Г) Развитие российского парламентаризма и президентской системы.
В декабре 1993 г. – одновременно с референдумом – состоялись выборы в Государственную Думу. Они проводились по мажоритарно-пропорциональной системе: 225 депутатов избирались по одномандатным мажоритарным округам, 225 – по общефедеральным партийным спискам. В выборах приняли участие 13 политических партий и объединений, но лишь 8 из них сумели преодолеть пятипроцентный барьер и получить места в парламенте. Накануне выборов казалось, что наибольшие шансы на победу имеет близкий к президенту политический блок “Выбор России” во главе с Гайдаром. Однако партийным спискам относительную победу (около 25% голосов) одержала Либерально-демократическая партия во главе с В.В.Жириновским, который раздавал неоправданные обещания обездоленным слоям населения, апеллировал к национальным чувствам русского народа, провозглашала державные лозунги. Хотя с учетом депутатов, избранных по одномандатным округам “Выбор России” сформировал самую крупную фракцию в парламенте (76 мест), итоги выборов демонстрировали разочарование населения в рыночных реформах и отказ в доверии представителям демократов. В целом в Думе сложился перевес левых и патриотических сил: Аграрная партия – 55 мест, КПРФ – 45 мест, объединение “Российский путь” – 25 мест.
Одним из первых актов Думы стало направленное против Ельцина решение об амнистии арестованных в связи с августовским путчем 1991 г. и октябрьскими событиями 1993 г. В дальнейшем левые фракции Думы неоднократно пытались добиться денонсации Беловежских соглашений, начать процедуру отрешения Президента от должности (импичмента). Однако им не удалось набрать необходимого большинства голосов. Избранный от Аграрной партии спикер И.П.Рыбкин вел центристскую линию.
Несмотря на острое политическое противостояние, Дума сумела принять Гражданский кодекс, законы о выборах Президента и парламента, об общих принципах устройства государственной власти, местном самоуправлении, гарантии избирательных прав.
В декабре 1995 г. прошли выборы во вторую Государственную Думу (первая была избрана на два года). В них участвовали 43 партии и предвыборных объединения. Основным представителем левых сил на выборах стала КПРФ во главе с Зюгановым. Избирательная кампания коммунистов строилась на критике рыночных реформ и политики президента. Демократические силы оказались расколотыми на несколько блоков и объединений, крупнейшими из которых были “Демократическая Россия” во главе с Гайдаром и “Яблоко” во главе с Явлинским. Политику правительства защищало движение “Наш дом – Россия” (НДР), возглавляемое Черномырдиным.
Провести своих представителей в Думу смогли только четыре объединения: КПРФ (22% голосов избирателей), ЛДПР (11%), НДР (10%) и “Яблоко” (8%). Таким образом, в парламент прошли партии, за которые проголосовало немногим более половины принявших участие в выборах. В новой Думе фракция КПРФ стала самой многочисленной. Спикером стал представитель коммунистов Г.Н.Селезнев. С фракцией КПРФ тесно сотрудничали две депутатские группы: “Народовластие” во главе с бывшим премьер-министром СССР Н.И.Рыжковым и Аграрная группа во главе с Н.М.Харитоновым. Преобладание в Думе левых сил привело к обострению противостояния между парламентом и Президентом.
В 1996 г. наступила очередь президентских выборов. На пост Президента РФ претендовало 11 кандидатов. Фаворитами президентской гонки являлись Ельцин и Зюганов. К началу президентской кампании Ельцин имел крайне низкий рейтинг – 3%. Однако агитация за Ельцина (его предвыборный штаб возглавлял Чубайс) была организована превосходно. В первом туре Ельцин набрал 35,6% голосов, второе место занял Зюганов (31,96%), третье – генерал А.И.Лебедь (14,7%). Перед вторым туром президентской команде удалось привлечь Лебедя на свою сторону. Он был назначен секретарем Совета безопасности РФ и помощником Президента по национальной безопасности. Второй тур принес победу Ельцину (53,7%), за Зюганова проголосовали 40,4% участвовавших в выборах.
Союз Ельцина с Лебедем оказался недолгим. В октябре 1996 г. секретарем Совета безопасности был назначен Рыбкин. Лебедь вновь перешел в оппозицию к Ельцину. Сам Ельцин с конца августа 1996 г. до начала марта 1997 г. тяжело болел. Между тем социально-экономическая обстановка в стране оставалась крайне сложной и накаленной.
В 1998 г. в стране продолжался кризис государственной власти, в значительной мере обусловивший кризис финансово-экономический. Ельцин искал выход из кризиса на пути кадровой политики: в течение года он сменил трех премьер-министров. Пришедшее к власти в сентябре 1998 г. правительство Примакова по сути было коалиционным. В его состав вошли представители всех крупных фракций Госдумы. Но уже в мае 1999 г. кабинет Примакова был отправлен в отставку, а главой правительства был назначен Степашин.
С конца 1998 г. все политические силы начали активную подготовку к выборам в Государственную Думу в конце 1999 г. и выборам Президент в марте 2000 г. Ельцин официально объявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на третий срок, но его волновал вопрос о преемнике. 9 августа пост премьер-министра занял Путин, сменив Степашина.
Новый премьер-министр проявил себя энергичным, решительным и масштабно мыслящим руководителем. Общество увидело в нем политика, способного объединить различные политические силы. В результате после выборов в Государственную думу, состоявшихся в декабре 1999 г., в российском парламенте сложилась принципиально новая расстановка сил. Значительного успеха (83 места из 450) добилось избирательное объединение “Единство”, созданное “в поддержку Путина” (лидеры Шойгу, Карелин, Гуров), 84 места получила КПРФ, 46 – “Отечество – вся Россия”, 31 – “Союз правых сил”, 19 – “Яблоко”, 16 – ЛДПР.
Успех центристских сил на выборах в Думу позволил Ельцину оставить свой пост досрочно, о чем он заявил в прямом эфире 31 декабря 1999 г. Согласно Конституции, обязанности Президента стал исполнять глава правительства Путин. 26 марта 200 г. в первом туре он одержал победу на президентских выборах. Пост главы правительства занял М.М.Касьянов. С уходом Ельцина закончился первый этап сложных преобразований старой советской социально-экономической и политической системы.
Первые шаги нового Президента России были направлены на укрепление “вертикали власти”, повышение авторитета и роли государства в жизни общества. Одновременно подчеркивалось, что демократический выбор, сделанный страной в 1990-х гг., не подлежит пересмотру.
Началась реформа системы местного самоуправления. В сжатые сроки удалось привести местные законы в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным законодательством, а также создать в округах органы прокуратуры и внутренних дел. Эти меры усилили роль центра на местах, укрепили Федерацию, восстановили единое законодательное пространство России.
Одновременно началась подготовка и разработка других реформ (аграрной, налоговой, судебной, военной, административной и т.д.). По инициативе Президента была проведена реформа Федерального собрания. Совет Федерации теперь формируется не из губернаторов, а из представителей регионов (по два от каждого), избираемых их законодательными органами и назначаемыми главами администраций.
return false">ссылка скрытаПродолжалось совершенствование российской многопартийной системы. Закон о политических партиях признает таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения и являются общефедеральными.
В результате вместо примерно 300 политических организаций, участвовавших в выборах в 1999 г., к выборам в Государственную Думу 2003 г. было допущено только 26. Наибольшие шансы имела партия “Единая Россия”, которая образовалась в 2001 г в результате объединения движений “Единство” и “Отечество – вся Россия”. Лидерами ее стали Б.В.Грызлов, Ю.М.Лужков, М.Ш.Шаймиев и С.К.Шойгу. На выборах “Единая Россия” набрала более 37% голосов, КПРФ получила 12%, ЛДПР – 11%, блок “Родина” – 9,1%. Серьезное поражение потерпели правые: ни “Яблоко”, ни СПС не преодолели 5-процентный барьер и в Думу не прошли.
В марте 2004 г. Путин был избран Президентом на второй срок.
В декабре 2007 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Согласно новому избирательному принципу, выборы по мажоритарным одномандатным округам уже не проводятся, депутаты избираются только по партийным спискам. В выборах участвовали 12 партий, прошли в парламент четыре партии. Решительную победу одержала “Единая Россия” (315 мест), на втором месте – КПРФ (57 мест), затем – ЛДПР (40 мест) и “Справедливая Россия” (38 мест). Итоги выборов свидетельствовали о массовой поддержке народом президентского курса, ибо партийный список “Единой России” возглавлял сам Путин.