Великая дидактика». Я.А.Каменского.
Проблемы дидактики наиболее подробно раскрыты в книге Ян Амос Камененского « великая дидактика». В ней он привел стройную систему идей, на базе которых следует организовать учение ребенка:
- познание на основе чувственного опыта в его органическом единстве с практикой и абстрактным мышлением;
- организация познания в процессе деятельности;
- направленность познания на получение пансофического
( энциклопедического) знания, поставленного на службу реальным потребностям человека и общества.
- необходимость создания новаторского метода обучения, который должен быть естественным методом, основанным на самостоятельности и творческой познавательной деятельности школьника;
- необходимость создания специальных учебников для обучающихся вместо используемых тогда обычных книг; учебник должен отвечать требованиям краткости, выдиления главного, системности, простоты, полноты и т.д.
- необходимость строить обучение на чувственном опыте, т.е. все представлять чувствам(нужно все начинать с наблюдения, а не со словесных толкований, на этой базе развивать познавательные способности детей)
Для обучающих он разработал стройную систему основных дидактических принципов, т.е. требований, правил организации познавательной деятельности обучаемых. В эту систему были включены следующие принципы:
- наглядность –золотое правило дидактики по выражению Каменского
- сознательность учения школьника
- систематичность обучения, т.е. построения содержаний знания в определенной системе, с выявлением взаимосвязей между явлениями;
- последовательность обучения, т.е. требование выводить новые знания на базе старого;
- посильность обучения т.е. доступность для ребенка;
- прочность усвоения путем повторения и упражнений.