Атрибутивный стиль как личностная переменная

Поскольку атрибутивный стиль понимается как параметр индивидуальных разли­чий, он должен быть измеримым с помощью какого-то теста. Поэтому Петерсон и его коллеги (Peterson, Semmel, Baeyer, Abramson, Metatsky, Seligman, 1982) разрабо­тали «Опросник атрибутивного стиля» (ASQ). Чтобы получить надежную оценку обобщенного атрибутивного стиля, атрибутироваться должны не отдельные реаль­ные события наподобие выполнения тренировочного задания. Скорее, такая оценка предполагает атрибутирование гипотетических ситуаций, каждая из которых долж­на быть представлена и с позитивным, и с негативным исходом. Половина ситуаций носит достиженческий характер, половина — социальный. Задача испытуемого со­стояла в том, чтобы вжиться в эти ситуации, представив, что он сам вовлечен в них, и указать причины описываемого исхода ситуации. Затем эти причины оценивались по трем параметрам каузальной атрибуции. Так определялись показатели внутрен­ней локализации, стабильности и глобальности — отдельно для позитивного и нега­тивного результатов действия (немецкая версия опросника атрибутивного стиля была разработана и опробована Брунштейном — Brunstein, 1986a, b).

Поскольку индивидуальные различия атрибутивного стиля довольно значи­тельны, возникает вопрос о том, как они формируются. На эту тему имеется иссле­дование корреляции атрибутивного стиля и депрессивности у родителей и их 8-13-летних детей (Seligman, Peterson, Kaslow, Tanenbaum, Alloy, Abramson, 1984). Оказалось, что показатели атрибутивного стиля и депрессивности матерей в зна­чительной степени коррелируют с показателями детей. Это позволяет предполо­жить, что матери передают детям свои депрессивно-атрибутивные тенденции; мож­но, однако, предположить и то, что это влияние взаимно и может усиливаться в ходе взаимодействия матери и ребенка.