Полнотекстовые информационно-поисковые системы
Процессы компьютеризации деятельности предприятий привели к накоплению большого объема неструктурированной текстовой информации. Возникла потребность в программном обеспечении, реализующем эффективный поиск информации.
Информационно-поисковые каталоги, фасетные и тезаурусные системы не могли быть в полной мере использованы в массовой персональной автоматизации. Потребовались средства, которые бы в максимальной степени освобождали пользователя от необходимости сложной предварительной структуризации предметной области и затратных процедур индексирования при накоплении текстовых данных, но в то же время создавали бы эффективный и интуитивно понятный поисковый инструментарий. В результате на рынке программных Продуктов появились полнотекстовые ИС.
Полнотекстовые ИС строятся на основе информационно-поисковых языков дескрипторного типа. Информационно-технологическая структура полнотекстовых ИС включает:
- хранилище документов;
- глобальный словарь системы;
- инвертированный индекс документов;
- интерфейс ввода документов в систему;
- механизм индексирования;
- интерфейс запросов пользователя;
- механизм поиска документов;
- механизм извлечения найденных документов.
Хранилище документов может быть организовано как единая локально сосредоточенная информационная структура в виде специального файла с текстами документов.
Глобальный словарь системы может быть статическим и динамическим.
Статические словари определяются заранее и не зависят от содержания документов, вошедших в хранилище.
Динамические словари определяются набором словоформ, имеющихся в документах хранилища. Изначально такой словарь пуст, но с каждым новым документом в него помещаются новые словоформы.
Элементы глобального словаря выступают в качестве дескрипторов ИПЯ-системы. Поступающие через интерфейс ввода-вывода документы подвергаются операции индексирования по глобальному словарю. Механизм индексирования в полнотекстовых ИС полностью автоматизирован и заключается в создании специального двоичного
вектора, компоненты которого показывают наличие или отсутствие в данном документе слова с соответствующим номером из глобального словаря.
Существенное влияние на эффективность полнотекстовых ИС оказывает морфологический разбор при индексировании документов и запросов. Морфологический разбор позволяет выделять общую для однокоренных слов словоформу, а также выделять лексемы, т. е. слова, отличающиеся окончаниями, приставками и суффиксами.
В результате индексирования поисковый образ каждого нового документа представляется набором словоформ из глобального словаря, присутствующих в тексте документа, и поступает в виде соответствующего двоичного вектора для дополнения индекса системы. Индекс строится по инвертированной схеме и в двоичном виде отражает весь (полный) текст учтенных или накопленных документов.
При удалении документа из системы соответственно удаляется и поисковый образ документа.
Через интерфейс запросов пользователь в терминах ИПЯ дел запрос, который обрабатывается поисковой машиной. Механизм поиска основывается на тех или иных алгоритмах и критериях сравнения поискового образа запроса с поисковыми образами документ образующими индекс системы. Результатом поиска является определение номеров документов, поисковые образы которых соответствуют поисковому образу запроса. Далее специальная подсистема на основе установленных в хранилище указательных конструкций извлекает и доставляет соответствующие документы пользователю.
Примером полнотекстовых информационно-поисковых систем являются автоматизированные информационные системы по законодательству.
Автоматизированная информационная система по законодательству (АИСЗ) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним. Эти инструменты позволяют производить поиск документов, формировать подборки документов, печатать документы.
АИСЗ являются частью следующих типов информационных систем.
1. Справочно-информационные системы общего назначения, ориентированные на доступ пользователей к нормативно-правовым актам. К этим системам относятся «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.
2. Глобальные информационные службы (хост-системы), предоставляющие доступ удаленным пользователям к библиографи-1 ческой, полнотекстовой или другой информации. Крупнейшей в мире коммерческой службой, обеспечивающей доступ к юридической информации, является система LEXIS (США).
3. Системы информационной поддержки деятельности правотворческих органов. Спецификой таких систем является необходимость хранения и поиска многих версий и редакций нормативно-правовых документов, с учетом вносимых поправок и изменений.
4. Системы автоматизации делопроизводства судов, милиции и других правоохранительных органов.
5. Основными особенностями АИСЗ являются:
- необходимость предоставления адресного доступа к полным текстам;
- в информационных языках для поиска в БД по законодательству необходим учет контекстных связей, регламентированных прилагательных (типа «обязательный», «произвольный» и др.);
- тексты нормативных актов должны подвергаться так называемой юридической обработке, при которой тексту приписываются не только классификационные индексы, ключевые слова или дескрипторы (как при обычном индексировании), но и комментарии специалистов, ссылки на предшествующие версии, связанные документы, решения судов и др. В 1992 году образовалось НПП «Гарант-Сервис». В этом же году была создана общероссийская сеть «Консультант Плюс», которая охватила множество городов России. В настоящее время наиболее распространена АИСЗ «Консультант Плюс». Система «Гарант» занимает второе место в России по количеству пользователей. На третьем месте находится достаточно популярный продукт — информационно-поисковая система «Кодекс».