Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.

Результаты профессиональной деятельности юриста во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.

Заранее обозначаются временные рамки встречи. Не принято затягивать встречу сверх отведенного для нее времени. Считается неприличным во время беседы посматривать на часы.

При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на «мелочи» этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на результат встречи.

Так, входя в кабинет, следует спросить на это разрешение, даже если вас пригласила секретарь. Этого не делается, если секретарь сама проводит вас в кабинет и представит его хозяину. Хозяин, в свою очередь, не просто кивает в ответ, а выходит из-за стола и идет навстречу вошедшему, приветствуя его. Если собеседники не знакомы, после взаимного представления хозяин предлагает гостю сесть. Местоположение гостя и хозяина важно: если хозяин остается на своем месте, это придает ему больший вес, символизирует доминирование в разговоре, если же хозяин садится напротив гостя и тем более рядом с ним, то это указывает на стремление к равенству, выражение уважения к собеседнику. Во время разговора сидят ровно, свободно. Участвуя в деловой беседе, стараются не курить, тем более без разрешения хозяина кабинета.

В беседе важны не только выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, но и состояние одежды, умение свободно чувствовать себя в ней.

Большое значение в беседе, переговорах имеют речь и стиль изложения (тембр, интонация, четкость произношения, громкость голоса). Нельзя употреблять слова-паразиты, не стоит - пословицы, поговорки, присказки. Нужно быть осторожными с употреблением иностранных слов и выражений. Чем доходчивее, понятнее собеседнику будет ваша речь, тем больше вероятность, что вы найдете общий язык. Беседу необходимо вести спокойно, не повышая голоса и не показывая своего раздражения даже тогда, когда для этого есть основания.

Будьте внимательны и предупредительны к собеседнику, цените его аргументы, даже если они слабы. Умение слушать собеседника в деловом общении — залог взаимопонимания, без которого деловые взаимоотношения могут и не сложиться. Слушая, надо:

. забыть личные предубеждения против собеседника;

. не спешить с ответами и заключениями;

. разграничивать факты и мнения;

. следить за тем, чтобы ваша речь была предельно ясной и точной;

. быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника;

. действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекаться на посторонние мысли.

Существуют этические нормы внешнего проявления чувств в деловом общении. Сдержанность в интонациях, силе голоса, в мимике и жестах действует на собеседника сильнее, чем неумеренные возгласы, громкий голос, бурная жестикуляция.

Во время беседы необходимо повернуться лицом к говорящему и постоянно поддерживать с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы внимательно слушаете собеседника.

Не задавайте слишком много вопросов. Старайтесь ограничиваться вопросами для уточнения уже сказанного. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями, никогда не говорите собеседнику о том, что вы хорошо понимаете его чувства, не давайте совета, пока вас не попросят.

Надо быть терпеливым, считаться с манерой разговора собеседника. Нельзя быть излишне самоуверенным: не считайте, что, вступая в беседу, вы имеете абсолютно непоколебимую позицию.

Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны