Адаптация новых работников
5.3. Адаптация новых работников
5.3.1. Понятие адаптации
После зачисления в организацию происходит введение нового работника в должность, которое представляет собой совокупность процедур, имеющих цель сократить период адаптации в коллективе.
Адаптация работника — процесс приспособления работника к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде.
Правильно организованный процесс адаптации должен привести:
к уменьшению стартовых издержек за счет уменьшения сроков достижения новым сотрудником установленных стандартов выполнения работ;
сокращению текучести кадров;
экономии времени непосредственного руководителя и рядовых работников;
возникновению у нового члена коллектива чувства удовлетворенности работой, снижению тревожности и неуверенности.
Хорошая программа адаптации и ориентации работника на рабочем месте имеет следующие качества: она тщательно спланирована, ее содержание совершенно ясно, роли участников процесса четко определены.
Если организация крупная и вновь принятых много, то введение в должность может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Обычно оно происходит с помощью специального курса адаптации, организация которого лежит на службе управления персоналом и включает следующие этапы:
Первый этап — составление списков сотрудников, которые войдут в рабочую группу по разработке и внедрению программы адаптации. Необходимо включить в эту группу линейных руководителей и менеджера по персоналу.
Второй этап — описание результатов, которых необходимо достичь с помощью программы адаптации. Четкие формулировки помогут линейным руководителям понять цели программы.
Третий этап — классификация новых работников по группам. Определение требований к программам адаптации для каждой группы.
Четвертый этап — составление списков вопросов, обычно возникающих у новых работников.
Пятый этап — составление списка действий нового работника во время программы адаптации (испытательного срока), а также перечень необходимых для него сведений.
Шестой этап — разработка программы первого дня сотрудника.
Седьмой этап — планирование экскурсии по организации, ее содержание, время. Назначение ответственного за ее проведение.
Восьмой этап — определение, каким образом будет представлен новый сотрудник остальным членам коллектива, что будет рассказано о новичке.
Девятый этап — подготовка комплекта печатных материалов, включающего по необходимости следующие разделы:
миссия компании, история компании;
корпоративная культура, Положение о персонале, внутрифирменные отношения;
организационная структура, положение о подразделении, должностная инструкция;
технологии работы, техника безопасности;
список сотрудников с указанием должности, рабочей комнаты, номера телефона, e-mail;
список ответов на наиболее стандартные вопросы новичков с указанием лиц, к которым можно обратиться для дополнительных разъяснений.
Десятый этап — определение необходимости специальных учебных мероприятий по освоению новым сотрудником своих должностных обязанностей.
Одиннадцатый этап — определение критериев успешности прохождения испытательного срока, варианты его досрочного прекращения.
Двенадцатый этап — определение формы предоставления информации от нового сотрудника и его наставника о ходе адаптационного периода (испытательного срока).
Тринадцатый этап — разработка программы подведения итогов испытательного срока и перевода сотрудника в основной штат.
Достаточно внушительный список действий позволит в дальнейшем принимать решения по уже составленной программе.
Примером внимательного отношения к новому сотруднику может служить прием в одном большом агентстве, где, для того чтобы облегчить вхождение в должность новым сотрудникам, на их мониторы прикрепляются флажки. Все проходящие мимо и видящие их знают, что здесь сидит тот, кто больше других нуждается в поддержке и общении. Сотрудник, выделенный таким образом, не только получает помощь, но и понимает, что он важен для компании и новых коллег.
При индивидуальном введении в должность непосредственный руководитель представляет его коллективу (рассказывает биографию, отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и о наиболее распространенных ошибках в работе. Чаще всего к новому сотруднику прикрепляют специалиста с большим опытом, который помогает ему войти в коллектив. Руководитель контролирует первые шаги новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении.
В результате каждый новичок должен знать общие правила, требования к работе, стандарты ее выполнения, действия в случае опоздания или болезни, требования к внешнему виду, к поведению и т.д.
После первого месяца работы руководитель или прикрепленный сотрудник составляют адаптационный лист посредством которого можно выявить возникающие проблемы.
Адаптационный лист
Ф.И.О. адаптанта
Подразделение, должность
Руководитель подразделения
Ф.И.О. прикрепленного сотрудника
Дата приема на работу
Выполнение заданий:
№ п/п | Задание | Срок выполнения | Результаты |
f | |||
На этом этапе адаптации оценка результатов работы доводится до работника и по необходимости корректируется его работа.
В конце адаптационного периода (испытательного срока) проводится повторная оценка путем заполнения адаптационного листа работы сотрудника и делаются выводы о продлении адаптации или приеме на работу.
Оценка (заключение) уровня адаптированное™ нового работника проводится менеджером по персоналу совместно с руководителем подразделения, в которое принят работник, и с наставником.
Об успешной трудовой адаптации можно судить по следующим показателям:
отсутствие чувства напряжения, неуверенности;
овладение необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для выполнения работы;
демонстрация рабочего поведения, отвечающего требованиям профессиональной деятельности руководства;
соответствие рабочих показателей работника установленным нормативам;
желание работника совершенствоваться в работе;
удовлетворенность самого работника своими новыми достижениями.
Всем вновь зачисленным работникам бывает трудно адаптироваться к новому коллективу, вдвойне сложнее это дается руководителям. Вместе с ростом положения возрастает и круг обязанностей, ответственность. Рассмотрим рекомендации к адаптации руководителя:
Следует тщательно изучить структуру новой организации, выявить взаимосвязи между подразделениями, узнать о распределении прав и ответственности между ними. Если это крупная компания, то она отличается большим разнообразием внутриорганизационных связей, сложностью подчинения, которое может быть как административным, так и функциональным и определяется многими объективными факторами и условиями.
return false">ссылка скрытаПопытаться наладить профессиональные и личные связи со своими руководителями и ближайшими подчиненными. Затем нужно увлечь своими идеями подчиненных и привлечь на свою сторону начальство, а уже руководители донесут до рядовых сотрудников и убедят их в правильности нововведений.
Надо научиться уважать те решения, которые принимает каждый руководитель среднего звена в пределах своих полномочий. Доверие со стороны руководителя поможет ему установить обратную связь с подчиненными.
Через несколько месяцев, познакомившись изнутри с деятельностью компании и наладив связи со своими непосредственными подчиненными, руководитель может установить личный контакт с наиболее выдающимися рядовыми сотрудниками. Этот подход основывается на том, что рядовому специалисту с потенциалом, разделяющему цели и ценности компании, можно позволить установить для себя важные задачи и искать пути их решения самостоятельно. Такой подход поднимет авторитет руководителя и закрепит его позиции в компании.
Успех адаптации во многом зависит от качества подбора персонала: важно подбирать мотивированных людей, соответствующих профессиональным требованиям и разделяющих ценности организации