Понятие и виды форм государственного управления.

Формы государственного управления – это внешнее выражение содержания исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности. Деятельность исполнительной власти имеет организационные формы (аппарат (органы) управления) и юридические формы (административное право). Таким образом, формы государственного управления – это внешне выраженные типичные проявления практической деятельности органов государственного управления (органов исполнительной власти), посредством которых они реализуют свои функции, решают стоящие перед ними задачи.Виды. Как и другие виды государственной властной деятельности (законодательная, правосудие) государственное управление осуществляется в правовых и неправовых формах.

Правовые формы – это и есть административно-правовые формы государственного управления. Суть их состоит в том, что они влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Главной АПФ являются правовые акты управления. Административно-правовые формы (АПФ) принято классифицировать по следующим основаниям.По содержанию: правотворческая, правоприменительная, договорная.Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности. Правоприменительная форма государственного управления включает издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права) и совершение действий юридического характера.Договорная форма государственного управления – это форма координационных (согласительных) административно-правовых отношений, предполагающая равенство участников этих отношений. По функциональной направленности: регулятивная АПФ и правоохранительная АПФ.Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.По способу выражения: вербальные (словесные) и конклюдентные (знаки).

Вербальные формы включают: письменные и устные Письменная форма – основная административно-правовая форма. Эта форма используется при решении управленческих вопросов, требующих письменного оформления действий субъекта государственного управления, что порождает юридические последствия. Устная форма состоит в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые также влекут юридические последствия.Конклюдентные формы – это административные акты имеющие форму знаков, жестов (свисток милиционера, жест постового, регулирующего дорожное движение, сигнал светофора, дорожные знаки).Неправовые формы включают:1) действия организационного характера. Они выражаются в организации делопроизводства, методической работе, составлении отчетов, проведении совещаний, обучении персонала, внедрении научной организации труда и другой организационной работе в органе исполнительной власти. 2) материально-технические операции призваны обеспечить работу органов исполнительной власти. К этим операциям относятся организация работы экспедиции, транспорта, внедрение оргтехники и ряд других мер.