. Это единство княжеского рода способствовало идее единства, соборности Русской земли. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.
Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Так, Ярославичи решили отменить кровную месть, заменив ее штрафом. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела. С летописей следует, что Ярослав и Изяслав II приказывали созывать собор епископов и выбирать митрополита. Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. В своем «Поучении...» Мономах указывает на совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями.
Вече представляло собой орган власти, который сохранился с времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. В Киеве первое известие о вече предоставляет летопись 1024 года: победитель Ярослава, Мстислав, не занял киевский престол, поскольку киевляне в лице вече не пожелали этого.
Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор — «ряд». Содержание таких «рядов» до нас не дошло. Скорее всего, в этом договоре указывались обязанности князя перед населением.
Вече в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове. Оно не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли. Неясно, как проходили вечевые собрания, кто на них председательствовал. На вече голосов не подсчитывали, побеждала та идея, которую поддерживало явное большинство. Участие в вече принимали главы семей свободных людей. Следовательно, можно сделать вывод, что ни боярский совет, ни вече в Киевской Руси не обрели парламентской формы и не превратились в постоянные государственные органы.
Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.
В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились:
• дворский — ведал всем княжеским хозяйством;
• воевода — командующий всеми вооруженными силами княжества;
• тиун конюший — отвечал за княжеские конюшни;
• стольник — ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием. Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.
Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.
В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:
• тиуны,
• мытники (взимали торговую пошлину — «мыть»),
• вирники (взимали виру — штраф за убийство),
• данщики (сборщики дани),
• пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей — «пятно») и др.
Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь — сельская территориальная община.
Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.
Социальная структура.Социальная структура Киевского государства была динамична, имела неустойчивый, подвижный характер, т.е. большинство социальных групп (страт) не были замкнуты и общественный статус отдельных лиц мог сильно изменяться в течение жизни.
Привилегированные положение занимали князь, княжеский дом (Рюриковичи), бояре входившие в состав старшей дружины. Фактически общественная элита включала представителей княжеской администрации. В начальный период истории Киевской Руси окружение князя составляли норманны (см. список послов в текстах договоров с Византией). Однако со временем, благодаря ассимиляции знать, как и сами Рюриковичи славянизировались. Причастность к государственной власти, заслуги перед князем обеспечивали не только широкие правовые гарантии (в “Русской правде” именно убийство княжеских тиунов, а не крупных земельных владельцев карается наибольшим штрафом в 80 гривен), но значительный материальный доход. Так воевода Свенельд при Игоре имел персональное право сбора дани с древлян. Солидный доход от сбора дани имели сыновья князя и его наместники на местах - посадники. В начале XI в. Ярослав, возглавлявший княжеское управление в Новгороде, оставлял на содержание своих приближенных не менее 1/3 всех сборов. Несомненно, что в пользу государственного аппарата перераспередлялись военная добыча, штрафы (вира), а также доходы от торговли и пошлин. В конце IX - X вв. привилегированное положение сохраняли и князья подчиненных Киеву славянских союзов (например, древлянский князь Мал). В договоре с Византией (907 г.) они упоминаются сразу после Олега и других Рюриковичей. Среди социально престижных “должностей” в княжеском окружении следует назвать дружинных воевод, кравчих (распорядителей на княжеских пирах), огнищан (судебных исполнителей), тиунов (управляющих княжеским хозяйством), вирников (сборщиков штрафов), подъездных (адъютантов) и др.
С княжеской администрацией тесно связано формирование боярства. Если судить по договорам Руси с Византией, то в качестве “бояр” выступают воеводы и старшие дружинники, выполнявшие одновременно роль дипломатов и торговых агентов. В отношении аристократии, старших дружинников, бояр в летописях употребляется термины “мужи”, лучшие мужи”. Первоначально данный социальный институт не был впрямую связан с крупной земельной собственностью. В качестве верховного владельца и распорядителя земли выступал киевский князь. Несмотря на то, что источники указывают на существование не княжеских владений (полоцкие земли варяга Роговолда, земельные угодья розданные Владимиром наиболее лояльным варягам, после захвата в 980 г. Киева и победы над Ярополком), по-видимому, такие случаи даже в X в. носили эпизодический характер. Надо думать, что и в XI в. развитие боярского землевладения не стало ведущей тенденцией. Бояре и в этот период прежде всего военные и гражданские чиновники, а лишь затем собственники. К тому же ничто не указывает на условный характер боярской вотчины в Киевской Руси, в связи с чем киевского боярина нельзя напрямую отождествлять с западноевропейским феодалом. На Руси в X - XI отсутствовала феодальная лестница и сопутствующие институты в виде феодального иммунитета, обязательной службы сеньору и т.д. “Феодализацию” в какой-то мере можно связать с оформившейся в течение XI в. удельной собственностью Рюриковичей, которая в 1097 г. закрепляется в качестве “вотчин” отдельных ветвей правящего рода.
Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь. Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города Новгород и Киев.
С самого начала своего существования Русь имела обширные внешнеполитические связи с соседними народами. Княжеская власть скрепившая новое государство активно использовала разнообразные дипломатические приемы, международный опыт, опираясь при этом на традиции и устои восточнославянских племен.
Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Ее образование стало итогом сложного и длительного процесса формирования феодальных отношений, подготовленным всем ходом развития полутора десятков восточнославянских племенных союзов.
Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд и расправу. Дружинники помогали князю управлять его домом и хозяйством, строили
Города-крепости, созывали воинов; отправлялись в другие страны послами князей, торговали княжескими товарами. Зависимость отдельных племенных союзов от киевского князя часто ограничивалась лишь уплатой дани.
Историки выделяют следующие особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси:
Процессы социально-классовой дифференциации шли медленнее, чем в Западной Европе той эпохи. Крупная частная собственность на землю (вотчина) не играла ведущей роли в экономике Руси; основана она была на труде рабов (челяди, холопов) и полусвободных.
Основной единицей хозяйственного и общественного устройства оставалась свободная земледельческая община - коллективный собственник, организующий все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культовую. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: коллективное принятие решений, выборность старейшин.
3. Князь в Киевской Руси не был государем в полном смысле слова. Государственное устройство держалось на договоре ("ряде") земель отдельных союзов племен и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства.
По определению А.Н. Сахарова, "раннее Киевское государство с политической точки зрения - федерация княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с социально-экономической точки зрения - совокупность территориальных общин с элементами родовых отношений".
4. Господствовал идеал "народоправства" ("вечеправства"). Народное собрание (вече) решало важнейшие вопросы в жизни городов, волостей: вопросы войны и мира, денежных сборов и т.д.
5. Древнюю Русь скандинавские саги называли "гардарик" ("страна городов"). Но города Руси - это не только центры торговли, ремесла. Это - и своеобразные города-государства (центры, к которым тяготела округа).
Рядовое население Киевской Руси было вооружено, организовано по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Это народное ополчение было решающей силой в походах, войнах; подчинялось оно не князю, а вечу. Подобная традиция сложилась под влиянием постоянной внешней опасности, прежде всего - со стороны кочевой Степи Оргиш В.П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства,
Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни.
Киевский период также отличен христианизацией Руси; он является свидетелем взлета блестящей цивилизации, особенно проявляется в архитектуре, литературе и прикладных искусствах.
Кроме достижений русского народа, жизнь в Киевской Руси имела много негативных аспектов. Постоянные вторжения тюркских кочевников с юго-востока, внутренние войны, русскими князьями, не давали покоя населению для жизни. Постоянная пропасть между высшими и низшими классами выливалась в экономические и социальные кризисы. Несмотря на все ее недостатки, Киевская Русь тепло воспринималась народной памятью. Никакой период истории страны не воспринимался в русском фольклоре с такой благодарностью, как Киевский.
Список использованной литературы:
1. Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. М.: Наука 1989. 288с.
2. Алишев С. Х. По следам минувшего. Казань: Мир 1986. 113с.
3. Ахиезер А. С. Самобытность России как научная проблема // История Отечества. 1994. №5 37с.
4. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Пресс 1992. 303с.
5. Головатенко А. И. История России: спорные проблемы. М.: Пресс 1994. 256с.
6. История Европы с древнейших времен до наших дней. М.: Юнит 1992. 86с.
7. Ключевский В. О. Русская история. М.: АСТ 1993. 197с.
8. Новосельцев А. П., Сахаров А. Н., Буганов В. И., Назаров В. Д. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: Зеркало 1996. 576с.
9. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. «История России», учебник. – М., 1997.
10. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, История государства и народов России, М 2003 г.
11. Смирнов А. Н. «Древние славяне». - М., 1990 г.