Д) Развитие федерализма.

Россия является федеративным государством, включающим 89 субъектов. До весны 1992 г. высшие представительные и исполнительные органы власти совместно работали над подготовкой Договора о разграничении компетенции между федеративными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, автономных образований, позволявшего сохранить целостность России. 21 апреля он был принят на VI съезде народных депутатов РСФСР. Его текст был включен в Конституцию страны, которая приобрела наименование “Российская Федерация, Россия”.

В 1992-1993 гг. федеративные отношения в России характеризовались преобладанием центробежных тенденций. Однако начавшийся еще в СССР парад суверенитетов удалось остановить в рамках Федеративного Договора (март 1992 г.), новой Конституции РФ (1993 г.), Договора об общественном согласии (апрель 1994 г.). Опорой Президента стали созданные в 1992 г. Совет глав республик (октябрь), Союз губернаторов (ноябрь).

В 1994 г. был подписан договор о разграничении полномочий между федеральной властью и Татарстаном, давший республике значительно более широкие права по сравнению с другими субъектами. В общей сложности в 1994-1995 гг. было подписано 20 двусторонних договоров с российскими автономиями. В результате национально-территориальные субъекты приобрели существенно большую самостоятельность, чем территориальные, что вызвало обоснованное недовольство руководителей краев и областей.

Однако в 1990-х у федеральных властей отсутствовала продуманная национальная политика, что особенно отрицательно сказалось на Кавказе, в частности, в Чеченской республике. В конце 1991 г., разогнав законно избранные органы власти, к руководству в Чечне пришел генерал Д. Дудаев. В республике утвердился открыто криминальный режим. Дудаев провозгласил независимость Чечни, которую никто не признал, но с которой до середины 1994 г. никто не боролся. Пользуясь попустительством Москвы, Дудаев захватил значительную часть имущества и вооружения российских войск в Чечне. Территория республики превратилась в базу, с которой преступные группировки проводили криминальные операции по всей России.

Для наведения конституционного порядка в декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены федеральные войска. Началась кровопролитная война, унесшая десятки тысяч человеческих жизней. Окончание первой чеченской кампании ознаменовалось подписанием Хасавюртовских соглашений. В августе 1996 г. полномочный представитель Президента в Чечне генерал Лебедь подписал с начальником штаба боевиков А.Масхадовым соглашение о прекращении огня и выводе федеральных войск с территории республики. Чечня получила возможность избирать новое руководство (Дудаев был убит, а поставленного Москвой Д.Завгаева чеченцы считали предателем). Вопрос о политическом статусе Чечни был отложен на пять лет. В мае 1997 г. Ельцин и Масхадов, избранный президентом Чечни, подписали в Москве договор о принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской республикой Ичкерия. Фактически Чечня стала независимым государством. Однако эти соглашения лишь отсрочили новое столкновение с боевиками, получившими возможность беспрепятственно строить в Чечне криминальный режим, прикрывающийся исламскими религиозными лозунгами.

Начало новой чеченской кампании осенью 1999 г. было спровоцировано террористическими актами боевиков: вторжением в Дагестан и взрывами жилых домов в Москве. Контртеррористическая операция в Чечне завершилась установлением контроля федеральных властей практически на всей территории Чечни. В самой Чечне большая часть населения хотела мирной жизни и была согласна с вхождением республики в состав РФ, что показал проведенный в марте 2003 г. референдум. В октябре 2003 г. президентом Чеченской республики был избран А. Кадыров. Однако положение в Чечне оставалось нестабильным; в мае 2004 г. в результате террористического акта А.Кадыров погиб. В настоящее время президентом Чеченской республики является его сын Р.Кадыров.