Проблема не признанности государств в современном мире и перспективы решения приднестровского конфликта.

В практике международных отношений проблема непризнанных государств не имела актуального звучания и решалась на условиях нерушимости границ и территориальной целостности признанных государств вплоть до 80-х годов XX в. Положение меняется в начале 90-х гг. Распад СССР вызвал ряд территориальных изменений в Европе. В одних случаях эти изменения осуществлялись сравнительно спокойно (Чехословакия), в других - с применением насилия и вооруженной борьбы (Югославия). На территории бывшего Советского Союза в это время создается множество государственных образований, неподконтрольных властям «новых» республик - Нагорно-Карабахская республика, Южная Осетия, Чеченская республика, Абхазия, Приднестровье. Формирование непризнанной государственности сопровождается конфликтами, вспышками насилия, экономической, политической, информационной блокадами, постепенным расширением количества участников конфликтов и другими негативными последствиями.

 

Решение Приднестровского конфликта не может быть достигнуто в рамках существующих подходов и существующего переговорного процесса. Равно как бессмысленно искать какую-то формулу «особого юридического статуса», которая автоматически привела бы к объединению страны.

Формула «разрешенный конфликт» означает не подписание какого-либо документа, а завершение процесса трансформации объединенной Республика Молдова в жизнеспособное правовое демократическое государство, перспектива существования которого не будет подвергаться сомнению. Однако, подобный подход к проблеме даже не рассматривается в молдавской обществе.

В силу того, что первопричины конфликта остались в прошлом, искусственное затягивание его разрешения приводит только к наращиванию упущенных возможностей для населения обоих берегов Днестра. Осознание тупиковой ситуации и неопределенности будущего приводит к массовому исходу населения из Приднестровья.

На сегодняшний момент не существует ни достаточного внутреннего потенциала для разрешения конфликта, ни достаточно благоприятной внешнеполитической обстановки.

Решение приднестровской проблемы нельзя связывать с проблемой вывода российских войск с территории Приднестровья, что делается постоянно, как аналитиками, так и официальными структурами. Это разные проблемы, и если отделить их, то можно было бы найти пути их решения.