Воспитание и способы воспитательного воздействия на человека.

Процесс воспитания представляет собой органическую часть целостного деятельно-воспитательного процесса. Достижение заданных воспитательных целей осуществляется наиболее эффективными способами – методами воспитания.

Метод воспитания (от греч. «metodos» – путь) – это способ реализации целей воспитания.

Методы воспитания– способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Содержательно методы воспитания проявляются:

- через непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

- через создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств;

- через общественное мнение референтной группы (коллектива), личностно значимого, авторитетного для воспитанника человека, средств массовой информации (телевидение, печать, радио);

- через совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение с ним, игру;

- через процессы обучения или самообразования, передачу социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального общения;

- через народные традиции, творчество, чтение художественной литературы.

Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы педагогических мер и совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью (замыслом).

Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода, и представляют конкретное действие педагога.

Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами.

1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример.

2. Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий).

3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.

4. Тренингово-игровые – деловые игры, социально-психологические тренинги и др.

5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.

Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Классификация методов.

1. Наиболее распространённой является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания:

- методы формирования сознания, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

2. Группировка методов воспитания П.И. Пидкасистого:

- методы, формирующие мировоззрение воспитанников;

- методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы;

- методы, осуществляющие оценку поступков воспитанников.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, что воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффективное развивающее и формирующее влияние. В процессе воспитания необходимо побудить личность к самовоспитанию.

К методам самовоспитания относятся самопознание, самообладание, самостимулирование, самокоррекция, самоубеждение, самоконтроль.

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного опыта или их системы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

Процедуру использования комплекса методов и приёмов по достижению воспитательной цели называютметодикой.

Систему методов, приёмов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действий воспитателя, определяют как технологию.