Методы определения потребности в товарах

В основе определения объемов закупки товаров лежит определение величины спроса на товар в текущем и перспективном периодах. Одной из основных характеристик классификации прогнозов является продолжительность периода, на который формируется прогноз. В зависимости от этого можно выделить: краткосрочные прогнозы (от 1 месяца до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 10 лет).

Постоянное изучение и прогнозирование спроса – необходимое условие для успешной торговли. Знание спроса позволяет рационально маневрировать и использовать ресурсы, продавать товар по выгодным ценам, в соответствии с ожидаемой обстановкой на рынке расширять или сокращать производство товаров. В зарубежной и отечественной практике существует множество количество методов прогнозирования, отличающихся инструментарием, областью применения и обоснованностью. Это связано с различными видами товаров, разнообразием мотивации спроса, а также различиями в доступности и надежности информации. Все методы прогнозирования можно подразделить: на метод экспертных оценок, нормативные методы, экономико-статистические методы, методы моделирования.

В качестве исходной информации о состоянии рынка и формировании спроса в исследуемый период и на перспективу могут служить следующие источники:

l официальная государственная статистика, которая содержит экономические, социальные, демографические, этнические и другие материалы, отражающие динамику рынка и используемые для его изучения на уровне региона, республики, страны;

l отраслевая и ведомственная статистика – сведения, содержащиеся в официальной отраслевой и ведомственной статистике;

l панельные обследования, или систематически повторяющиеся опросы одной и той же группы потребителей, осуществляемые в форме личной беседы. На основе периодического опрашивания потребителей устанавливается динамика их потребностей и возможности, связанные с приобретением товаров;

l опросы потребителей – ответы респондентов на определенно поставленные вопросы в ходе обследования. Путем интервьюирования или анкетирования изучаются мотивы, предпочтения и намерения потребителей, а также их оценки используемых и обновляемых товаров;

l машиносчитывающие данные о движении товаров, полученные с помощью считывающих устройств компьютеров. Они позволяют фиксировать повседневное движение товаров, темпы их потребления и вести учет. Количественный учет реализации товаров отражает складывающийся спрос по каждой товарной позиции. Автоматизированная технология товародвижения все больше применяется в фирменных магазинах и складском хозяйстве;

l экспертные оценки – аргументированная точка зрения высококвалифицированных специалистов по существу изучаемых явлений, т.е. компетентные оценки тех или иных объектов, процессов, товаров;

l тестирование – метод социально-психологического изучения поведения потребителей, посредством которого фиксируется их отношение к тому или иному явлению, связанному с покупкой товара;

l эксперимент, дающий наиболее точные результаты исследования конкретного объекта. Примером могут служить данные опроса покупателей до и после проведения рекламы реализуемого товара.

Метод экспертных оценок состоит в оценке высококвалифицированными специалистами-экспертами факторов и прогнозных явлений, связанных со спросом. Экспертиза предполагает обсуждение и выработку независимыми экспертами общего мнения относительно изучаемого объекта. При этом используется один из следующих способов: компромиссная оценка, взвешенное решение задачи (метод «мозговой атаки»), приведение контраргументов на каждый довод эксперта (метод «адвоката»), индивидуальный опрос эксперта с последующим коллективным обсуждение и повторным пересмотром оценок (метод Дельфи). Окончательное решение принимается на основе совокупности индивидуальных оценок экспертов.

Экономико-статистические (экстраполяционные и регрессионно-корреляционные), а также структурные методы используются для анализа и прогнозирования спроса. Основу этих методов прогнозирования составляет изучение временных рядов показателей, полученных, прежде всего торговой (а также бюджетной) статистикой. Использование этих методов возможно, если предполагается, что временные ряды выражают достаточно устойчивые причины связи, которые можно обнаружить в ходе количественного анализа. Кроме того, применение этих методов дает два важных преимущества. Во-первых, помогает на чисто коммерческой основе выявить характер связи между отдельными элементами и факторами и влияние каждого из них на состояние и изменение спроса. Во-вторых, позволяет проводить эксперименты, прорабатывать альтернативные варианты прогнозов и рассматривать результаты принимаемых решений на основе тех или иных вариантов.

Нормативными методами прогнозирования спроса населения являются те, основу которых составляют физиологические и рациональные нормы потребления отдельных продуктов питания и непродовольственных товаров.

.