А) Ж.Ф. Рамо. Вихри

Однако в некоторых рондо образная амплитуда расширяется, и в бо­лее далеких от начала эпизодах появляется значительный ритмофактурный контраст. Такова рекордная по числу частей «Пассакалия (Рондо)» Куперена, где в 6-м эпизоде мерной поступи рефрена контрастирует торжественный пунктирный ритм французской увертюры, а в 8-м (пос­леднем) эпизоде бушует поток сплошных шестнадцатых длительностей. Циклопических масштабов достигает рефрен и его замыкающее повто­рение в рондо Рамо «Циклопы» — 51 и 52 тт.; рондо послужило мате­риалом для сцены Вулкана и Циклопов в опере-балете Рамо «Сюрпризы Амура».

У французских клавесинистов появились и циклы танцев в форме рондо с объединяющим контрастом одноименных тональностей: Рамо, Жига в форме рондо e-moll в 5 частях и 2-я жига в форме рондо E-dur (на другой теме), в 7 частях; Рамо, «Застенчивая», 1-е рондо a-moll и 2-е рондо A-dur.

И.С. Бах использовал форму рондо названного вида в ряде произ­ведений: финал Скрипичного концерта E-dur, Рондо из Партиты для скрипки соло E-dur, Паспье I в форме рондо из 5 Английской сюиты e-moll.

Рондо разбираемого вида получило распространение в русской светской музыке конца XVIII в. В качестве простейшего примера можно указать Рондо из Сонатины C-dur для клавира из «Книги генерал-бассу Авдотьи Ивановой» (1786), из 5 частей, с добавлением излюбленной русской вариационности при повторении рефрена.